В апреле страны Европейского союза официально ввели пятый пакет санкций против России. В список вошло эмбарго ЕС на импорт угля, запрет на операции с четырьмя ключевыми российскими банками и закрытие доступа в порты ЕС для российских судов.
Принятый пакет включает в себя следующие санкции:
- запрет на покупку, импорт или передачу угля и других твердых ископаемых видов топлива в ЕС из России с августа 2022 года. Импорт угля в ЕС в настоящее время составляет 8 миллиардов евро в год;
- запрет на доступ в порты ЕС судам, зарегистрированным под флагом России. Возможны исключения для судов с сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания, гуманитарной помощью и энергоресурсами;
- запрет автотранспортным операторам из РФ и Беларуси на перевозки по территории ЕС. Исключения сделаны для медицинских и продовольственных товаров, а также для автомобильного транспорта в гуманитарных целях;
- дальнейшие запреты на экспорт, нацеленные на топливо для реактивных двигателей и другие товары: квантовые компьютеры и передовые полупроводники, высокотехнологичную электронику, программное обеспечение, транспортное оборудование;
- новые запреты на импорт таких продуктов, как древесина, цемент, удобрения, морепродукты и спиртные напитки. Согласованные запреты на экспорт и импорт оцениваются в 10 млрд евро и 5,5 млрд евро соответственно;
- ряд целевых экономических мер, направленных на усиление существующих мер и устранение лазеек в ранее принятых санкциях;
- полный запрет на операции с четырьмя ключевыми российскими банками, на долю которых приходится 23% рынка российского банковского сектора. Таким образом, эти банки будут полностью отрезаны от рынков ЕС;
- санкции против компаний, продукция или технологии которых сыграли роль во вторжении, а также против ключевых олигархов и бизнесменов, высокопоставленных кремлевских чиновников.
Схожие санкции против России ввели также Великобритания и США.
Надо отметить, что Россия побила рекорды: даже против Ирана и Северной Кореи вводились более мягкие санкции. А ведь, судя по всему, это еще не конец. В итоге дело может закончиться полной экономической изоляцией этой страны.
Так, Литва уже отказалась от российского газа, в Латвии же предполагается на уровне закона запретить поставки российского газа.
Важно понимать, как новые санкции против России повлияют на экономику и бизнес нашей собственной страны.
Возможно, какого-то ответа стоит ждать автоперевозчикам. Ведь Латвия до недавнего времени была транзитным государством, автоперевозки играли важную роль в транспортной отрасли.
На момент подготовки этой статьи ответная реакция России и Беларуси была не известна. Но не исключено, что Россия и Беларусь также могут закрыть свои территории для автоперевозчиков из Евросоюза. В таком случае пострадает очень много людей в Латвии, об этом заявил председатель ассоциации грузовых перевозчиков Latvijas auto Александр Поцелуйко.
Если граница будет закрыта полностью, то это повлияет не только на шоферов, но и на связанные с автоперевозками предприятия — автосервисы, склады и так далее. В целом это может затронуть от 200 000 до 250 000 человек, сказал руководитель ассоциации.
Конечно, можно переориентироваться на грузовые перевозки в западном направлении, но на это потребуется время.
Министр сообщения Талис Линкайтс призывает латвийских перевозчиков тщательно следить за решениями в этой сфере и обеспечить доставку находящихся в России и Белоруссии транспортных средств назад в страны ЕС.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш с самого начала войны на Украине настаивал на введении самых жестких санкций против России.
На прошлой неделе глава нашего правительства заявил, что санкции призваны изолировать российскую экономику: «Санкции не остановят войну. Войну остановят украинские солдаты с помощью западного оружия. Санкции остановят способность России восстанавливать свои войска за короткий срок, потому что ей придется думать о других вещах».
В то же время Кариньш отметил, что до сих пор около 8% всей экономики Латвии было связано с Россией, и согласился с тем, что введение санкций повлияет и на латвийскую экономику.
