В начале марта Банк Латвии озаботился перспективами развития экономики. В интервью Латвийскому радио президент банка Мартиньш Казакс заявил, что экономика Латвии рискует попасть в так называемую «ловушку среднего дохода».
«Мы видим, что экономика Латвии фактически рискует застрять в ловушке среднего дохода. Мы видим, что Эстония и Литва растут быстрее. В предыдущие годы экономика Латвии отставала», – сказал глава Банка Латвии.
■ ■ ■
Ловушка среднего дохода – известное в экономике явление, когда бедные страны сначала приближаются к уровню богатых стран, но затем практически «застревают». Это происходит, потому что простейшие преимущества страны в этот момент уже исчерпаны. Например, рабочая сила уже не дешевая, но при этом недостаточно квалифицированная, инвестиции недостаточно большие и недостаточно умные.
В последние десятилетия политики заверяли нас, что по уровню развития экономики Латвия скоро догонит развитые страны Европы, надо только немного подождать. И вот вдруг важные должностные лица признаются, что, вполне возможно, ждать нам придется очень и очень долго. Так долго, что, может быть, мы до этого момента и не доживем.
■ ■ ■
«Страна достигает определенного уровня, и дальше подняться выше без существенных изменений уже невозможно. Такой риск для Латвии очень и очень реален», – предупреждает Мартиньш Казакс.
Правда, президент Банка Латвии настроен оптимистично и считает, что доходы жителей Латвии уже достигли 75–80% от среднеевропейских. Но ведь стремиться нам надо не к среднеевропейскому уровню, который занижен из-за наличия бедных стран, а к уровню развитых стран.
Если анализировать средний медианный доход, то в Латвии в 2021 году он составлял 740 евро на человека, в то время как в Германии – 2402 евро на человека, то есть отставание более чем в три раза.
Справедливости ради надо отметить, что раньше было намного хуже. Еще 15 лет назад мы отставали от Германии в пять-восемь раз, особенно в годы кризиса. Так что за последние 10 лет уровень жизни в Латвии действительно улучшился. Но вот дальнейший рост и правда ограничен.
■ ■ ■
«Темпы экономического роста недостаточны для того, чтобы в обозримом будущем достичь среднего показателя по ЕС. У Латвии больше не получится решать проблемы, используя старый лозунг «Больше денег!». Только реформы, которые делают экономику более качественной, позволят ей стать более продуктивной, а населению зарабатывать больше», – сказал Мартиньш Казакс.
К сожалению, никаких конкретных предложений президент Банка Латвии не дал, ограничившись общими утверждениями, что стране необходимо проводить структурные реформы. Даже не уточнив, о каких именно реформах идет речь.
Что же нужно такого сделать, чтобы ускорить темпы экономического развития Латвии? В первую очередь нужна стратегия развития. Она есть у страны и сейчас, но на реальную стратегию пока не похожа.
■ ■ ■
Главный недостаток плана развития Латвии в том, что мы живем с мыслью, будто Европа нам поможет.
При таком подходе главная задача правительства состоит в том, чтобы максимально осваивать все доступные средства из европейских фондов. Действительно, европейские деньги играют огромную роль в развитии экономики Латвии. Но у иждивенческого подхода и свои минусы. Скажем, на практике большинство европейских проектов оказывают только краткосрочное влияние на экономику – пока деньги тратятся, все хорошо. Но как только поток денег прервется, сразу возникнут проблемы. Поэтому ни одно восточноевропейское государство до сих пор не хочет отказываться от европейских фондов, несмотря на достигнутые показатели экономического роста. Ведь без европейских денег эти показатели сразу исчезнут. А главное, для дальнейшего роста экономики с каждым годом необходимо будет все больше и больше денег. А больше денег Европа нам не даст, что и ограничивает рост.
