Супруг поднимает руку на жену – ситуация не редкая. Может ли полиция задержать агрессивного мужа и на какой срок? В каких случаях женщине полезно «снять» побои и получить медицинское заключение? Будет ли мужчина наказан в уголовном порядке, если заставит жену забрать заявление из полиции? На вопросы отвечает юрист Наталья Сергачева.

«Заставил отозвать заявление»

Когда Валентина Борова выходила замуж за Александра, она еще не знала, на что способен ее супруг. Сначала – ревность, увеличивающаяся с годами, потом увлечение алкоголем, а еще через несколько лет – и первый удар от мужа, пребывающего в пьяном угаре.

– Самое страшное, что это видит ребенок, которому всего пять лет, – рассказывает Валентина. – Уйти я не могу, просто некуда, моя собственная зарплата совсем небольшая, съемную квартиру мне не потянуть.

Александр тем временем продолжает поднимать на Валентину руку, а недавно сломал ей нос. Женщина не выдержала, написала заявление в полицию. Но потом дома разразился такой скандал, что она в слезах побежала заявление забирать.

– Сейчас сижу и трясусь от страха, что мужа все-таки привлекут к уголовной ответственности. Он сказал, что если увидит хоть одну бумагу из полиции, просто меня убьет.

В связи с этим Валентина хочет знать, могут ли власти отправить ее мужа под суд, если она забрала из полиции заявление о побоях.

– С новыми жалобами я в полицию не пойду, – уверена она, – но о будущем думаю. Хочу накопить денег, съехать от мужа и подать на развод. Скажите, если я сейчас буду «снимать» каждый случай побоев у врача, то смогу ли при разводе получить какие-то особые условия? Например, присудят ли мне, как жертве насилия, большую часть нашей общей с мужем квартиры? Могу ли я требовать, чтобы муж возместил мне моральный и физический ущерб?

Первым делом – в полицию

Рассмотреть все правовые аспекты семейного насилия мы попросили юриста Наталью Сергачеву.

– Семейные ссоры могут заканчиваться по-разному… Если муж сломал, например, жене нос, то может ли она подать на него в суд на возмещение физического и морального ущерба?

– Если ответить коротко – да. Но в первую очередь должно быть подано заявление в полицию о возбуждении уголовного дела в связи с телесными повреждениями. Подать заявление на мужа нужно точно так же, как вы подали бы его на любого другого человека, причинившего вам физический вред. И в рамках уже заведенного уголовного дела можно затребовать компенсацию морального и/или физического ущерба.

– Что будет, если в рамках уголовного процесса судья откажет в требовании возмещения?

– Если судья в рамках уголовного процесса откажет или, например, назначит сумму возмещения, которая истцу кажется неадекватно маленькой, то пострадавший может идти дальше и просить компенсацию в рамках уже гражданского процесса, ссылаясь на уже имеющийся уголовный процесс. Пошлину при этом уже платить не надо. Пошлину не нужно платить только в том случае, если человек официально признан потерпевшим. А потерпевшим он может быть признан только в рамках уголовного процесса.

– То есть без обращения в полицию никак не обойтись?

– Обойтись можно, но в этом случае, помимо оплаты пошлины, которая рассчитывается по формуле, указанной в Гражданско-процессуальном законе и зависит от размера запрашиваемой компенсации, придется еще самостоятельно доказывать, что конфликт и повреждения имели место – это будет сложно и требует немало времени и издержек.

Действовать надо еще до трагедии

– Муж ударил жену, сломал нос. Она должна сразу вызвать полицию или лучше ехать в отделение и писать заявление там?

– Желательно вызывать полицию на место еще до того, как произошло рукоприкладство. Обычно избиению предшествуют определенные события: агрессивное поведение супруга, например. Но у нас, как правило, женщина только после удара хватает телефон и выбегает за порог квартиры или на улицу, звонит-стучит по дороге во все соседские двери и одновременно звонит в полицию. А ведь однажды муж может ударить так, что женщина уже не сможет выскочить за двери...

