Рижский мотормузей знают далеко за пределами Латвии, это один из самых посещаемых объектов нашей столицы. Директор Мотормузея Андрей Белинскис рассказал «МК-Латвии» о том, как уникальные автомобили попадают в коллекцию музея и в его стенах обретают новую жизнь.
По образованию Андрей Белинскис историк, и в этом году исполнится 30 лет, как он работает в Рижском мотормузее. Сам Белинскис родом из Бауски, автомобили играли важную роль в его жизни с детства, так как его отец работал шофером и механиком. В 1980 году Андрей сильно впечатлился международным слетом ретроавтомобилей в Рундале. Теперь по долгу службы он вместе с сотрудниками Мотормузея периодически принимает участие в автопробегах.
Основой Мотормузея, открытого в 1989 году, стала коллекция Клуба антикварных автомобилей Латвии, созданного в 70-е годы прошлого века.
– 1990-е были временем интересным, но трудным, – вспоминает Андрей Белинскис. – Меня пригласил на работу основатель музея Виктор Кулбергс.
В те времена музей сам себя финансировал – сдавал помещения в аренду. Поддержка государства была очень скромной. В то время мы много думали о том, как развивать музей, как привлекать посетителей в переходный период. Хорошо, что туристов в Риге было много, да и самих рижан было больше, чем сейчас. Музей скоро стал популярным местом.
Большие перемены
– Начало нового тысячелетия тоже выдалось непростым – число посетителей падало, здание площадью 7 тысяч квадратных метров требовало больших вложений, самофинансирования не хватало. С 2009 года, когда музей вошел в структуру Дирекции безопасности дорожного движения, его жизнь кардинально поменялась.
– В чем заключались перемены?
– После кризиса 2008 года мы решили, что при развитии музея надо стремиться к мировому уровню, делать интерактивную экспозицию с учетом новых технологий. В 2013 году началась масштабная реконструкция музея, а в 2016 году он снова открылся для посетителей с новой экспозицией.
Экспонатов стало меньше, зато о каждом была рассказана уникальная история. Такой подход посетителям понравился, посещаемость увеличилась. Раньше люди приходили в музей на час. Сейчас многие приходят семьями, проводят у нас два-три часа и более. Интересно здесь всем – от самых маленьких гостей до сениоров. Музей завоевал популярность у иностранных туристов, на сайте Trip Adviser несколько лет подряд мы получали высшие оценки, благодаря чему попали в ТОП-3 объектов Риги по посещаемости.
– Как музей пережил пандемию? И как привлекает посетителей сейчас?
– В пандемию два года нормальной работы не было – музей то открывался, то закрывался. Сейчас активно работаем со школами, приглашаем детей на экскурсии по программе Skolas soma («Школьная сумка»). В последнюю субботу месяца устраиваем дни для семей с детьми. Заявку на участие семьи могут подать на нашем сайте.
У детей популярностью пользуется акция «Маленький механик» с экскурсией, которая проходит в игровой форме, вручением раздаточных материалов и заданием построить семейное авто из конструктора.
Также проводим короткие тематические выставки автомобилей из частных коллекций – на трассе в Бикерниеки скоро покажем шведские автомобили. Затем во дворе музея пройдут французский и японский вечера. Формат экспресс-выставок по пятницам посетителям очень нравится.
Ежегодно организуем тематические выставки, показывая интересные авто и коллекции – это могут быть машины из нашего хранилища или частных собраний. У музея есть филиал, который находится около Бауски. Там тоже много интересных экспонатов, коллекция не уступает рижской.
Самые ценные экспонаты
– Какие экспонаты самые дорогие в коллекции Мотормузея?
– Их много. Бронированный автомобиль Сталина – редкий экземпляр в техническом плане. В прошлом году мы привезли из Чили самый старый из микроавтобусов RAF 1960 года выпуска. Для музея он очень ценен. Ведь нас в первую очередь интересуют не дорогие лимузины, а экспонаты, связанные с историей Латвии.
Например, бесценен для нас Rusobalt – уникальный пожарный автомобиль, с которого началось автомобилестроение в Латвии – сохранилась единственная такая машина. Бесценен и спортивный автомобиль, который Андрис Дамбис создал для участия в ралли Париж – Дакар. Это один из трех автомобилей, изготовленных командой Дамбиса для участия в ралли, все они успешно дошли до финиша. Для нас такие экспонаты представляют огромную ценность.
Кремлевская коллекция
– Вы упомянули автомобиль Сталина из Кремлевской коллекции. Сталин на нем действительно ездил?
– Это одна из версий. Когда генсек покидал Кремль, оттуда одновременно выезжали машины в нескольких направлениях, чтобы гарантировать его безопасность. В каком именно авто ехал Сталин, определяла его личная охрана. Думаю, на этом он ездил – бронированных автомобилей было не так уж много.
– Как вы добыли для музея автомобиль Брежнева?
– В советские времена энтузиасты собирали автомобили по всему Союзу. У одного из них в 1990-е годы мы с помощью знакомых из Москвы нашли разбитый Rolls-Royce из гаража Брежнева, на котором генсек попал в аварию. Автомобиль везли в Ригу на обычном грузовике – эвакуационной техники тогда в СССР не было.
Этот автомобиль не было смысла реставрировать, он коллекционный и интересен в том виде, в каком есть. Это единственный Rolls-Royce, который экспонируется на выставке в разбитом виде. В других местах разбитых машин не увидите – такова концепция Rolls-Royce – машины всегда на ходу. Когда мы выставляли автомобиль Брежнева на Западе, представители концерна сказали, что это противоречит их правилам. Но поняв, что автомобиль мемориальный, дали добро и даже статуэтку Spirit of Ecstasy подарили.
Новинки коллекции
– С какими иностранными музеями вы сотрудничаете?
– У нас налажены хорошие связи с Музеем техники Берлина, с Музеем концерна Audi сотрудничали долгие годы и реставрировали их автомобили в наших мастерских. С каждым автомобилем для реставрации этот музей по два-три экспоната передавал во временную экспозицию нашего музея.
– Сейчас из-за границы автомобили привозите?
– Да, мы успешно сотрудничаем с коллекционерами из Литвы, Эстонии, Скандинавии. Много интересного для музея можно купить на европейских аукционах. В прошлом году мы привозили выставку итальянских автомобилей фирмы Bertone из музея в Турине. Проведение временных выставок – вещь дорогостоящая. Нужна страховка, нужен специальный закрытый транспорт для перевозки.
– Как пополняется постоянная экспозиция рижского музея?
– Постоянная экспозиция не часто меняется.
Ретроавтомобили для нее мы обычно находим в частных коллекциях или с помощью объявлений на специализированных порталах.
В прошлом году мы пополнили экспозицию шестью экспонатами, из них три – уникальные автомобили, с которых начиналось автомобилестроение. Это паровой автомобиль Stenley, а также американский гоночный автомобиль Stutz и грузовик Star. Нам их предоставили частные коллекционеры, которым мы благодарны.
А в прошлом году один коллекционер подарил нам «Жигули» 9-й модели. Машина оказалась в очень хорошем состоянии.
– Слышала, что в 2021 году ваши мастера отреставрировали легендарный автопоезд завода RAF. Почему его не видно в музее?
– Сейчас автопоезд находится в хранилище, он слишком большой, чтобы выставлять его в музее. Но мы будем показывать его на спецмероприятиях. В свое время 30 таких поездов были изготовлены к Олимпиаде-80 и отправились в Москву, а один остался в Риге и катал детей в Межапарке. Музей купил его за небольшую сумму. Автопоезд находился в плачевном состоянии, ушло несколько лет на его полное восстановление. Осенью 2021 года во дворе Мотормузея все желающие смогли его увидеть. Микроавтобусы RAF находятся в нашей постоянной экспозиции в филиале Бауски.
– Участвуют ли экспонаты музея в автопробегах?
– Конечно. В сотрудничестве с Клубом старинных автомобилей мы организуем слет Retromance, в котором участвуют авто, созданные до 1945 года. Участвуем в автопробеге «Рига ретро» – самом большом мероприятии антикварных автомобилей. Каждый год у нас новые маршруты. В этом году Клуб антикварных автомобилей отметит 50-летие. Думаю, устроим большое мероприятие.
У реставраторов золотые руки
– В музее работает целая бригада реставраторов?
– Не сказать, что бригада – четыре человека, но у всех золотые руки. Основная работа проходит в мастерских, что-то реставрируется на месте, что-то делают на стороне фирмы-подрядчики.
Качество реставрации у нас мирового уровня. «Маньяки», которые занимаются антикварной техникой, всегда готовы к чему-то придраться – резина не такая, покраска не такая. Но все они высоко оценили, например, отреставрированный аналог автомобиля Карлиса Улманиса (о нем читайте ниже. – Прим. авт.).
– Какие детали используются для реставрации – современные или ретро?
– По-разному. Детали для микроавтобусов RAF еще не проблема купить. Но сейчас у нас восстанавливается грузовой автомобиль 1930-х годов Volvo, служивший для коммерческих перевозок – для него оригинальные детали уже не найдешь, за редкими исключениями, надо изготавливать копии. Сейчас для этого автомобиля изготавливается новая деревянная кабина. Срок реставрации одного объекта составляет примерно два-три года, долгое время занимает изготовление новых деталей, комплектация, изучение архивных материалов. Наша программа реставрации распланирована на несколько лет вперед. В прошлом году нашу экспозицию пополнил ГАЗ 11-73, автомобиль конца 1930-х – начала 1940-х, созданный в России, для него пришлось заново изготовить передние крылья, для этого мастера изучили много исторических материалов.
В целом у нас в музее вы увидите автомобили в таком виде, в каком они выходили из заводских ворот, с тем же вариантом покраски, с копиями оригинальной отделки салонов.
– Где вы берете ткани для салонов?
– Зачастую ткани по нашим заказам изготавливают на текстильной фабрике. Кожу и другие материалы покупаем у поставщиков в Европе. Сейчас трудно найти мастеров, которые могут пошить новую обивку сидений и дверей так, чтобы не отличалась от оригинала.