Второй краеугольный камень в экономике Латвии – это ориентация на дешевую рабочую силу. Ставка делается на то, что мы будем платить маленькие зарплаты, производственные издержки в Латвии будут ниже, что привлечет иностранных инвесторов. Думаю, именно по этой причине минимальная зарплата в Латвии является одной из самых низких в Евросоюзе – в 2022 году Латвия с минимальной зарплатой в 500 евро занимала второе место снизу, ниже минималка была только в Болгарии – 332 евро.
Конечно, такой подход широко распространен в мире, но он имеет много недостатков. Главный – это социальные последствия, так как при такой государственной политике богатеть в первую очередь будут иностранные инвесторы, а не местные жители. Кроме того, если не повышать зарплаты, то работники будут сбегать из страны, особенно молодежь. Да и статистика показывает, что более низкие зарплаты особо не помогают Латвии привлекать иностранные инвестиции.
Что еще наше правительство делает для развития экономики Латвии? Фактически ничего. Похоже, что власть имущие рассчитывают, что экономика будет развиваться сама по себе.
К сожалению, среди многих наших политиков и экономистов преобладают книжные виртуальные представления о рыночной экономике – достаточно принять красивые законы, провести реформы – и этого вполне достаточно. Отсюда большинство наших проблем.
Бедные страны именно потому и отстают от богатых, что их власти не предпринимают конкретных действий по стимулированию экономического роста.
■ ■ ■
Итак, что же правительству Латвии нужно делать для развития экономики?
Задача минимум состоит в том, чтобы оперативно выявлять проблемы, мешающие развиваться местным предприятиям, и сразу же их устранять. Например, сейчас главной проблемой является высокая инфляция. По данным Центрального статистического управления, в феврале инфляция составила 20,3% – это ниже сентябрьского рекорда в 22,2%, но все равно очень и очень много. Причем средняя инфляция в еврозоне составила 8,5% – более чем в два раза ниже, чем в Латвии.
Инфляция обесценивает доходы жителей, в результате чего отставание от среднеевропейского уровня благосостояния увеличивается, а не сокращается. К тому же высокая инфляция увеличивает издержки, производство в Латвии становится невыгодным. Так, объем промышленного производства в январе этого года снизился сразу на 9,8%, в том числе обрабатывающей промышленности – на 6,1%. Думаю, не последнюю роль в этом сыграла высокая инфляция.
Со стороны властей нет особых попыток обуздать рост цен – все ждут, когда инфляция спадет сама собой. Хотя контроль за уровнем цен – это главная задача Банка Латвии.
Другой актуальный пример – это кризис в молочной отрасли, где закупочные цены на молоко вдруг оказались ниже его себестоимости. Если правительство не предпримет мер для решения проблемы, то количество крестьянских хозяйств, производящих молоко, сократится. И уровень экономического развития в Латвии от этого вряд ли возрастет.
■ ■ ■
В идеале Латвии нужно следовать примеру Японии, Южной Корее, Сингапуру – странам, которые из бедных за десятки лет превратились в высокоразвитые богатые страны.
Для начала надо определиться, какие отрасли мы хотим развивать, и проанализировать, какие у страны есть ресурсы и возможности. Затем нужно разработать соответствующие образовательные программы в учебных заведениях, чтобы подготовить необходимых специалистов. И главное – параллельно надо работать над созданием крупных предприятий – искать местных предпринимателей, которые готовы их организовать или вести переговоры с конкретными иностранными инвесторами. Создать банки, которые будут финансировать развитие этих предприятий и так далее. Вот тогда действительно удастся войти в клуб развитых стран.
Кстати, из балтийских стран более всех к такой политике близка Литва, которая активно защищает свои предприятия. Думаю, именно поэтому Литва и выбивается в балтийские лидеры, по темпам роста обгоняя Эстонию. Не зря, думаю, такая крупная торговая сеть, как Маxima, была создана именно в Литве. А в Латвии, пока дело не заходит дальше красивых разговоров, мы будем отставать в экономическом развитии не только от всей Европы, но и от Литвы и Эстонии.
Дмитрий СМИРНОВ, экономист