В Латвии сохраняется нестабильная погода, и Государственная пожарно-спасательная служба почти каждый день сообщает о трагедиях на льду. В этом сезоне уже утонули двое подледных рыбаков, а 4 января на речке Пацкуле в Таргальской волости под лед провалились двое мальчиков. Спасти удалось только одного...
Для того чтобы предостеречь жителей, Мартиньш Лутерс рассказал «МК-Латвии» свою историю чудесного спасения. Это произошло 27 лет назад, в далеком 1995-м, когда Мартиньшу было всего 11 лет, а его другу Зиедонису – 10.
«Я выбрался, а он остался...»
Мальчики-подростки вышли на недостаточно прочный лед Даугавы в Риге, пытаясь скоротать путь от Закюсалы домой в Кенгарагс. Хрупкий лед проломился, и оба оказались в ледяной воде. Мартиньшу удалось выбраться, а Зиедонис утонул. Его тело нашли только весной в районе Рижского пассажирского порта.
Сейчас, будучи взрослым отцом семейства, Мартиньш учит сына не повторять его роковую ошибку – не выходить на лед в сомнительных местах.
– Эта история мне не дает покоя всю жизнь, – говорит 37-летний мужчина. – Не могу забыть тот день и своего друга Зиедониса. Виню себя, что не смог его спасти... Мы оба барахтались в воде, ломая кромку льда, мне все-таки удалось выбраться наружу, ему – нет. Когда я обернулся, он уже ушел под воду.
– Как все это произошло?
– Тогда, в 1990-е, у нас, мальчишек с Маскачки, с зимними развлечениями было не густо – гулять во дворе да кататься с горки. Но в один из выходных мы решили съездить на Закюсалу, подняться на телевышку и посмотреть на Ригу с высоты. Поехали вдвоем с другом на трамвае, а потом по Островному мосту до острова дошли пешком. Тогда за 50 копеек можно было подняться на телебашню и увидеть всю Ригу с высоты птичьего полета. Задуманное исполнили, погуляли, пора было двигаться в сторону дома. Решили скоротать путь и отправиться от телебашни до Кенгарагса напрямую – прямо по замерзшей Даугаве. Нам казалось, что лед нас выдержит, ведь у нас, на другом берегу Даугавы, он был толстым и прочным. Какое-то время мы шли, но всего в 20–50 метрах от берега увидели пролом. Лед стал качаться и уходить из-под ног, ощущение было таким, будто он тонкий, как одеяло. Мы одумались и хотели повернуть назад, но было поздно, лед под нашими ногами треснул, и мы провалились.
«Кричать было бесполезно»
– Звали на помощь?
– Кричать было бесполезно, поблизости никого не было. Пытались выбраться своими силами. Я был в стеганой куртке-пуховике, которая за счет воздуха какое-то время держала меня на воде как поплавок, а друг был в кожаной куртке и тяжелых зимних ботинках. Все это быстро намокло и, наверное, тянуло на дно. Я инстинктивно ломал лед, пытаясь добраться до места, где он более прочный, чтобы там вылезти, крикнул ему: «Ломай лед!» и потом, уже не помню, в какой момент, подтянулся на руках и каким-то чудом выкарабкался на поверхность. Зиедонис делал то же самое, тоже ломал лед, но медленнее, чем я. Может, он быстрее выбился из сил, и в какой-то момент я потерял его из виду – видимо, одежда намокла и потянула вниз – он ушел под воду. Когда я обернулся, его уже нигде не было.
– И что вы стали делать?
– Стал звать, кричать, заплакал, но быстро понял, что этим горю не поможешь, и рванул к телевышке, стал просить сторожа о помощи. Тот оперативно отреагировал, без лишних раздумий схватил топор, веревку и побежал к берегу спасать. Но было уже поздно – Зиедонис, видимо под тяжестью мокрой одежды, камнем ушел под воду. Спасти его не удалось. Прибывшие некоторое время спустя спасатели-водолазы несколько раз ныряли, но моего утонувшего друга так и не нашли. Похоронили мы его только весной. После того как лед растаял, его тело прибило к берегу Даугавы в районе Рижского пассажирского порта – там, куда сейчас приходят круизные лайнеры.
Страшная путаница
– Как вы добрались до дома?
– Сначала меня привезли в участок полиции Латгальского предместья, там полицейские пытались выяснить, что произошло, и связались с нашими родителями. Помню, что в какой-то момент подъехала и съемочная группа телепрограммы «Криминал-информ», и, пока ждали моего отца, журналисты записали со мной короткое интервью, в котором я все честно рассказал, как все было и зачем нас с другом понесло на лед. При мне полицейские звонили нашим родителям, чтобы они пришли и забрали меня. Но, видимо, в спешке в полиции что-то перепутали и моему отцу почему-то сказали, что Зиедонис утонул, а его отцу – что утонул я. Помню тот жуткий момент, когда оба наших отца заходят в полицейский участок одновременно и оба застывают на пороге, завидев меня. Конечно, они сразу поняли, кто на самом деле утонул. Мой отец не смог сдержать слез, а отец Зиедониса на какое-то время просто замер: не мог ни пошевелиться, ни слова вымолвить. Горе было ужасным.
