Харьюский уездный суд признал в среду Светлану Бурцеву виновной в нарушении "международных санкций и государственной измене" и приговорил ее к тюремному заключению.
Суд приговорил Бурцеву к шести годам лишения свободы, срок наказания отсчитывается со дня ее задержания 28 февраля прошлого года. Суд отклонил ходатайство защиты о возмещении ущерба, причиненного уголовным разбирательством.
Бурцева обвиняется в нарушении международных санкций "путем работы в российской медиакомпании РИА «Россия сегодня», руководитель которой Дмитрий Киселев находится в списке финансовых санкций". Таким образом, Светлана Бурцева предоставляла экономические ресурсы лицу, находящемуся под санкциями, путем написания статей для интернет-издания РИА «Россия сегодня»/Baltnews и создания фотографий к статьям.
Бурцева также обвиняется в установлении и поддержании отношений против Эстонской Республики с иностранцем Романом Ромачевым и оказании ему и российской организации «Р-Техно» содействия в ненасильственной деятельности, направленной против независимости и суверенитета Эстонской Республики.
Суд принял все представленные доказательства, признал их допустимыми и признал вину Бурцевой полностью доказанной.
Суд установил, что Дмитрий Киселев в период, описанный в обвинительном заключении, находился под санкциями и контролировал деятельность РИА «Россия сегодня» в качестве его генерального директора или руководителя. Также с 25.02.2023 в санкционный список было добавлено подразделение РИА «Россия сегодня» Baltnews. Светлана Бурцева работала корреспондентом РИА «Россия сегодня» с 01.01.2020 по 29.10.2022 по трудовому договору и продолжала работать по другому договору в РИА «Россия сегодня» и Baltnews, писала статьи для интернет-издания, а также создавала фотографии для статей. Таким образом, в указанный в обвинительном заключении период Светлана Бурцева предоставляла экономические ресурсы лицам, находящимся под санкциями, в нарушение запрета, установленного в статье 2(2) Регламента Совета Европейского союза № 269/2014 от 17.03.2014.
Суд установил, что Роман Ромачев является офицером запаса ФСБ, который является руководителем частной разведывательной компании «Р-Техно». Задачей компании является, в том числе, создание резерва для разрабатываемой в Российской Федерации системы противодействия информационной войне и психологическим операциям. Компания работает в этой сфере более 20 лет.
Услуги компании и Ромачева в области гибридной войны, включая информационное воздействие, использовались государственными организациями Российской Федерации для реализации целей стратегии безопасности России. Задачей Ромачева было не только выступать в качестве приглашенного лектора в магистерской программе «Информационные и гибридные конфликты» Севастопольского государственного университета, но и вербовать будущих агентов влияния из числа студентов.
По мнению суда, целью установления отношений между Романом Ромачевым и Светланой Бурцевой было начать публиковать в сотрудничестве различные труды, которые были бы направлены на цели внешней политики и политики безопасности Российской Федерации для реализации деятельности влияния Российской Федерации, в том числе в так называемом ближнем зарубежье.
С ведома Ромачева Бурцева написала книгу «Гибридная война за мир. "Где состоится его Курская битва"», которая по сути является "пропагандистским произведением, лишенным признаков самостоятельного анализа". Книга "манипулирует историческими фактами, распространяет ложную информацию и создает недоверие к государственной власти". Содержание книги "раскалывает эстонское общество и дискредитирует Эстонию". Суд установил, что Бурцева в сотрудничестве с Ромачевым и частной разведывательной компанией R-Techno опубликовала книгу в издательстве Kuum-Liin Telekom. После выхода книги Роман Ромачев сразу же начал ее продвигать с целью максимально широкого распространения, в том числе в Эстонии и других странах Балтии.
При вынесении приговора суд учел, что обвиняемая обвинялась в умышленном нарушении международных санкций в течение нескольких лет. Значительным вкладом можно считать сотрудничество со связанными с Киселевым СМИ, однако необходимо учитывать, что количество статей было не очень большим, учитывая временной период. Учитывая, что вина близка к средней, смягчающих или отягчающих обстоятельств в деле нет, с учетом обстоятельств совершения преступления и личности обвиняемой целесообразным наказанием является лишение свободы сроком на два года.
По мнению суда, Светлана Бурцева совершила государственную измену преднамеренно, однако суд установил, что вина все равно близка к минимуму. Это была одна книга, и время ее воздействия на широкую общественность было недолгим. Тот факт, что Светлана Бурцева не имеет предыдущих судимостей, также должен быть учтен при выборе наказания. Учитывая все это, суд считает, что запрашиваемое прокурором наказание в виде шести лет лишения свободы соответствует степени вины Светланы Бурцевой, характеризующим ее данным и целям наказания.
