Подробнее об этом – в обзоре латвийской прессы от агентства BNS.
Министр обвиняет самоуправления в популизме
Дешевый предвыборный популизм - так министр охраны среды и регионального развития Артур Томс Плешс ("Для развития/За!") в интервью передаче "Утренняя панорама" охарактеризовал решения нескольких краевых дум о запрете азартных игр на территории самоуправлений. По словам министра, самоуправления хорошо знают, что закон не предусматривает такой возможности, однако, например, Цесис, Лимбажи и Адажи продолжают принимать соответствующие решения. Забота Плешса об организаторах азартных игр путем приостановки действия нормативных актов самоуправлений, как это произошло в Кекавском крае, дума которого обратилась в Конституционный суд, а также в Риге, укрепила в обществе подозрения в лоббировании игорной индустрии объединением "Для развития/За!", которое представляет министр, хотя документальных подтверждений этому нет. Министр ссылается на статьи закона, и самоуправлениям остается либо вносить изменения в свои нормативные акты, отводя специальные места для азартных игр, либо надеяться на позитивное решение Конституционного суда, как это делает Кекава. 10 февраля Цесисская краевая дума приняла поправки к территориальному планированию, согласно которым в самоуправлении запрещается открывать новые игорные заведения - игорные залы и казино, за исключением случаев, когда открытие зала планируется в четырех- или пятизвездочном отеле вместимостью не менее 15 номеров. Председатель думы Янис Розенбергс ("Новое Единство") поясняет, что самоуправление не запретило работу трех существующих игорных залов, но определило, где можно открывать новые, тем самым дав стимул строительству четырех- и пятизвездочных отелей в крае. По мнению Розенбергса, министр противоречит сам себе, потому что самоуправление Цесиса не полностью запретило азартные игры, а лишь ограничило их, к чему призывает и сам министр. (Diena)
Повысятся требования к выпускникам школ
Правительство вчера без обсуждений и возражений поддержало инициативу Министерства образования и науки (МОН) по постепенному повышению со следующего учебного года требований к выпускникам как основных, так и средних школ. В настоящее время централизованный экзамен принимается даже в случае, если получено всего пять процентов от максимально возможной оценки, но в следующем году выпускники должны будут набрать уже не менее 10 процентов. В свою очередь в 2023/2024 учебном году школа будет считаться оконченной при результате экзамена не ниже 15%, а начиная с 2024/2025 учебного года потребуется уже как минимум 20% от максимальной оценки. Министр образования и науки Анита Муйжниеце считает, что действовавшие до сих пор требования недостаточны и "ни в коем случае не побуждают стремиться к максимально высоким показателям". По данным министерства, в высшие учебные заведения поступают даже те выпускники средних школ, которые продемонстрировали на централизованных экзаменах уровень освоения школьной программы не выше 5%. Чаще всего такие студенты "отсеиваются" уже после первой сессии, так как не могут успешно интегрироваться в учебный процесс из-за недостаточности знаний и навыков. Чтобы не терять студентов, высшие учебные заведения вынужденно организуют дополнительные курсы по базовым предметам, которые не были освоены на достаточном уровне в средней школе, что снижает качество учебного процесса. Родители по-разному относятся к предлагаемым изменениям. Например, мама восьмиклассницы Дита Арая считает, что в первую очередь нужно позаботиться о том, чтобы в школах было достаточное количество профессиональных учителей, способных работать со всеми детьми, и только потом поднимать экзаменационную планку. В то же время мама трех школьников Сабине Пуке говорит: "Я полностью согласна с тем, что планку централизованных экзаменов нужно поднимать. В противном случае ученикам посылается неверный сигнал о том, что зацикливаться на уроках не стоит. Конечно, необходимо также улучшать работу школ, однако первое не исключает второго". (Latvijas avīze)
Несмотря на предупреждения, жители Латвии ездят в Белоруссию
Белоруссия приняла решение о продлении до конца года временного безвизового режима для жителей Литвы и Латвии. Хотя Служба государственной безопасности и МИД предупреждают о высоких рисках и особом интересе белорусских спецслужб, поток автомобилей на погранпереходах в Силене и Патерниеки заметно увеличился. Шопинг, посещение родственников, друзей, уборка могил - это лишь некоторые из причин, почему люди из Латвии до сих пор едут в Белоруссию. "Поток автомобилей увеличился в пять раз. Что касается граждан Латвии, то их число увеличилось еще больше", - отмечает исполняющий обязанности начальника пункта пограничного контроля в Силене Артур Пупинс. Автобус Рига-Минск курсирует по маршруту ежедневно. Обычно рейсы полные. "Я сегодня выполняю дополнительный рейс. Сегодня пассажиров поменьше, а вчера было два полных автобуса. Примерно 40% едут с российскими паспортами, остальные с латвийскими и белорусскими. Пассажиров у нас больше из-за безвизового режима, представьте - два автобуса", - рассказывает водитель автобуса. В латвийских спецслужбах указали, что решение Белоруссии может свидетельствовать не только о попытках самопровозглашенного диктатора Александра Лукашенко поправить печальное экономическое положение страны, но и об усиленной работе ее спецслужб. Однако встреченные на границе люди говорят, что не особо верят в риски для безопасности. "Так только запугивают людей. В действительности все не так ужасно. Хотя есть люди, которые всего боятся - войны, шпионов, диверсантов, что бомбы начнут падать", - говорит прибывшая на границу рижанка. Однако начальник пограничного пункта Пупинс отмечает: "При общении с пересекающими границу людьми мы получаем информацию о том, что ведутся дополнительные проверки, собеседования и пограничный досмотр занимает довольно много времени". (Lsm.lv)
Гайзинькалнс - наследство с неясной судьбой
Что будет дальше с самой высокой точкой Латвии - Гайзинькалнсом - пока неясно. Шесть лет назад владелица этой земли Инесе Апеле, проживавшая в США, выразила желание передать принадлежащую ей часть Гайзинькалнса в дар государству. Проект документа о принятии пожертвования даже был направлен Кабинету министров, но сделка не состоялась. В прошлом году Апеле умерла, а в отношении дальнейшей судьбы Гайзинькалнса остались неясности и опасения. Отвечая на вопрос, что же до сих пор мешало осуществлению воли усопшей, представительница Министерства охраны среды и регионального развития Иева Упите отметила, что дар включал в себя и ряд требований от владелицы. Например, о том, что на горе вновь должна быть построена смотровая вышка, а на ней водружен красно-бело-красный флаг. По текущим оценкам, на удовлетворение этого требования умершей может понадобиться более 8 млн евро. На вопрос, решили ли уже наследники Инесе Апеле, что делать с имуществом в будущем, их представитель адвокат Матисс Кукайнис ответил, что после завершения дела о наследстве они рассмотрят возможные варианты распоряжения имуществом, принимая во внимание пожелания Апеле, высказанные при жизни. Надо отметить, что Инесе Апеле владела лишь четвертью данного имущества. Остальные доли принадлежали сестре и братьям покойной. (Latvijas avīze)