Случалось ли вам после покупки новой мебели в течение нескольких недель замечать в квартире непривычный химический запах? Вполне возможно, что вы купили диван или шкаф с повышенным содержанием формальдегида, – известного канцерогена. Мы узнали, как действовать покупателям, чтобы не подвергать свою жизнь опасности.

«Началась аллергия и проблемы с дыханием...»

Шестого июля в латвийской группе «Полезная информация» в социальной сети Facebook появилось тревожное сообщение от рижанина Владислава Силакова.

Мужчина спрашивал у других пользователей, как ускорить процесс выветривания формальдегида из мягкой мебели: «Может, есть какая-нибудь специальная химия? Мы купили новую мебель, началась аллергия и проблемы с дыханием. Измерили уровень испарения формальдегида, оказалось, что концентрация зашкаливает...».

Вопрос вызвал живой отклик у других латвийцев, поскольку время от времени каждый из нас покупает новую мебель.

Мужчин в основном интересовало, как именно Владислав измерял уровень формальдегида в помещении. Рижанин охотно рассказал, что использовал для этого датчик загрязнения воздуха, который улавливает два вида выделений – HCHO (формальдегид) и TVOC (летучие органические соединения). Такой датчик можно заказать в интернет-магазине, и стоит он около 75 евро.

«Если концентрация формальдегида выше допустимой, то мебель нужно убирать, - пишет Анатолий Артемьев. – При нормальном технологическом профессе изготовления ДСП концентрация паров формальдегида не должна даже приближаться к верхней планке допустимого».

«Снизить уровень концентрации формальдегида можно только путем сжигания такой мебели на костре, - согласен и Владислав Горник. – Формальдегид, это не ацетон, естественным путем он будет выветриваться целую вечность».

Но это советы обычных пользователей. А что скажут эксперты? Действительно ли формальдегид так опасен? И можно ли на основании данных домашнего анализатора сдать опасную мебель обратно производителю?

А в Латвии – почти никак

Ситуацию комментирует Ивар Ванадзиньш, профессор Рижского университета им. П. Страдыня, директор Института безопасности труда и здоровья окружающей среды. По его словам, латвийские покупатели обезопасить себя могут только самостоятельно, ведь в законах о вредном влиянии формальдегида ничего не сказано.

– Профессор, где вообще встречается формальдегид?

– Альдегиды присутствуют примерно в 80% предметов обихода, включая сигареты, мебель, изделия из пластика, бытовую химию и даже средства для дезинфекции.

Альдегиды – это органические соединения с водородом и углеродом, обладающие достаточно интенсивный запахом. Топ-3 вредных альдегидов выглядит так:  формальдегид , ацетальдегид, глутаральдегид. Другие альдегиды менее вредны, но также классифицируются как вредные вещества.

– Чем вредны альдегиды?

– Тот же формальгедид – признанный канцероген (вещество, вызывающее рак). Из-за этого в разных государствах, в том числе ЕС, США, Канаде стараются снизить концентрацию этого вещества в воздухе и продукции. Понимающий покупатель знает о вреде формальдегида, и производитель вынужден с этим считаться. Ему остается либо снизить концентрацию формальдегида в своей продукции, либо заменить каким-то другим компонентом.

– Почему производители до сих пор не нашли полную замену формальдегиду?

– Потому что это ведет к удорожанию продукта.

– Чем может быть опасна мебель с формальдегидом?

– Проблема в том, что формальдегид выделяется из готового продукта. Предположим, что производитель в изготовлении мебели использовал смолу фенолформальдегида в большом количестве. Такая мебель более дешевая, да и более крепкая. Но в  этой продукции высокая концентрация формальдегида, пары которого выделяются в течение не менее 3-6 месяцев. Скорость испарения зависит от влажности воздуха, температуры и проветриваемости помещения.

– Владислав говорит, что купленный им диван имеет фанерный каркас. Я думала, что формальдегид встречается только в ДСП.

– Нет, формальдегид может содержаться и в дешевой фанере, которая предназначена не  для жилых помещений, а для строительства. Например, в Скандинавии все древесные заготовки маркируют, указывая, предназначены ли они для использования в помещениях. Понятно, что для наружной отделки можно использовать фанеру с более высоким содержанием формальдегида, чем для изготовления мебели. А в Германии есть требование продавать мебель из фанеры или ДСП не раньше, чем через три месяца со дня ее изготовления, чтобы вредные вещества успели частично испариться.

– А каким образом уровень формальдегида в мебели и других изделиях контролируют в Латвии?

