Когда мы недавно вспоминали знаменитых блондинок французского кино, то пришли к выводу, что любовь к ним советских зрителей необъяснима. Потому что фильмов с этими блондинками в советском прокате показывали мало, иногда всего два или три.
Теперь мы вспомним французскую актрису, пожалуй, чемпионку советского проката. Фильмы с ней появлялись буквально каждый год на протяжении длительного времени, даже не будем их всех перечислять. При этом актриса вовсе не была блондинкой, а в конце жизни сказала: «Я очень страшная, но мне не для кого быть красивой!».
Актриса в белом халате
Это Анни Жирардо. Родилась в 1931 году в Париже, после колледжа поступила в школу медсестер, но мечтала о карьере актрисы. Однажды мать сказала ей: «Попробуй. Почувствуешь себя плохой актрисой – вернешься в клинику. Во всяком случае, медсестра из тебя получится хорошая».
Анни поступила в консерваторию, играла в театре. В кино – с 1950 года. Надо сказать, что советским зрителям повезло – хотя они и познакомились с Анни Жирардо только в 1962 году, но зато это был «Рокко и его братья» Лукино Висконти, фильм, сделавший актрису знаменитой. Еe партнeрами по съeмочной площадке были Ален Делон и Ренато Сальватори, за которого она вышла замуж в том же 1962 году. Этот брак стал единственным в еe жизни.
С тех пор Анни Жирардо стала регулярно появляться на советских экранах, хотя фильмы с ее участием не так часто становились лидерами советского проката.
Со вторым фильмом вообще вышла накладка. В 1967 году Клод Лелюш снял картину «Жить чтобы жить», своеобразное продолжение знаменитой ленты «Мужчина и женщина», но с Жирардо и Ивом Монтаном в главных ролях. Французская пресса фильм раскритиковала, а СССР его сразу купил, очевидно из-за успеха в прокате предыдущего фильма режиссера. Фильм озвучили на «Мосфильме», но тут Ив Монтан осудил ввод советских войск в Чехословакию, картина была положена на полку и вышла только в 1975 году. В СССР тогда ее посмотрели 12700000 человек.
Полeт в Москву
А в 1967 году Анни Жирардо неожиданно появилась в советском фильме «Журналист» Сергея Герасимова. Фильм в двух сериях. Действие второй частично происходит в Париже, куда командируют главного героя. И там, в парижском кафе, он присутствует на беседе советских журналистов с Анни Жирардо. Которая играла саму себя.
Но, оказывается, в Париже были сняты только виды улиц, а остальное – декорации в Москве, на студии Горького. Жирардо вспоминала: «Я приехала в 1967 году, в минус 27 – чтобы заменить Симону Синьоре по еe же просьбе в фильме Герасимова. Съeмочная группа ездила повсюду, и надо же, в бюджете больше не было ни гроша. Все были дома, и всe, что нужно было снять в Париже, сняли на студии Горького… Я вспоминаю съeмки, мои эмоции, нужно было говорить, я уже не знала о чeм, что-то вроде банальной беседы, и в определeнный момент я должна была спеть «A la claire fontaine» (старинная французская песня), чтобы удостоверить зрителя, что всe это происходит в Париже. Я вспоминаю, как мне было холодно. Мне дали выпить, но не водку, а кальвадос, и сказали, что это всe, чем можно помочь...»
Судя по мемуарам актрисы, снимали долго и мучительно, она не понимала, что от нее хотят, ее клонило в сон от непонятной монотонной русской речи и после 13-го дубля она уснула прямо за столом. Но в фильме этого не видно, все кажется естественным, хотя современным зрителям сцена с Жирардо представляется скучноватой. Тогда фильм посмотрели 27500000 советских зрителей, он был признан лучшим фильмом года читателями журнала «Советский экран» и получил главный приз Московского кинофестиваля.
Сейчас можно сказать, что фильму неожиданно повезло. Симона Синьоре давно забыта, она осталась в 60-х годах прошлого века, а вот Анни Жирардо помнят до сих пор.
Экран памяти
С 1971 года и до конца СССР фильмы с Анни Жирардо появлялись в советском прокате практически каждый год и при этом довольно быстро после их выхода во Франции или Италии. Очевидно, что актриса была на хорошем счету у руководителей советской культуры: антисоветских заявлений не делала, эротикой не завлекала, наоборот, поднимала социальные проблемы.