С того раза выход на лед стал для меня табу. И сейчас, уже будучи взрослым, когда я слышу сообщения о провалившихся в воду детях, в дрожь бросает. Совсем недавно сообщали, что под Вентспилсом еще двое детей провалились. Одного спасли, другой утонул. Считаю, что говорить о такой опасности нужно постоянно, снова и снова. Поэтому я и решил рассказать свою печальную историю и готов повторить ее столько раз, сколько будет нужно, если это поможет спасти хотя бы одну детскую жизнь.
– Вы часто вспоминаете друга, приходите к нему на могилку?
– Это моя давняя боль, которая все не утихает. Я был вместе со всеми на похоронах, Зиедониса похоронили на Втором лесном кладбище в Риге. Первое время я просто не мог приходить на его могилку, потому что было очень тяжело. А потом искал, но не мог найти место захоронения. Переехал в другой район, прошли годы. Я снова пытался найти могилку друга через Управление кладбищ, мне дали несколько телефонов, все посылали один к другому, и так у меня ничего не получилось.
Спустя почти 30 лет
Тут надо сказать, что «МК-Латвия» помогла Мартиньшу найти могилу друга. Для этого мы использовали общедоступный ресурс https://www.cemety.lv/, где по фамилии и году рождения умершего можно найти и номер могилы, и кладбище, и точное расположение захоронения. Причем даже необязательно знать, на каком именно кладбище человек похоронен. Если могила занесена в базу данных, система быстро выдаст нужный результат и даже с точными координатами. Затем через программы-приложения google.maps или Wase можно легко это захоронение найти, поскольку навигатор приведет вас прямо к могилке.
Прямо во время разговора Мартиньш ввел данные своего друга Зиедониса Шулцса в программу, и сайт тут же выдал четкое расположение захоронения! Буквально на следующий день корреспондент «МК-Латвии» вместе с Мартиньшем и нашим фотографом Виленой Краснитской отправились на Второе лесное кладбище и в считанные минуты нашли нужное захоронение. Мартиньш впервые через 27 лет после трагедии наконец смог возложить на могилу своего друга детства цветы, розовые гвоздики на белом снегу...
Момент был очень волнительным, сразу нахлынули воспоминания. Уходить не хотелось. Мартиньш с теплом вспомнил отца своего друга, который, к своей чести, ни разу не высказал ему, выжившему в трагедии, ни единого слова упрека. Напротив, как-то раз, лет 10 спустя, когда 20-летний Мартиньш работал официантом в одном из ресторанов, отец погибшего друга тепло с ним поздоровался, а затем оставил щедрые чаевые.
– С отцом друга мы близко не общались, при встрече с ним возле дома я всегда испытывал какие-то смешанные чувства. Думаю, ему тоже непросто было меня видеть. Поэтому я как-то стеснялся попросить его показать место захоронение сына. И вот, наконец, я нашел его, благодаря вам. Спасибо!
Незаживающая рана
Идем с Мартиньшем вдоль могил в сторону трамвайной остановки. Он делится своими эмоциями:
– Тот случай навсегда оставил неизгладимый след в моей душе. Это как шрам, рубец, незаживающая рана. Как вспоминаю о том случае, хочется все переиграть, не выходить на лед, а отправиться домой тем же путем, каким мы в тот день пришли. Но, увы, сделанного не вернешь. Мой погибший друг Зиедонис играл на арфе, у него был прекрасный слух, думаю, он мог бы стать замечательным музыкантом. Но навсегда остался десятилетним мальчишкой.
Те трагические события – часть меня. У меня самого растет сын, ему 7 лет, думаю, настанет момент, когда я ему покажу и видеоинтервью, которое у меня брали еще мальчишкой, и материал, который выйдет сейчас в «МК-Латвии». Это не может оставить равнодушным.
«Ваша задача – помочь утопающему продержаться до приезда спасателей!»
Начальник пожарной части Олайне Дмитрий Новиков прокомментировал подобные случаи:
– Каждая ситуация на льду индивидуальна, и исход событий зависит от многих факторов. Бесспорно, главная ошибка этих двух мальчиков была в том, что они вышли на лед в сомнительном месте, не зная толщины льда и не удостоверившись в безопасности.
– А где можно узнать такую информацию?
– Каждое самоуправление на официальном сайте указывает название водоемов, на льду которых можно и нельзя находиться. Этой информацией не стоит пренебрегать.
Если сведения по какому-то из водоемов получить не удалось, рисковать и выходить на лед не стоит. Некоторые самоуправления, как, например, Рижское, на своих сайтах даже указывают толщину льда. Замеры делают представители полиции самоуправления.
В случаях, когда выход на лед официально разрешается или не разрешается, представители полиции самоуправления берутся контролировать этот процесс.
– Что делать человеку, если он все-таки провалился под лед?
– Скажу сразу, что такие случаи, когда проваливаются сразу двое, крайне редки. Чаще, даже если на лед выходят два человека, проваливается кто-то один. Неважно, взрослые это или дети.
