Министерство финансов подготовило поправки к Закону о предотвращении отмывания денег и финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В частности, эти поправки устанавливают новые критерии по контролю за оборотом наличных средств на счетах простых жителей Латвии, то есть нас с вами.
Попросту говоря, впредь банки должны будут сообщать обо всех клиентах, которые вносят на счет наличные на сумму более 750 евро или же снимают со счета более 1500 евро. Служба финансовой разведки будет получать сведения также о латвийцах, получивших или отправивших денежный перевод наличными на сумму 1000 евро и более.
Чувствуете, как власти затягивают гайки?
■ ■ ■
А ведь наличность в Латвии, это традиция, с которой наши люди и не думают прощаться. Вот и недавно опрос подтвердил, что 29% латвийских потребителей предпочитают платить наличными. Чаще всего этим способом пользуются люди в возрасте около 60 лет – почти треть представителей этой возрастной группы.
Однако и более молодые люди активно используют наличные расчеты: в возрасте 30 лет этот способ оплаты выбирает каждый третий латвиец, в возрасте 20 лет – каждый четвертый, а среди молодых людей в возрасте 16–19 лет – каждый шестой. При этом почти каждый житель Латвии в прошлом году хотя бы раз платил наличными.
■ ■ ■
Поправки вызвали бурю негодования в социальных сетях. «У меня частный бизнес, я плачу все налоги, получаю зарплату и дивиденды на банковский счет. В связи с чем я должен отчитываться за снятие моих собственных наличных со счета? Вывод один: государственные органы хотят контролировать и иметь возможность влиять на меня как на физическое лицо, блокируя средства», – возмущается предприниматель Андис.
«Почему я должна оправдываться перед кем-то, если хочу забрать свои честно заработанные деньги? Может, скоро мне придется отвечать, почему я ем восемь буханок хлеба в месяц вместо пяти? Пенсия моего мужа крошечная по сравнению с моей. Он живет в деревне, а я работаю в Риге. Если нашему хозяйству понадобится что-то купить, я не смогу дать мужу необходимую сумму, не объяснив, что я не террористка! Я категорически против принятия этого закона. А что будет, если вдруг исчезнут электричество и Интернет? Нужно же иметь дома какое-то количество наличных», – негодует пенсионерка Вия.
И таких комментариев очень много. Люди отмечают, что, несмотря на развитие безналичных и электронных платежей, наличные деньги продолжают играть важную роль в нашей жизни. Так, даже отправляясь в поездку за границу, желательно иметь при себе небольшой запас наличности – так, на всякий случай. А с учетом геополитической ситуации в мире многие люди часть своих сбережений предпочитают хранить в наличной форме.
■ ■ ■
При этом такой закон значительно увеличит бюрократическую нагрузку, и для обработки такого объема информации, вероятно, государству потребуются дополнительные ресурсы.
«Мне интересно, какие результаты были достигнуты после предыдущего снижения этих порогов на операции с наличными? Сколько террористов и отмывателей денег было поймано таким образом? Чиновники просто ищут себе искусственную работу! В Латвии вс» чрезмерно бюрократизируется…
Не говоря уже о том, насколько все это эффективно, во сколько обходится налогоплательщикам и сколько будет стоить латвийской экономике? Сколько часов каждый потратит, чтобы оправдать законное происхождение своих средств», – продолжают возмущаться жители Латвии.
■ ■ ■
Другие комментаторы считают, что поправки носят антинародный характер и в итоге превратят Латвию в полицейское государство. «Кто-то это не считает безумием? Я всю жизнь честно работал и честно платил налоги своей стране, накопил 5000 евро, а теперь мне придется отчитываться перед теми людьми, которые ни часа в жизни не работали по-настоящему, но получают свои неадекватно высокие зарплаты в государственных учреждениях! Вы серьезно? Если я решу отдать свои наличные сбережения родственнику или жене, мне придется отчитаться и объяснить, что я не террорист? У чиновников в голове хоть что-то осталось, или этот бюрократический аппарат из них высосал последние остатки мозга? Лучше бы они занялись защитой нас, налогоплательщиков, которые их содержат, от всяких Интернет- и телефонных мошенников. Мы, простые люди, конечно, терпеливы, но не стоит плевать в колодец, из которого пьешь! Должен же быть предел репрессиям против соотечественников», – это, пожалуй, самый негативный из всех комментариев в социальных сетях.
■ ■ ■
В итоге чиновники вынуждены были давать объяснения. Министерство финансов пытается успокоить жителей, заявив, что поправки к закону будут касаться только обмена информацией между службами. Цель поправок – борьба с теневой экономикой посредством точного анализа рисков для выявления лиц, вовлеченных в нее.
«Прежде всего, нет никаких ограничений на внесение или снятие наличных, и эти поправки не обязывают людей предоставлять какие-либо декларации», – успокаивает директор Департамента политики налогового администрирования Министерства финансов Яна Салминя. Декларации надо будет составлять не жителям, а финансовым учреждениям. По сути, данные поправки подразумевают, что финансовые учреждения будут предоставлять информацию в Службу финансовых расследований, которая передаст ее в Службу государственных доходов.
Затем СГД проанализирует эту информацию вместе со всей другой доступной информацией, чтобы конкретно выявить случаи уклонения от уплаты налогов или участия в теневой экономике. Решение о таком регулировании было принято при разработке плана по борьбе с теневой экономикой, поскольку ряд исследований показал, что использование наличных денег часто является движущей силой теневой экономики, заявила Салминя.
■ ■ ■
Планируемые изменения не предусматривают запрета или ограничения на перечисление наличных на расчетный счет, а также запрета на использование наличных денег в расчетах или создание сбережений. Как и прежде, каждый человек будет иметь право накапливать наличные деньги, совершать наличные платежи, а также вносить наличные на свой счет, поясняют представители СГД.
«Человек также может внести на счет 2000 евро, и если система оценки рисков покажет, что у человека есть конкретные доходы или транзакции, которые могут указывать на возможность как внесения, так и снятия такой суммы со счета, у него не возникнет никаких проблем. Проблемы могут возникнуть в случаях необъяснимого совпадения», – уверяет Яна Салминя.
В таких случаях СГД свяжется с человеком и попросит объяснить, откуда взялись деньги, которые были зачислены на счет.
■ ■ ■
Что же такое «необъяснимое совпадение»? Например, существует такое понятие, как зарплата в конверте. И при проверке СГД вполне может обнаружить, что человек не задекларировал истинную сумму дохода.
В таком случае человеку придется задекларировать свои «серые» заработки и заплатить с них все полагающиеся налоги.
Эти поправки пока находятся в стадии разработки и еще будут представлены на согласование в другие учреждения. Однако они должны вступить в силу с 1 января, как и было ранее решено Сеймом. Министерство финансов надеется, что они будут приняты к осени этого года.
■ ■ ■
И хотя страхи оказались преувеличенными, нужно учитывать факт – мы теперь все находимся под колпаком. Банковская тайна умерла уже несколько лет назад. По оценкам Ассоциации финансового сектора, в результате новых поправок под контроль попадут примерно 28 тысяч физических лиц, которые в среднем вносят на свои счета наличные деньги на сумму около 43 миллионов евро, а также примерно 18 тысяч юридических лиц, внесших на счета кредитных организаций около 83 миллионов евро. Пока обещают, что никаких ограничений для них не будет. Но кто его знает, чем все это обернется в будущем.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист