Соцсети
Соцсети
Мнение

Первоначально выражение «камень преткновения» встречается в Ветхом Завете в Книге пророка Исаии (Ис. 8:14), где Бог говорит о Себе: «будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля». В современном понимании камень преткновения – это крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи. В латвийской же политике таким камнем преткновения стал памятник Освободителям в Пардаугаве, а история его сноса четко разделила как само латвийское общество, так и время на «до» и «после».

Ставим – сносим: каменная история человечества

Первые памятники и статуи в честь не только богов, но и простых смертных стали возводить еще в античности. В Греции так увековечивали память победителей Олимпийских игр, в Риме – чествовали императоров и прочих деятелей. К сожалению, большинство этих памятников погибло безвозвратно еще в 4–5-м веках нашей эры в результате религиозного фанатизма: ранние христиане старательно уничтожали изображения языческих божеств, не особо разбираясь. Уничтожались не только Юпитеры и Гермесы, но и любые мраморные изображения исторических лиц. В Риме, например, чудом уцелела лишь конная статуя Марка Аврелия, которую христиане приняли за портрет императора Константина, объявленного святым. Мусульмане же, захватившие восточную часть бывшей Римской империи, принялись уничтожать любые изображения людей – согласно текстам Корана.

Следующую тысячу лет практика установки памятников в Европе вообще отсутствовала. Вместо них строились церкви или ставились мемориальные кресты. Скульптурные изображения людей встречались лишь в убранстве соборов и на гробницах.

Традиция установки отдельно стоящих памятников вернулась лишь в эпоху Ренессанса. Однако очень скоро статуи стали свергать уже в связи с политическими событиями. Во время революции в Нидерландах были уничтожены все статуи испанских королей. Война за независимость США снесла с пьедесталов памятники королям английским. Французская революция уничтожила не только монархические монументы, но даже посбивала головы скульптурным королям древнего Израиля на фасаде собора Нотр-Дам.

Но наибольший разгул борьбы с памятниками пришелся на ХХ век. В революционной России уничтожили почти все монументы царям и государственным деятелям. Оставили лишь несколько памятников Петру I, а также немногие монументы, представлявшие особую художественную ценность. На месте снесенных статуй возводились новые, но со сменой политического курса уничтожали и их.

Наступил XXI век, а памятники продолжили сносить. На наших глазах американские чернокожие представители BLM (Black lives matter) направили свой гнев на монументы выдающихся исторических деятелей. Тогда, помимо бывших работорговцев пострадали Христофор Колумб, Мигель Сервантес и Вольтер.

Латвия: от Петра I до Пушкина и Барклая

По политическим мотивам в Латвии памятники раньше не сносили. Были случаи, когда исторические монументы специально демонтировали, ради их же спасения. Так, с началом Первой мировой войны установленная в 1817 году на Замковой площади Колонна Победы была демонтирована в связи с угрозой захвата Риги войсками кайзера. Тогда же кораблем в Петербург отправилась и конная статуя Петра I.

Судьба обоих монументов печальна – бронзовая Ника и другие детали затерялись в России, саму Колонну в 1938-м разобрали и перевезли в сад Виестура, позже на улицу Вароню рядом с Лесным кладбищем. Оригинал статуи Петра I, в свою очередь, утонул в холодных водах Балтики при эвакуации. Уже в наши годы, стараниями Евгения Гомберга, копия конной статуи Петра I ненадолго появилась в Риге, но новым властям она пришлась не ко двору и в итоге «переехала» в Юрмалу – на частный участок самого мецената.

В 1935 году на историческом месте статуи Петра I на народные средства воздвигли памятник Свободы (Милду), который в 1944 году новые власти планировали снести и установить на этом месте скульптуру Сталина. Однако точно известно, что памятник Свободы в последний момент спасла рижанка – скульптор Вера Мухина. Она заверила московское начальство, что памятник выражает общечеловеческие ценности, а не какие-то идеологические или религиозные убеждения. Поэтому только благодаря знаменитому автору скульптурной композиции «Рабочий и колхозница» памятник Свободы стоит в Риге по сей день.

Но вот пришел век XXI и первые памятники историческим личностям пали жертвами националистических политиканов. Как сорвавшиеся с цепи собаки, оголтелые неоварвары прошли смерчем по городам и поселкам Латвии, уничтожая все, что в какой-то мере относилось к прошлому историческому периоду страны – до восстановления независимости.