– Предположим, в полицию женщина не звонит, потому что жалеет мужа-агрессора или боится последствий. Нужно ли ей после каждого случая рукоприкладства идти к врачу фиксировать побои?

– Сначала надо ответить себе на вопрос – для чего вам фиксировать побои? В идеале после первого же случая избиения надо сразу обращаться в полицию и разводиться. Другое дело, если жена готовится к отступлению, планируя его задолго, чтобы суметь накопить средства, снять жилье, выждать удобного момента и т. д. В таком случае, возможно, и правильно будет «снимать» побои. Но лучше обращаться в полицию. Врач не может сказать, кто именно нанес вам телесные повреждения, он просто фиксирует побои.

– А если муж бьет так, что следов не остается – как доказать его действия?

– Сразу вызывать полицию. Сотрудники полиции будут ориентироваться по обстоятельствам, в зависимости от того, что и кого увидят: если мужчина ведет себя агрессивно, если ребенок плачет, если видно, что женщина и ребенок взволнованны, напуганы, если женщина эмоционально, со слезами  рассказывает, какую агрессию он применял… К тому же я уверена, что экспертиза сможет доказать факт побоев и в том случае, если муж старался не оставлять следов.

А что будет с детьми?

– Многие женщины боятся заявлять о насилии со стороны мужа, потому что боятся потерять детей. Мол, придет инспектор из сиротского суда и заберет ребенка. Это возможно?

– Только если это неблагополучная семья, в которой постоянно происходит обоюдное насилие друг над другом. Такое поведение родителей приравнивается к эмоциональному насилию над детьми, потому что ребенок это видит. Например, родители в пьяном угаре дерутся, а рядом находится малыш – в таком случае сиротский суд действительно может принять  решение о прекращении прав опеки. Вообще же процесс изъятия детей из семьи регламентирован законодательством, и вот так вот быстро и без веских на то оснований ничего не произойдет.

Когда детей могут разлучить с семьей?

– Согласно Закону о защите прав детей, полиция имеет право разлучить ребенка с семьей, только если его жизнь, здоровье или развитие находятся под серьезной угрозой из-за насилия, плохих условий проживания или недостаточного ухода, – поясняет Гинта Суббота, представитель сиротского суда Рижского столичного самоуправления.

Полиция проинформирует о каждом таком случае сиротский суд соответствующего муниципалитета, который затем и принимает решение о прекращении родительских прав опеки.

Если полиция прибыла по вызову на место происшествия и обнаружила, что, например, родители пребывают в состоянии алкогольного опьянения и не могут позаботиться о детях или даже бьют их, то детей могут сразу изъять из семьи.

Если же во внешне приличной семье муж избил жену, то детей, конечно, не заберут. Разве что женщине после избиения требуется госпитализация, а у детей нет родственников, которые могли бы о них немедленно позаботиться.

Терпеть не надо

– То есть женщина, которую бьет муж, может не опасаться, что она лишится детей?

– Она лишится их только в одном случае: если сама женщина представляет угрозу для жизни и здоровья своих детей.

– Часто бывает, что женщина терпит беспредел в семье именно ради детей…

– Как раз таки ради детей нужно не терпеть. Дети точно не заслуживают, чтобы видеть насилие над их родителем. Причем, возможно, многих удивлю, но нередко агрессивные мужья бывают хорошими отцами и прекрасно ладят с детьми. Но если ребенок регулярно будет видеть скандалы и, не дай бог, побои, то отношение к отцу будет иметь негативный характер (а может и перерасти в страх и ненависть). Это еще одна причина, по которой в похожих ситуациях лучше вовремя разойтись, жить раздельно без всякого насилия, благодаря чему у детей будет полноценная возможность быть и с мамой, и с папой.

«Я заберу у тебя детей!»