Самым ее кассовым фильмом в советском прокате стал «Знакомство по брачному объявлению» (В оригинале – «Беги за мной, чтобы я тебя поймала», 1976), он вышел в январе 1978 года и собрал 24,9 миллиона зрителей за первый год демонстрации. В то время как во Франции его посмотрели всего лишь 1,7 миллиона зрителей. Это комедия, в которой Жирардо играет одинокую собачью парикмахершу. Однажды она даeт в газету объявление о знакомстве и идет на первое свидание в кафе… Фильм примечателен ещe тем, что там советские люди впервые увидели собаку породы бассетхаунд, что потом было отмечено многими собаководами.
Среди других запомнившихся фильмов – криминальная драма «Шантаж» (1972), весьма актуальная и в наши дни. Жирардо в роли кандидата в мэры небольшого городка, жертвы грязных предвыборных технологий. В Латвии этот фильм вышел в 1974 году и даже через пять лет его еще можно было увидеть в кинотеатрах. За первый год его посмотрели 14200000 советских зрителей, а сколько за пять лет – никто не считал.
В 1977 году вышла медицинская драма «Доктор Франсуаза Гайан» (1975), история женщины-врача, которая узнает, что у нее рак.
В 1983-м – криминальная драма «Чeрная мантия для убийцы» (1980), Жирардо в роли адвоката Флоранс, которая укрывает бежавшего осуждeнного на смерть и помогает добиться правосудия.
Это лишь самые известные фильмы с Анни Жирардо в советском прокате, так-то их было гораздо больше. Например, в июле 1977-го в Ригу привезли картины с Московского международного фестиваля, среди них «У каждого свой ад», где Жирардо играла мать похищенного ребенка, но в прокате этого фильма не было.
А последней лентой с Жирардо на советском экране был фильм «Руфь» 1989 года. Это совместное производство ФРГ и «Таджикфильма», но его мало кто видел.
Анни Жирардо активно снималась и в 90-х годах прошлого века, но в странах бывшего СССР тогда французское кино практически не показывали, его вытеснило американское. Пожалуй, последний знаменитый фильм с Жирардо – «Пианистка» 2001 года, Гранпри Каннского кинофестиваля, но у нее там не главная роль.
В 2002–2003 году Анни Жирардо снялась в российском сериале «Свободная женщина», в двух сезонах. Для нас интересно, что в первом сезоне с нею вместе снимался наш земляк Андрис Лиелайс, в то время живший в Москве. Потом, как известно, он вернулся, хотел пройти в депутаты Сейма, но неудачно.
Полeт в Ригу
Но еще интереснее тот факт, что Анни Жирадо приезжала в Ригу. Это было в 1997 году и этому предшествовала целая история.
Сначала председатель Латвийско-французской ассоциации Инесе Петерсоне вместе с организаторами фестиваля «Балтийская жемчужина» посетила актрису во Франции и подарила ей латышский перевод еe книги «Жить любовью». «Анни Жирардо была очень удивлена тем, что ее книга переведена на язык маленькой нации, о которой она ничего не знала», – сообщала пресса. Но, может быть, она удивилась и тому, что ее книгу издали без ее ведома. Актриса тоже хотела что-то дать взамен, ее попросили подарить автограф для президента Гунтиса Улманиса.
В марте 1997 года президенту была вручена книга актрисы с дарственной надписью «До скорой встречи!». Книга была переведена г-жой Петерсоне, она и вручила. Как сообщалось, «президент поблагодарил за подарок, признав огромную важность эмоциональных связей и духовности в человеческих отношениях».
И вот 9 апреля 1997 года Анни Жирардо прилетела в Ригу. Газета NRA писала: «Сначала книга французской актрисы Анни Жирардо с подписью для президента республики отправилась в Ригу, но вчера вечером она сама приехала в Ригу с намерением два дня играть в театре. В коричневых очках и сером пальто. Она выкурила белую сигарету Gittanes и сказала: «Вуаля!» Еe очень удивил вопрос, пришлось ли ей долго думать, прежде чем было принято решение поехать в Ригу».
Анни Жирардо привезла спектакль «Водопады Замбези», с которым два раза выступила в Доме конгрессов. Хорошо, что рижане увидели знаменитую актрису, когда она ещe была здорова, но для самой Анни это было тяжелое время.
