Подробнее об этом – в обзоре латвийской прессы от агентства BNS.

Таких денег просто нет

Проверка Министерства обороны выявила несколько возможных нарушений в связи с 220-миллионной закупкой продовольствия для нужд Национальных вооруженных сил (НВС), которую выиграла зарегистрированная в Рое компания "Zītari LZ". Министерство начало официальное расследование в отношении некоторых должностных лиц, и принято решение временно отстранить их от должности. Документы, полученные в ходе проверки, переданы в правоохранительные органы. Ответственность всех должностных лиц, связанных с закупкой, будет оцениваться. Их имена и должности министерство не называет, в том числе не комментирует вопрос о том, оценивается ли ответственность бывшего министра обороны Артиса Пабрикса, поскольку такова была просьба правоохранительных органов. До сих пор у НВС было 130 различных договоров на поставку продовольствия, поэтому Минобороны приняло решение организовать в 2020 году единую закупку, чтобы создать логистический механизм, который обеспечил бы НВС продовольствием на случай кризиса или войны. Министр обороны Инара Мурниеце заявила журналистам, что не было закономерных требований к закупке такого типа и масштаба. Например, не было требований о минимальном объеме транспорта и складов, о минимальном обороте конкретного предпринимателя в течение предыдущих трех лет. Проверка подтвердила первоначальные опасения, что вместо логистических услуг фактически была приобретена услуга общественного питания. Кроме того, сумма, указанная в договоре, совершенно не соответствует бюджетным возможностям НВС. "Нужно четко заявить: таких денег просто нет в бюджете оборонного ведомства. Это одно из самых вопиющих нарушений, которые обнаружены в ходе этой проверки", - сказала Мурниеце. (Diena)

Разногласия есть, но коалиция работает

На рекомендацию совета по памятникам Рижской думы о демонтаже или перемещении шести объектов, связанных с советской оккупацией, мэр Риги Мартиньш Стакис ответил в "Twitter", что приоритетом Рижской думы на данный момент является принятие бюджета, а не демонтаж памятников. Внутри коалиции есть разногласия по этому вопросу. "Это расколет коалицию и создаст такое же напряжение, какое было в связи с переименованием улиц", - говорит Давис Сталтс из блока депутатов "Код для Риги". Он согласен, что принятие бюджета является самым актуальным вопросом на данный момент, но подозревает, что решение вопроса с памятниками затянется и после принятия бюджета. По предложению Центра общественной памяти совет по памятникам Рижской думы, в который входят представители всех фракций и эксперты, рекомендовал демонтировать или перенести шесть объектов - памятник писателю Андрею Упитису в парке Кронвалда возле Дома конгрессов, памятник русскому поэту Александру Пушкину, а также памятник Мстиславу Келдышу, академику, герою социалистического труда СССР, на берегу канала напротив Латвийского университета. Совет также рекомендовал демонтировать скульптуру писательницы Анны Саксе на ул. Гауяс, 1, мемориальную доску историку Янису Зутису на бульваре Бастея, 12 и мемориальную доску типографии коммунистической партии на 1-й длинной линии Чиекуркалнса. В нескольких твитах Стакис напомнил, что памятники, прославляющие оккупацию, в Риге были демонтированы, самоуправление сделало это быстро и профессионально, но решения по другим памятникам не будут приниматься поспешно или под влиянием эмоций. Лидер фракции "Новое единство" Олаф Пулкс призвал отделить памятники, по которым есть достаточное единодушие, например, памятники Пушкину и М. Келдышу.. Больше всего дискуссий вызывает памятник Упитису. Депутат Дайнис Лоцис считает, что после принятия бюджета дума должна немедленно решить вопрос о тех объектах, по которым есть консенсус, потому что "было бы нехорошо срывать весь процесс из-за Упитиса". На вопрос, приведет ли это к расколу коалиции, Пулкс ответил, что идеологические вопросы всегда болезненны, политики всегда будут занимать по ним разные позиции, это не маловажные вопросы, но на стабильность коалиции вряд ли повлияет разнообразие мнений.(Latvijas avīze)

МОН: из-за нехватки учителей сложно заменить русский язык одним из языков ЕС

Начиная с 2026/2027 учебного года все образовательные учреждения должны обеспечить возможность изучения учащимися как второго иностранного одного из языков Евросоюза, однако школы по-прежнему предлагают детям русский язык, так как учителей других языков в Латвии не хватает, признала в программе Латвийского радио "Семейная студия" представитель Министерства образования и науки (МОН) Байба Башкере. Между тем мнения учащихся и их родителей разделяются. "Мы опросили учеников и родителей, у нас есть ответы примерно 130 учеников и родителей. В сущности, мы спрашивали, какой язык они хотели бы выбрать, если мы сохраним русский язык и если мы его уберем. И мы видим, что дети охотно учили бы, например, испанский, французский, реже немецкий. Родители же немного другого мнения - они бы продолжали выбирать русский или немецкий", - рассказала заместитель директора гимназии Спидолы по методической работе Винета Шрама. И не исключено, что такая возможность сохранится, потому что в Латвии слишком мало учителей, которые могут преподавать французский, итальянский, испанский, норвежский или другие языки. "В нынешней ситуации большинство школ предлагают только русский язык как второй иностранный. Это связано с тем, что в учебных заведениях есть специалист, который может преподавать русский язык, а учителей других языков нет", - говорит Башкере. Она заявила, что цель МОН начиная с 2026/2027 учебного года состоит в том, чтобы вместо русского больше внимания уделять немецкому и французскому языкам, потому что их учителей в Латвии больше. Между тем руководитель проекта педагогического образования "Mācītspēks" Рута Захарова пришла к выводу, что ситуация в некотором смысле создает обратную связь - если нет учителей, дети не изучают конкретные языки и сами не становятся учителями этого языка. Возможно, через три года ситуация начнет меняться. (Lsm.lv)

Кому принадлежит латвийское искусство?

Отмена выставки коллекции фарфора российского олигарха Петра Авена в Огрском историко-художественном музее не только ставит вопрос о том, насколько глубоко в латвийском обществе укоренился сорняк российской "мягкой силы", который прорастает и на культурном поле, но и показывает то хрупкое состояние, в котором находятся латвийские художественные ценности в частных коллекциях. Фонд Авена "Поколение" - яркий пример того, как искусство и культура уже давно используются как инструмент "мягкой силы" России - на деньги лояльных России людей проводятся фестивали ("Рига - Юрмала"), финансируются выставки, культурно-массовые мероприятия и т.д., что незаметно насаждает мысль о желательности российских финансовых вливаний. Несмотря на этические препятствия, мешающие экспонировать коллекцию фарфора П. Авена, художественная ценность этих изделий никуда не исчезла, но одновременно они являются и собственностью российского олигарха, подпадающего под санкции. "Сейчас очень большая часть латвийских произведений искусства находится в частных руках", - говорит Мара Лаце, директор Латвийского национального художественного музея. "На мой взгляд, будущее частных коллекций непредсказуемо. Оно зависит от собственных планов частного коллекционера, его эмоций. Коллекции попадают в руки наследников, растворяются и исчезают, распродаются или расформировываются. Это нормальный порядок вещей. В каком-то смысле произведения искусства становятся заложниками частных коллекций", - говорит Лаце. Например, как в случае с художественной коллекцией "ABLV Bank", которая задумывалась как один из основных компонентов будущего Музея современного искусства Латвии, но теперь ситуация с этой коллекцией очень неясная. (Latvijas avīze Kultūrzīmes)


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.