– Часто в серьезных конфликтах, доходящих до развода и суда, родители угрожают друг другу отобрать детей.

– «Заберу детей!» чаще всего говорят мужчины, которые, вероятнее всего, этого не сделают. Скорее всего, после развода они даже не будут общаться со своими детьми, они пропадут, не будут платить алименты. Такое, конечно, часто говорит и мать ребенка. А вот в этом случае мужчине есть чего опасаться. На моей практике именно женщины безжалостно используют детей для получения желаемого.

– Нередко женщина опасается, что дети останутся не с ней, потому что не имеет собственного жилья или, будучи домохозяйкой, не зарабатывает…

– Конечно, нужно помнить, что родители имеют равные права в опеке над ребенком, и место постоянного жительства ребенка при разводе (если у родителей нет согласия по данному вопросу) будет определять суд, рассматривая ситуацию с разных сторон. Но чем младше ребенок, тем больше шансов, что он останется с мамой. Пусть она меньше состоятельна, чем папа, но если ребенку всего хватает, то все в порядке. Очень важно также, насколько обоснованно и адекватно стороны на суде высказывают и демонстрируют свою позицию.

Насильника удалят даже из его собственной квартиры

– Допустим, квартира принадлежит мужу, который бьет жену, и жена вызвала полицию. Могут ли полицейские удалить агрессора из его собственной квартиры?

– Даже если квартира (дом) принадлежит супругу-агрессору, то ему все равно можно запретить там находиться в рамках процедуры временной защиты от насилия. Заявление может быть подано как в рамках уже начатого процесса, так и до – например, женщина хочет подать на развод, но понимает, что «если муж об этом узнает, он меня убьет».

– Что это за процедура?

– Заявление «О временной защите от насилия» можно подать в суд в случаях семейного насилия. Подает его жертва насилия, своей подписью подтверждая достоверность предоставленной информации (ложные обвинения недопустимы, за них сама жертва может быть наказана уголовным преследованием). Также в заявлении нужно отметить нужные пункты, о какой именно защите просит человек. В рамках временной защиты существует запрет на физическое приближение, запрет на коммуникацию, запрет на привлечение третьих лиц для коммуникации. Например, если суд применяет такой запрет, то муж-агрессор не сможет связаться с женой даже через родственников, например, ее родителей.

– Могут ли запрет на приближение выписать на несколько адресов, по которым может пребывать пострадавшая сторона?

– Да, могут. Но для этого должно быть обоснование. Например, по конкретному адресу агрессору нельзя находиться, потому там живет мама пострадавшей жены, которую она часто навещает. Или это адрес детского сада ребенка, куда супруга отводит и забирает малыша ежедневно.

– А можно ли запрет ограничить определенными часами?

– Можно, особенно если у отца есть график встреч с ребенком. Например, запрет на приближение к детскому садику не распространяется на среду и пятницу с 16.00 до 17.00, потому что в это время отец забирает ребенка из садика, согласно графику встреч.

– Как подать заявление о временной защите от насилия?

– В Интернете доступна форма заявления, которую можно распечатать, заполнить и подать в суд. Можно и сразу идти в полицию и заполнить заявление на месте. Если есть просьба удалить агрессора из общего жилья, которое также является местом проживания самого агрессора, то с этого момента для пострадавшей стороны назначают срок в месяц на подачу искового заявления в суд. Но нужно учитывать, что насильник может подать заявление об отмене ограничений, и его также будет рассматривать суд.

– Защита от насилия ограничивается только заявлением и запретами для агрессора?

– Сейчас агрессивного супруга обязывают пройти курсы по управлению гневом. И если он в течение определенного времени не проходит эти курсы, то ему придется возместить их полную стоимость – а это 870 евро.

Развод – на общих основаниях

– Если у жены есть доказательства, что муж ее бил, может ли она при разводе требовать себе большую часть общего дома или квартиры? 

– Нет, факт побоев в этом случае не будет иметь значения.