– В этом плане есть нормы, которые регулируют требования только к условиям рабочей среды. С большим трудом удалось «продвинуть» даже этот минимум. Деревообрабатывающая и мебельная индустрия огромны и сильны и их сопротивление данным нормам было просто титаническим.

Но тем не менее нормы по содержанию формальдегида в рабочей среде теперь существуют, за их соблюдением следит Государственная инспекция по труду. Это важно, во-первых, для самих рабочих, во-вторых, таким образом это влияет на снижение концентрации формальдегида и в готовой продукции: чем меньше его на производстве, тем меньше его в готовом изделии.

– И каковы нормы содержания формальдегида в рабочей среде?

– В настоящее время допустимая концентрация формальдегида в воздухе рабочей среды (в 8-часовой период) не должна превышать 0,37 мг/м3 или 0,3 промилле. В «домашней обстановке» эта цифра должна быть в 10-20 раз ниже.

– И как на производствах добиваются нужных показателей по соблюдению концентрации вредных веществ?

– Концентрацию формальдегида в воздухе рабочей среды можно снизить разными способами – чаще всего это происходит путем усовершенствования систем вентиляции на рабочем месте или путем поиска альтернативных материалов, не содержащих формальдегид или содержащих его в меньшей концентрации.

– Неужели в Латвии нет совсем никаких требований в отношении безопасности готовой мебели?

– Есть ISO-стандарт, разработанный для мебели, но он не обязателен к исполнению. У нас даже школы покупают мебель из ДСП, предназначенной для стройки, потому что ее цена ниже. И это все легально, формально никто ничего не нарушает, это просто дешевле. Хорошая мебель и качественный ламинат будут стоить дороже, чем аналог с формальдегидом.

– И кто же будет отвечать, если в магазин поступила мебель с высокой концентрафицей формальдегида?

– Наверное, это ответственность самого производителя и частично продавца. Частично – потому что не каждый продавец будет детально интересоваться качеством продукции и не каждый производитель предоставит объективную информацию. Также есть совсем нечестные предприниматели, которые могут продавать дешевый товар за большие деньги, но это уже другая тема.

Мебель надо… нюхать!

– Как же тогда быть покупателю, чтобы не ошибиться в выборе и не купить диван с канцерогеном?

– Ориентироваться по запаху. Запах древесины с большой концентрацией формальдегида вы ни с чем не спутаете, он довольно выраженный, специфический, «химический». От такой продукции лучше держаться подальше.

– А если я сразу не почувствовала специфический запах, это может говорить о том, что формальдегида в данной конкретной мебели нет?

– Может быть, и так. Но может оказаться, что данный, например, стол в торговом зале простоял уже более трех месяцев, и вредные вещества успели частично улетучиться.

– А те экземпляры, что стоят в упаковке на складе?

– А вот такая мебель может оказаться с повышенной коцентрацией формальдегида, потому что, находясь в герметичной упаковке, он не испаряется – ему просто некуда выделяться.

– Что я могу сделать, зайдя в магазин? Попросить какие-то документы или поверить продавцу на слово?

– Можно попросить декларацию о качестве материала, из которого изготовлена мебель. Ее предоставляет производитель.

– А если такого документа не окажется?

– Если такой информации нет, то это первый признак того, что что-то тут «не чисто» -  производители, работающие с качественным материалом, этим гордятся, об этом говорят и часто даже используют этот факт в целях маркетинга. То есть на слово продавцу и/или производителю лучше не верить.

Все – на воздух!

– Если все-таки человек купил мебель, в которой высока концентрация формальдегида, что он может предпринять самостоятельно, чтобы снизить уровень до минимума?

– Максимально проветривать помещение в течение как минимум полугода,  даже в холодное время года. Рано или поздно вредные вещества улетучатся. Например, на тонну ламината приходится 100 кг смолы, и из этих 100 кг в течение полугода, пока не закончатся процессы полимеризации, испарится не более 10 кг.

– А можно как-то нейтрализовать формальдегид в предметах, например, в  одежде или посуде, с помощью какого-либо средства?

– Нет, это невозможно, единственный вариант вывести его испарения, он же и самый простой, это вентиляция!

– Всегда ли дешевая мебель небезопасна для здоровья?

– Нет, как уже было сказано, если мебельный материал простоял долгое время, например, на складе, то все химические реакции закончились, и материал в основном станет инертным. То есть из него уже ничего не будет выделяеться в значительных концентрациях.

– А можно ли определить уровень формальдегида в мебели с помощью домашнего датчика, как сделал Владислав?