Пожалуй, самый большой негативный эффект связан с ростом цен – инфляцией. В марте годовая инфляция в Латвии составила 11,5%. Большинство аналитиков считает, цены на продукты питания, коммунальные услуги и энергоносители (в первую очередь на газ) продолжат расти.
«Инфляционный джинн выпущен из бутылки и вернуть его будет непросто. Инфляционные ожидания могут быть сломлены экономическим кризисом с рецессией и высокой безработицей. Более приятным сценарием было бы длительное и резкое падение цен на сырье, и это, безусловно, тоже возможно», – говорит экономист банка Luminor Петерис Страутиньш.
Пока экономисты считают, что инфляция может достигнуть пика к лету и подскочить до 15%. Хотя, например, в соседней Эстонии уже насчитали инфляцию в 15,2%.
■ ■ ■
Среднегодовая инфляция на 2022 год планируется в размере 10%, но сами эксперты признают, что в постоянно меняющейся ситуации прогнозы делать сложно и варианты могут быть самые разные. Главным минусом в этом году будет тот факт, что инфляция обгонит рост зарплат.
Экономист SEB banka Дайнис Гайшпутис прогнозирует, что заработная плата в этом году продолжит расти достаточно быстрыми темпами – на 6,5%, но рост цен в этом году ее обгонит, из-за чего упадет средняя покупательная способность. По его словам, это замедлит рост потребления, но никак не остановит его. В результате рост сбережений будет быстро замедляться, а количество людей, которые уже не смогут ничего откладывать или будут с трудом покрывать свои повседневные расходы, возрастет.
■ ■ ■
Ситуация с рынком труда достаточно противоречивая. С одной стороны, почти полная отмена сертификатов о вакцинации и наплыв беженцев с Украины уменьшат нехватку рабочей силы и оздоровят рынок труда Латвии. С другой стороны, рост цен и сокращение спроса, а также возможное банкротство некоторых предприятий могут привести к сокращению количества рабочих мест и росту безработицы.
Так, в феврале уровень безработицы в Латвии составил 7,2%, и это выше, чем средний показатель по Евросоюзу – 6,2%. Более же высокая безработица усилит конкуренцию на рынке труда и ограничит рост зарплат.
■ ■ ■
Выиграет ли Латвия от антироссийских санкций? Вопрос очень важный.
Первоначально считалось, что в выигрыше могут оказаться крестьяне и сельхозпроизводители. Рост цен на продукты питания позволит нашим крестьянам продавать свою продукцию подороже и таким образом заработать больше денег. Правда, недавно представители крестьян опровергли эту точку зрения – по их утверждениям, у крестьян также резко растут расходы, поэтому их прибыль не увеличится, а наоборот, даже может уменьшиться.
А вот лесопроизводители могут оказаться «в плюсе». Из-за санкций вырастут цены и на древесину, а это значит, что латвийский лес можно будет продавать подороже.
■ ■ ■
Эксперты Swedbank считают, что последствия пандемии и война на Украине замедлят мировой экономический рост.
Поскольку экономики европейских стран теснее связаны с Россией, чем с США, ожидается, что рост европейских, особенно восточно-европейских стран, пострадает больше.
Эксперты Swedbank прогнозируют, что внутренний валовой продукт еврозоны в этом году вырастет на 2,6% в сравнении с январским прогнозом в 3,9%. В свою очередь экономика США вырастет на 3,2%, что лишь на 0,5 процентных пункта медленнее, чем ожидалось ранее.
Рост экономик стран Балтии также продолжится, однако под влиянием конфликта он будет как минимум наполовину медленнее, чем прогнозировалось в январе. Экономика Эстонии вырастет на 1,5%, экономика Латвии – на 1,4%, а экономика Литвы – на 1,7%.
И поэтому ряд экспертов признают, что для сохранения экономического роста необходима мощная стимулирующая поддержка со стороны Евросоюза и государства. Так, для поддержки бизнеса необходима реализация крупных инвестиционных проектов. А для поддержания должного уровня жизни малообеспеченным должны быть предоставлены обширные социальные программы.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист