На днях пришли интересные данные о том, какие телеканалы телезрители Латвии смотрели в мае 2022 года. На первом месте оказался телеканал LTV1, второе место занял телеканал TV3, на третьей позиции снова государственное телевидение – LTV7. Ровно год назад тройка лидеров выглядела иначе: TV3, LTV1 и ПБК. Что происходит после запрета трансляции примерно 100 российских телеканалов и как в действительности на этот запрет отреагировали латвийцы?
Куда же делись зрители «русских» каналов?
За привычками телесмотрения в Латвии наблюдает агентство Kantar. Здесь признают, что часть зрителей после запрета привычных каналов просто перестала смотреть телевизор.
– По нашим наблюдениям, самый большой сегмент этой зрительской аудитории ушел туда, где мы не можем его проследить – в Youtube, на платформы в интернете, в спутниковое телевидение, – рассказал «МК-Латвии» директор агентства Kantar по работе с клиентами Оскарс Румпетерс. – Другая часть таких телезрителей переключилась на небольшие телеканалы, которые предлагают кабельные операторы. Из самых заметных «малышей» можно назвать канал 3+, Duo 7, Экстра ОТV. Важно отметить, что ушло примерно 30%.
При этом Румпетерис отмечает, что число доступных латвийцам телеканалов с русским языком содержания выросло на 97%. То есть в сетках кабельного и эфирного телевидения появились новые каналы, которые ранее в Латвии не показывали. Правда, многие из них свою аудиторию в Латвии пока не нашли.
Возможно, что телезрители частично переключились на государственные телеканалы на латышском языке. По крайней мере, подсчет времени, которое латвийцы проводят у телеэкранов, показывает, что аудитория латышских телеканалов за полгода прибавила 19%.
– Но на число телезрителей в Латвии влияют еще и демографические процессы. Число латвийцев старше 4 лет, имеющих дома телевизор, за 10 лет естественным образом сократилась на 216 тысяч человек, – подытожил Румпетерс.
Вернутся или нет?
Агентство Kantar изучает телезрителей Латвии, точно фиксируя время просмотра телеканалов 1100 случайных домохозяйств. И на основе выбора этих домохозяйств делаются выводы обо всей зрительской аудитории.
Может, у операторов кабельного и эфирного телевидения, работающих непосредственно с клиентами, другая картина?
– В общем, картина похожая, за последние полгода отток клиентов из кабельного телевидения в интернет ощутили и мы, – делится выводами Айвар Литауниекс, руководитель службы маркетинга одного из крупнейших провайдеров Латвии Baltcom. – Примерно 30 % наших телезрителей, это как раз аудитория отключенных в Латвии каналов. После того, как привычные им передачи пропали, часть таких клиентов просто разорвала с нами все отношения, еще одна часть отключила кабельное телевиденье, оставив дома только интернет.
Факт
После того, как 6 июня Национальный совет по электронным СМИ принял решение полностью запретить распространение в Латвии российских телеканалов, компании Baltcom пришлось отключить 39 телеканалов. В Латвии действует 26 операторов кабельного телевидения, и практически каждый из них после 6 июня внес большие изменения в пакет своих предложений.
Уходят в «серую зону»
Литауниекс рассказывает, что Baltcom пережил пару очень горячих недель, когда операторы центра обслуживания клиентов предприятия не справлялись с потоком желающих отказаться от услуг. Люди не считались даже с необходимостью платить неустойки за преждевременный разрыв контракта.
– Причина в том, что передачи на новых каналах с русским языком были не такими качественными, с точки зрения клиентов, как на отключенных. Я говорю о таких передачах, как шоу «Голос» или передачи про здоровье, – поясняет Айвар Литауниекс. - Хочу особенно подчеркнуть, что нашей вины в исключении этих телеканалов из сетки нет. Мы все свои обязательства перед клиентами добросовестно выполнили.
Также представитель Baltcom подтвердил, что клиенты компании стали заметно больше времени проводить в интернете:
– Вполне вероятно, что они нашли там возможности смотреть те же самые передачи, которые им так нравились раньше. «Серая зона» интернета, не попавшая в поле зрения полиции и в то же время привлекательная для латвийцев, огромна. Несмотря на постоянно увеличивающийся список сайтов, на которые Совет по электронным СМИ накладывает запрет и которые мы закрываем для просмотра нашими клиентами, люди находят возможности смотреть желаемое. Что смотрит каждый, нам неизвестно, мы такую статистику не собираем. Да и нет у нас возможности отследить, где именно условный телеведущий Владимир Соловьев находит свою аудиторию. Возможно, это какие-то еще не запрещенные сайты, а некоторые из выступлений можно найти на You Tube или Tik-Tok, – рассказал Литауниекс.
Будем смотреть «Дождь»
То, что часть телезрителей разорвала отношения с провайдерами и перешли на нелегальные средства просмотра телеканалов, отметила и Ласма Трофимова, директор отдела по связям с общественностью компании ТЕТ. Но она подчеркнула, что «большинство клиентов остались вместе с ТЕТ, и больших изменений численности клиентуры не произошло».
– Сейчас в сетке вещания появились очень интересные телеканалы на русском языке, – поделилась новостями Ласма Трофимова. – Это, например, украинские каналы «Ukraina 24», «1+1 International» и «Bolt». Мы наблюдаем высокий интерес телезрителей и быстро растущую аудиторию у таких каналов как «Настоящее время» и «Дождь», чья редакция закрылась в России и недавно открылась в Латвии.
Тем временем эксперты обеспокоены тем, что жители Латвии уходят в «тень», то есть нелегально просматривают запрещенные телеканалы через сервисы VPN и IPTV. Ведь практически в каждом доме сейчас стоят телевизоры нового поколения с подключением к интернету.
Так, Илмарс Муулс, глава Латвийской ассоциации электронных коммуникаций, считает, что властям следовало своевременно позаботиться о заполнении возникшего информационного вакуума. «Новый телевизионный продукт должен поступить от латвийских производителей, а не из-за границы», заявил Илмарс Муулс Латвийскому радио.
– Пустота на рынке требует заполнения, – согласна с этим признанный медиаэксперт Гунта Лидака. – Так и запрещенные русские телеканалы требуют замены. Развлекательные шоу можно заменить на украинские телепродукты, а вот с местными латвийскими новостями на русском языке сложнее. О новой новостной службе, насколько мне известно, задумываются в ТЕТ, в интернете уже представлены русские латвийские новостные службы латвийских общественных СМИ и Latvijas Ziņas, ранее делавших русские новости из Латвии для канала RTVi. То, что в ближайшие годы такие новости появятся, закономерно. Но, вероятно, это может случиться уже после выборов.
То, что русские телезрители после запрета российских каналов сменили свои привычки, очевидно. В том же исследовании Kantar видно, что число людей, которые смотрят небольшие телеканалы, за шесть лет выросла почти вдвое. Рост неизвестных источников – очень высок. Таким образом мы и сейчас не знаем, что и как влияет на умы латвийцев, – объяснила Лидака.
Факт
В июле районный Административный суд отклонил иск о возобновлении вещания «Первого Балтийского канала Латвия». Ранее, в июне, окружной Административный суд также отклонил иски о возвращении в латвийский эфир «Первого Балтийского канала Литва» и «Первого Балтийского канала Эстония».
«Это значит, что Первый Балтийский канал в информационное пространство не вернется», не стал скрывать своего удовлетворения Ивар Аболиньш, глава Национального совета по электронным СМИ.
Арсений МАТВЕЕВ