Зигзаг судьбы
В 1988 году, отдыхая на Средиземном море с дочерью и внучкой, Анни Жирардо узнала о том, что Ренато Сальваторе умер. Несмотря на то, что в конце 1960-х годов они начали жить раздельно, официально они оставались в браке. Как известно, даже рождение дочери Джулии в 1962 году не изменило Ренато. Он кутил, пил, играл в казино, изменял жене. А для актрисы рождение дочери было чудом. Ведь в молодости Анни перенесла опасную инфекцию, врачи поставили диагноз «бесплодие».
После смерти Ренато пришлось продать дом в Риме, чтобы заплатить его долги. Потом Жирардо вложилась в театральный проект – мюзикл «Исправлено и дополнено» и потеряла деньги – пришлось продать квартиру в центре Парижа.
Актриса вспоминала: «В семидесятые-восьмидесятые годы фильмы часто делались «на меня», потом предложений стало меньше, кто-то сказал, что я приношу неудачу. «Еe карьера пошла зигзагом», – написал один бойкий журналист. Конечно, были роли, которые я с удовольствием сыграла бы, но мне их не предложили, либо я в тот момент была занята. А порой мне хотелось смешать карты, поразить, заинтриговать публику… Мне не в чем было оправдываться. И не о чем жалеть. Успех никогда не кружил мне голову, поражения никогда не пригибали к земле… Я страдала от невостребованности, но никогда не чувствовала себя забытой. Потому что в моeм давнем романе с публикой не случалось ни ссор, ни измен. Зритель со мной, он не оставляет меня без помощи. Я – часть его семьи. Каждый француз носит меня в сердце. В трудные годы, выходя на улицу или в магазин, я слышала вокруг: «Как поживаете, мадам Жирардо? Когда мы вас увидим на экране?» Мне хотелось поскорее доказать им и самой себе, что я возрождаюсь, что я хочу и могу работать».
Любое предложение сниматься она по-прежнему воспринимала с радостью. В кино ролей не было, она ушла на телевидение. Работа так и осталась ее единственным смыслом жизни. Наверное, поэтому она и снялась в российском сериале и не упускала возможности выйти на сцену в странах бывшего СССР.
1 апреля 1988 года рижская газета «Ригас Балсс» опубликовала «шутку»: «Анни Жирардо позвонил известный американский продюсер и предложил главную роль в новом фильме и фантастический гонорар. «Я не могу принять ваше предложение», – сказала французская кинозвезда. «Как, вы отказываетесь сниматься в Голливуде?» – переспросил удивленный продюсер. «Я уже дала согласие сниматься на киностудии имени Довженко», – ответила Жирардо. «Но этого не может быть!» – воскликнул продюсер. «Первого апреля все может быть», – лукаво улыбнулась Анни».
Жизнь, как известно, богаче любых вымыслов. Автор «шутки» и представить себе не мог, что в 1993 году французская кинозвезда будет играть на сцене Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина. И это вовсе не шутка.
Послесловие
Анни Жирардо много лет прожила с болезнью Альцгеймера. Сначала это просто были провалы в памяти. Выступая по телевидению, актриса писала на ладонях тезисы, но поскольку она привычно широко жестикулировала, это было видно всем. Постепенно ей перестали давать роли в театре. В конце жизни она не помнила друзей, родных, себя. Повторяла лишь имя мужа: «Ренато». Пресса писала: «Сегодня Анни Жирардо больше не знает, что она Анни Жирардо».
Помимо кино после актрисы осталось и несколько книг. В одной она признавалась: «Я сыграла более чем в сотне фильмов, и не все они были шедеврами. Некоторые даже не вышли на экраны во Франции, о других я предпочла бы забыть. Часто я снималась, согласившись на любые условия. Но я ни о чeм не жалею. Я не могла не работать. Работа была для меня прибежищем, как для других – наркотик. Или любовная страсть. Тут не станешь привередничать. Наверно, надо было научиться говорить «нет». Но я так и не научилась. Подобно многим другим, я позволила себя растиражировать и столько сил потратила впустую. Я шла на уступки, всякий раз надеясь, что фильм получится свежий, оригинальный, талантливый. И часто меня ждало разочарование…»
«Я люблю жизнь, пусть она и не всегда платит мне тем же», – писала актриса. Анни Жирардо скончалась в Париже 28 февраля 2011 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.