Но если все-таки тонуть начали оба, а так тоже бывает, то возникает дополнительная опасность: каждый из тонущих, борясь за свою жизнь, может, поддавшись панике, невольно наседать на другого тонущего, пытаясь опереться. Это свойство человеческой физиологии, но такие действия очень опасны: есть серьезный риск утопить другого. Поэтому главное – это все же не поддаваться панике и сохранять спокойствие.
– Но сохранять спокойствие очень сложно!
– Конечно, ведь на тонущего действуют сразу несколько факторов – фактор холодной воды и фактор внезапности. И все это вместе взятое может вызвать стресс и учащенное дыхание. А в таком состоянии очень сложно сохранять спокойствие и ровно дышать. И все же стоит постараться дыхание успокоить. Ведь только при этом условии удастся не захлебнуться и сохранить жизнь. Несмотря на то, что дыхание у тонущего будет учащенным, нужно держать голову слегка приподнятой над водой, чтобы невзначай не хлебнуть воды. При малейшей возможности следует позвать на помощь.
Если вы провалились под лед
- Стараться удержаться на поверхности воды и дышать равномерно.
- По возможности пытаться звать на помощь.
- Как можно выше держать голову над водой, чтобы не захлебнуться.
- Если есть сумка, постараться от нее избавиться.
- Не стоит в воде снимать одежду, это потеря драгоценного времени, к тому же есть риск обморожения.
- Надо пытаться выбраться из проруби в сторону, с которой пришли.
- Навалиться грудью на лед, помогая себе ногами и руками.
- Если удалось выбраться, не поднимаясь на ноги, перекатываться по льду, удаляясь от проруби. Это поможет не провалиться еще раз.
Если удалось выбраться из-подо льда
- Ни в коем случае не сидеть на берегу и не плакать, чтобы не получить обморожение.
- Сразу же двигаться и искать помощь.
- Стараться как можно быстрее согреться.
- По возможности выпить горячего чая.
- Если руки и ноги окоченели, опустить их в теплую (не горячую) воду.
- Дома залезть в ванну с теплой водой, постоянно добавляя более горячую.
- Либо сразу на месте происшествия вызывать скорую помощь (попросить это сделать прохожих).
– Как поступать прохожим, свидетелям того, как человек тонет?
– Первым делом надо позвонить пожарным и спасателям по 112 или в другие службы, которые могут помочь человеку, попавшему в беду. Даже если вы потом пытаетесь помочь своими силами, стоит понимать, что после вашего звонка бригада спасателей немедленно выедет на место происшествия, что увеличивает шансы достать человека из-подо льда.
И, конечно, ни в коем случае не стоит стоять и снимать происходящее на телефон вместо того, чтобы сообщить о происшествии. Сначала позвоните, а потом уже делайте, что считаете нужным.
– Что можно сделать самостоятельно на месте происшествия?
– Вообще ваша первая задача, это помочь человеку как можно дольше продержаться на воде. Конечно, если провалился маленький ребенок, можно сразу подать руку. Но стоит помнить, что это опасно, потому что лед хрупкий и может треснуть, и вы можете провалиться вслед за этим человеком. К любой полынье надо подползать лежа. При себе важно иметь какие-то подручные средства, которые можно протянуть человеку, это может быть палка, веревка, ветка. Хорошо использовать пустую пятилитровую бутылку, она служит как поплавок, за который утопающий может держаться. Если вы на машине, в багажнике обычно есть буксировочный трос, который можно бросить тонущему.
Если рядом трое-четверо крепких мужчин, конечно, можно попытаться вытащить человека, но в одиночку лучше не рисковать. Главное, удержать человека на воде до приезда пожарных.
– Что делать ребенку или взрослому, если сам он спасся, а второй человек остался в воде?
– Чисто по-человечески в большинстве случаев спасшийся будет пытаться помочь второму. Можно сломать какую-то ветку куста, найти палку, так будет надежнее, чем подходить к краю обломившегося льда, рискуя снова упасть в воду. Лучше всего звать на помощь.
– Если человека удалось спасти, все закончилось хорошо и он уже дома, какие профилактические средства стоит предпринять, чтобы уберечь от переохлаждения?
– Теплая ванна, теплый чай, никакого алкоголя!
– Как часто спасателям приходится зимой выезжать на вызовы спасать тонущих?
– Только в январе ГПСС удалось спасти пять тонущих по всей Латвии. Кроме того, только в Риге в этом году мы пять раз выезжали на вызовы и фиксировали нахождение детей на льду. Сложность в том, что дети неспособны определить надежность и толщину льда. Но лед их очень сильно манит. Чаще всего они выходят на лед замерзших водоемов после школы, по дороге домой. Родителям и педагогам нужно максимально информировать об опасности таких развлечений.
– Где находиться на льду наиболее опасно?
– Опасны места сброса сточных вод, места слияния двух рек, места у мостов и под мостами, куда могут сбрасывать снег с солью. Также опасны места, где растут камыши. Органика гниет и при гниении вызывает тепло и таяние льда. Самые же опасные для провала – это места около берега, там земля быстрее начинает нагреваться и лед отходит от берега.
Светлана ЗИМИНА