На эту деятельность был получен мандат от властей – в июне 2022 года Сейм Латвии принял Закон о запрете экспонирования объектов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтаже на территории Латвийской Республики. Затем правительство утвердило список из 69 советских военных мемориалов, которые подлежали демонтажу, составленный Министерством культуры Латвии, Управлением национального культурного наследия, Латвийским союзом художников и обществом Музея оккупации Латвии. Уже к концу 2022 года в Латвии были демонтированы 124 советских военных памятника, в том числе все 69 объектов из списка правительства и 55 объектов, которые не входили в список, но были демонтированы по инициативе местных самоуправлений. На сегодня общее число демонтированных памятников и памятных объектов перевалило за две сотни, в отдельных случаях пострадали даже воинские захоронения (например, братское воинское захоронение в поселке Шкяуне Краславского края).

Градус русофобии активно повышался с каждым снесенным монументом и, завершив с «советским наследием», новоявленные борцы переключились на монументы и памятники лицам времен Российской империи. Поэт Александр Пушкин, фельдмаршал Михаил Барклай де Толли и муза Пушкина – Анна Керн (та самая – «Я помню чудное мгновение, передо мной явилась ты...») – никто из них даже в страшном сне не мог представить, что памятью о себе аж через два века они смогут угрожать свободе, независимости и процветанию Латвии!

В итоге к маю 2025-го историческую память в Латвии выхолостили практически всю, не пожалев и местных деятелей культуры: Анну Саксе, Судрабу Эджуса и даже Райниса. Памятная доска Райнису была демонтирована с фасада Латвийского Национального театра в сентябре 2023 года.

«Словно крылья Ангела взметнувшись...»

Самым резонансным стал снос памятника Освободителям в Пардаугаве, когда латвийские политики проявили себя в полной мере. Вспомним, кто что говорил и делал в то время.

12 мая 2022 года Сейм Латвии принял решение прекратить действие статьи 13 Латвийско-российского договора, обеспечивающего сохранность мемориальных сооружений (68 депутатов за, 18 – против), устранив юридическое препятствие к сносу монумента. Особо стоит отметить голосование фракций Юриса Пуце (сейчас LA – Latvijas Attīstībai), Виктора Валайниса (ZZS – «Зеленые и крестьяне») и депутатши Рамоны Петравичи (сейчас LPV – «Латвия на первом месте»), несмотря на сегодняшние заигрывания с русскоязычным электоратом, все они тогда поддержали снос памятника.

В тот день на трибуне Сейма не было отбоя от представителей правящих партий, желающих «присоседиться» к процессу уничтожения памятника. В защиту вышла говорить Юлия Степаненко, на тот момент независимый депутат Сейма (сейчас SV – «Суверенная власть»). «Это решение, которое сегодня расколет общество на две части и попытается вызвать ранее невиданные негативные эмоции в обществе. Этого очень не хочет допускать думающая часть общества. И я только могу надеяться и молиться, чтобы те люди, кото-рым вы сегодня причините боль, сохранили рассудок, сохранили свои эмоции спокойными и не впускали ненависть в себя, как вы, без-условно, этого хотели бы от них», – сказала Юлия Степаненко. А вот многие оппозиционеры просто тихо слились...

А что же главные «опекуны» памятника, использовавшие его как личную трибуну для выступлений каждое 9 Мая? Так вот, Регина Лочмеле (S – Saskaņa) в прямом эфире передачи Домбурса тогда заявила, что ей «не нравится этот памятник... не нравятся помпезные вещи, не нравится бетон». «Уберите этот столб!», «Я допускаю демонтаж памятника, поскольку общество меняется...» – после этих слов Регины Лочмеле присутствующие в студии представители Нацобъединения чуть не подпрыгнули от удивления. Этот сигнал они уловили четко – памятник никто защищать не будет.

13 мая Рижская дума приняла окончательное решение о сносе памятника (39 депутатов за, 13 – против). «Виенотиба», националы, «Прогрессивные», Latvijas Attīstībai – называть их поименно нет смысла. Однако назову депутатов GKR («Честь служить Риге»), кто вместе с правящими голосовал за снос – Олег Буров, Юрис Радзевич, Айнар Баштикс – эти господа окончательно «приговорили» монумент.

Работы по сносу памятника начались 22 августа 2022 года. 25 августа в 16.42 наиболее масштабная часть монумента, 79-метровый обелиск, после семичасовых работ пневматическими молотами был повален в пруд. Снос обелиска транслировался в прямом эфире ЛТВ. Мэр Риги Мартиньш Стакис (Р – «Прогрессивные») поблагодарил бульдозеристов за отличную работу.

Вячеслав СТЕПАНЕНКО


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.