– На что вообще сейчас может претендовать женщина, разводящаяся при таких обстоятельствах?

– С юридической стороны – на то же, что и при обычном разводе. Если насилию со стороны отца подвержен и ребенок, то мать может стать его единоличным опекуном.

Заберите этого негодяя!

Может ли Государственная полиция сразу же увезти супруга-агрессора, чтобы он больше не оставался наедине со своей жертвой?

– При поступлении сообщения о насилии полицейские действительно имеют право изолировать насильника от других членов семьи на срок до восьми суток, – говорит Гита Гжибовска, представитель Государственной полиции. – В настоящее время изоляция может быть применена и без заявления потерпевшего. Если потерпевший желает, чтобы его защита продолжалась более восьми дней, то следует подать в суд заявление о продлении временной защиты, это можно сделать через полицию.

– Правильно ли я понимаю, что агрессор будет арестован?

– Нет, он будет удален из жилища и от своей жертвы. Задержать же лицо за совершение уголовного преступления можно на срок до 48 часов, после чего принимается решение о применении меры пресечения – дальнейшем задержании или применении меры пресечения, не связанной с лишением свободы. В свою очередь в административном порядке человека могут задержать на срок до четырех часов.

– Если вдруг потерпевший передумает, он может забрать заявление о семейном насилии?

– Если человек так решит, конечно, заявление можно отозвать, но, как уже говорилось, в случаях семейного насилия прибывшие на место полицейские в любом случае на срок до восьми суток  могут разлучить насильника с семьей.

Стоит вмешаться!

– Что делать соседям, которые слышат, как за стеной муж бьет жену? В таких случаях мучают сомнения, стоит ли вмешиваться в чужую жизнь.

– Если вам кажется, что у ваших соседей происходит какое-то насилие, то правильнее всего вызвать полицию. Идти самим туда – зачем? Чтобы самому попасть «под раздачу»? А звуки конкретного скандала с агрессией отличаются от тех, что происходит при бытовом споре.

– Частая ситуация: после сильного избиения женщина подала заявление в полицию, но когда поняла, что мужчине грозит уголовное дело, то заявление забрала. Но власти уже знают о том, что муж бил супругу. Могут ли они завести уголовное дело без заявления жены?

– Нет, для возбуждения такого дела необходимо заявление. Однако законом установлено, что заявление для возбуждения уголовного дела может подавать не только пострадавший, но и любой другой человек, который имеет основания подозревать правонарушение. То есть если в семье происходит насилие, а жена все-таки забирает поданные заявления, то его подать сможет сосед, подруга или родственники – это регламентировано законом.

Как «в кино» не получится

– Часто близкие советуют пострадавшим женщинам сменить замки в квартире и выставить вещи скандалиста из жилья. Можно ли это считать законной самозащитой?

– Это будет эффектно, как в кино. Но на практике это может оказаться самоуправством, за которую грозит административный штраф, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Выселить человека из квартиры, неважно на каком основании, можно только по решению суда. Даже если человек просто где-то находится со своими вещами, нельзя их трогать, тем более – выставлять за дверь. Это чревато заявлением в полицию с его стороны.

Что делать здесь и сейчас?

– Пострадавшему от побоев человеку помощь нужна здесь и сейчас. Как ее получить?

– Если вас хоть раз ударили – немедленно вызывайте полицию. Не принимайте никаких извинений и покаяния от агрессора. Любое «Прости меня» обязательно превратится в «Это ты меня довела!». А любое «Ты сама виновата!» на самом деле переводится как «Я знаю, что могу ударить тебя, оскорбить, и мне за это ничего не будет». Такой человек никогда не признает свою вину, виноват у него обязательно будет супруг, которого он лупит или на которого он орет. Если драки видят дети – вы таким образом их мучаете.

Если уходить совсем некуда, то можно собрать детей и уехать в кризисный центр, они есть по всей стране и работают круглосуточно.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.