Учитывая тот факт, что преступления выпали на один период времени и в некоторой степени схожи по содержанию, суд приговорил Бурцеву к совокупному наказанию в виде шести лет лишения свободы.
Бурцева должна выплатить штраф в размере 2215 евро в качестве процессуальных издержек, а расходы на нанятых адвокатов также полностью должны быть оплачены ею.
Приговор не вступил в силу и может быть оспорен в Таллиннском окружном суде в течение 30 дней.
Государственный прокурор Энели Лауритс выразила удовлетворение приговором. «В сегодняшнем решении Харьюский уездный суд согласился с позициями, выдвинутыми прокуратурой в своем обвинении. Таким образом, суд подтвердил вину Светланы Бурцевой как в нарушении экономических санкций, так и в государственной измене», - сказала она.
Бурцева, ставшая гражданкой Эстонии в 1994 году, совершила более тяжкое из двух преступлений, в которых обвиняется — государственную измену, когда после получения степени магистра по программе «Информационные и гибридные войны» в Севастопольском университете написала и опубликовала книгу о гибридных войнах. Это было сделано в сотрудничестве с бывшим офицером российской разведки, который был ее лектором в университете и помог Бурцевой составить и опубликовать книгу.
«Хотя суд по требованию прокуратуры приговорил Бурцеву к минимально возможному наказанию за государственную измену, нельзя недооценивать потенциальное негативное влияние ее деятельности на безопасность Эстонии. Составленный Бурцевой и опубликованный под псевдонимом Л.Б. Свет труд был своего рода пособием по ведению гибридной войны против Эстонии», - сказала прокурор.
Собранные Департаментом полиции безопасности (КаПо) доказательства свидетельствуют, что действия Бурцевой можно было трактовать как информационную операцию, направленную на усиление социальной напряженности и тем самым на подрыв суверенитета.
«В этом свете сегодняшний приговор является важным сдерживающим сигналом, подтверждающим, что любое сотрудничество с российским разведывательным сообществом и участие в курируемых им информационных операциях будет наказываться в соответствии с характером деяния. Даже если это ненасильственный акт гибридной войны», - сказала она.
Бурцева также была наказана за нарушение экономических санкций, которое, как было установлено, она совершила, продолжая обслуживать деловые интересы Дмитрия Киселева после вступления в силу экономических санкций против Киселева.
Суд установил, что Бурцева продолжала действовать с большим рвением и после введения санкций. Она сама активно предлагала темы, координировала свои действия с другими корреспондентами «России сегодня» и писала статьи на актуальные темы. Для сокрытия своей личности Бурцева использовала псевдоним Алан Торм. Однако данные, собранные Бюро финансовой разведки, помогли доказать, что Бурцевой тайно платили за работу от имени Алана Торма через белорусскую компанию.
Бурцева также пыталась обойти запреты, нарушая экономические санкции, тем самым поддерживая распространение пропаганды Российской Федерации.
«В сегодняшнем решении суд подчеркнул, что «Россия сегодня» - это медиагруппа, финансируемая из российского федерального бюджета, основной целью которой является распространение проправительственной пропаганды. Поскольку Бурцева много лет работала на «Россию сегодня», суд пришел к выводу, что статьи Бурцевой были экономически полезны и необходимы для российского пропагандистского издания. В противном случае ее услуги не были бы востребованы и не были бы оплачены. При этом важно подчеркнуть, что прокуратура обвинила Бурцеву не за содержание новостных материалов, опубликованных в СМИ «России сегодня», а за то, что, исходя из имеющихся доказательств, Бурцева, зная о введенных против Киселева санкциях, продолжала обслуживать его бизнес-интересы», - сказала прокурор.
«Бурцева в ходе судебного разбирательства утверждала, что не осознавала масштабов санкций, наложенных на Киселёва, и не знала, что запреты были наложены и на компании, связанные с Киселёвым. Однако суд счел такое утверждение неправдоподобным, поскольку доказательства показывают, что Бурцева, создававшая медиатексты для российских пропагандистских каналов, была знакома с информацией, распространявшейся в эстоноязычной прессе, которая неоднократно объясняла масштабы экономических санкций», - сказала она.
«Поскольку Харьюский уездный суд подтвердил представленные прокуратурой позиции в деле обвинения и полностью удовлетворил ходатайство обвинения о приговоре, прокуратура, скорее всего, не видит необходимости оспаривать сегодняшнее решение в Таллиннском окружном суде. Однако окончательное решение по апелляции прокуратура примет после ознакомления с позициями решения уездного суда», - сказала государственный прокурор.