– У нас таких мастеров нигде не учат?
– К сожалению, нет. Курсами тут трудно обойтись, это в основном самоучки, получившие знания на практике. У нас был хороший мастер по обивке салонов, он начинал с мебели, а потом переключился на салоны автомобилей. Это кропотливая работа – например, непросто создать обивку для салона кабриолета: пошить так, чтобы все работало, чтобы ткань на крыше не была похожа на простыню. На профессиональном уровне такой работой занимаются несколько человек в Латвии.
Знаковые автомобили
Krastin
Один из уникальных экспонатов коллекции – автомобиль Krastin, изготовленный в 1903 году. Его создатель, эмигрант из Латвии Август Крастиньш, работал в США на заре автомобилестроения в то же время, когда свою карьеру начинал Генри Форд. Был период, когда инвесторы поддерживали Крастиньша даже больше, чем Форда. Мастер успел создать только 10 автомобилей, здание его мастерской сгорело, ничего не сохранилось. Этот автомобиль на ходу, несколько лет назад он участвовал в автопробеге в Великобритании и успешно проехал маршрут Лондон – Брайтон, о чем рассказывает мини-фильм, который демонстрируется на стенде. На конкурсе в Лондоне автомобиль получил приз за лучшую реставрацию авто, изготовленного до 1903 года.
Cadillac Карлиса Улманиса
Одна из жемчужин Мотормузея – аналог автомобиля Cadillac, на котором ездил премьер-министр Латвии Карлис Улманис. Ранее посетители музея часто интересовались, на каком автомобиле ездил Улманис. Но в коллекции его машин не было. Однако имелась фотография парадного лимузина Улманиса. Аналог автомобиля удалось найти в США с помощью одного из друзей музея и договориться о покупке этого редкого экспоната. Реставраторы долго и упорно над ним работали. И в 2016 году, когда в Рижском мотормузее открывалась новая экспозиция, прошла презентация этого автомобиля. Автомобиль внушительный, всегда привлекает внимание посетителей.
«Рафик» из Чили
Самая ранняя модель микроавтобуса RAF 1960 года выпуска прибыла в Латвию из Чили – в Мотормузее о нем узнали по посту в социальных сетях одного из активистов, который интересуется тематикой RAF. Узнав, что микроавтобус продается, сотрудники нашли контакты владельца в Чили и связались с ним с помощью выходцев из Латвии, которые живут в этой стране.
«Чилиец, преподаватель вуза, владевший рафиком, даже не знал, где находится Латвия, – рассказывает директор музея. – Микроавтобус он купил у священника, который в свое время переехал на нем из Европы в Чили.
Чилиец заинтересовался историей Латвии и, поняв, почему автомобиль так интересует Рижский мотормузей, продал его за символическую сумму. Реставраторы привели автомобиль в порядок, заменили приборную панель, но облик оставили оригинальным. Скоро рафик отправится в филиал Мотормузея в Бауске, где находится самая обширная коллекция машин завода RAF. Многие посетители музея с ностальгией вспоминают рафики, на которых ездили в молодости, когда они служили маршрутками.
Выездные авто
– Все ли старинные автомобили из коллекции музея на ходу?
– В основном все на ходу. Но, конечно, на большинстве из них мы не ездим. Для выезда у нас есть пять-шесть автомобилей, на которых мы участвуем в автопробегах, в рекламных акциях. Эти авто всегда в исправном состоянии.
– Вы на каких автомобилях любите ездить?
– Я ездил на разных. И на «Жигулях», и на 21-й «Волге». Больше всего мне понравился Citroen 11В 1951 года выпуска. Модель разрабатывалась в 1930-е годы, у нее изогнутые линии, при этом ходовые качества – как у современного авто. На этой машине можно ездить на большие расстояния, не уставая. Она очень комфортабельная и руль не тугой, его нетрудно поворачивать. Если ездить на авто 1920-х – 1930-х годов и более ранних – это уже другая история. Ими труднее управлять, нужно приспособиться.
Автомобили президентов
– Есть ли в коллекции автомобили, на которых ездили латвийские президенты начиная с 1990-х годов и до наших дней?
– В хранилище есть Mercedes-Benz С класса, на котором ездила Вайра Вике-Фрейберга. Мы знаем, где находится Mercedes Гунтиса Улманиса, и если решим сделать выставку, посвященную автомобилям президентов, покажем его, если удастся договориться с владельцами.
– Когда президенты покидают должность, что происходит с их автомобилями?
– Их содержат на специальной автобазе. Не каждому президенту выдают новый автомобиль, но через какое-то время их меняют.
Как найти?
Рижский мотормузей
Ул. С. Эйзентштейна, 8, Рига.
Стоимость билетов: для взрослых – 10 евро, для детей, школьников, студентов и пенсионеров – 5 евро, для детей до 6 лет включительно – бесплатно.
Филиал Мотормузея в Бауске
Ул. Дерпелес, 2, Бауска.
Стоимость билетов: для взрослых – 4 евро, для детей и пенсионеров – 2 евро, для детей до 7 лет – бесплатно.
Марина СИУНОВА