– Не советовал бы увлекаться приборами. Во-первых, замеры испарений формальдегида - непростой процесс. Стоимость качественного прибора может достигать нескольких тысяч евро (лучше потратить их на хорошую вентиляцию в доме и качественную мебель). Во-вторых, дешевые приборы не будет информативными на должном уровне. Ну и в-третьих, если вы эту «гадость» уже купили, и она стоит у вас дома и в прямом смысле отравляет жизнь, то прибор вам больше не поможет.

Формальдегиды ведь испаряются не только из мебели, но и из других предметов быта, а также от неправильного пользования бытовой химией. Вот, например, в инструкции к моющему средству не просто так указано, что его нужно применять в соотношении с водой 1:20. Но что часто делают сердобольные потребители, особенно старшего поколения? Правильно, разводят химию как минимум вдвое меньше, превышая предписания в инструкции, мол, ну что это такое, 5 мл на ведро воды… У нас даже был реальный случай – в одной школе зафиксировали высокий уровень концентрации ацетальдегида и долго не могли понять, в чем причина. Оказалось, что одна старательная уборщица щедро пользовалась бытовой химией. К чистоте, конечно, претензий нет, но вот испарения-то оставались в воздухе, в помещении. И в результате таких действий мы имеем повышение уровня формальдегида в квартире со всеми вытекающими…

– А что именно может случиться, если жить в помещении с повышенной концентрацией паров формальдегида?

– Все альдегиды имеют влияние на здоровье. Они обладают раздражающим свойством, влияют на слизистые глаз и дыхательных путей. При этом мы чувствуем, что глаза слезятся, дыхание затруднено. Многие из альдегидов – довольно сильные аллергены. Причем их особенность такова, что они усугубляют уже имеющуюся аллергию, если таковая есть у человека, вплоть до появления новых проявлений. Например, у человека, и без того страдающего аллергией, может возникнуть еще одна. Была, скажем, аллергия на пыльцу, а появилась еще и на стиральный порошок.

Лично мой опыт взаимодействия с формалином в студенческие годы тоже выявил у меня сильную аллергию. Через полгода после начала практики с формалином у меня была такая сильнейшая аллергическая реакция, что я по полдня «отходил». У меня  глаза слезились, начинался сильный кашель. Это проходило через пару часов, но возобновлялось, как только я вдыхал пары формалина. Помогло только полное прекращение контакта – после экзамена по анатомии все симптомы ушли! Но и сейчас чувствительность к формалину не исчезла!

– Сколько нужно вдохнуть формальдегидов, чтобы начал развиваться рак?

– Канцерогенность альдегидов – уже худший сценарий. Для этого нужно почти постоянно и в течение долгого времени находиться в среде с повышенной концентрацией этих вредных летучих веществ. Любая их концентрация - это плохо, особенно учитывая и без того нехорошее качество воздуха в городских условиях, в квартирах в том числе. Не зря медики говорят о пользе свежего воздуха, проветривания помещения, но многие ведь в свои выходные из дома и не выходят, а в холодное время даже окно не откроют ни разу (а с нынешним подорожанием, боюсь, и вовсе открывать не будут, чтобы «драгоценное» тепло не выветривать).

– Ну для чего-то же формальдегид нужен, в конце концов?

– Это растворитель, он входит в состав пластмассы, клея, смол, красок. В практическом плане пользы от него много, но для здоровья человека он не безвреден и требует крайне осторожного обращения.

Сначала – доказать, потом – вернуть

Может ли потребитель вернуть в магазин мебель, если будет доказано, что в ней слишком высокое содержание формальдегида? Ситуацию комментирует Эва Эглите, старший эксперт Отдела коммуникации, информирования общества и поддержки потребителей Центра защиты прав потребителей (ЦЗПП).

- Да, в части первой статьи 27-й Закона о защите прав потребителей (ЗЗПП) сказано, что потребитель в течение двух лет со дня получения товара имеет право предъявить продавцу претензию за несоответствие товара условиям договора. Надзор за качеством мебели входит в задачи ЦЗПП. Но в законах Латвии никаких специальных требований к качеству мебели не предусмотрено.

- Как же доказать, что мебель небезопасна?

– Все требования к безопасности мебели вытекают из части первой статьи 5 Закона о безопасности товаров и услуг (ЗПБД). Там говорится, что безопасным товаром является любой товар, который при нормальных условиях пользования не представляет риска или представляет минимальный риск для здоровья и жизни человека. Товар должен соответствовать высокому уровню безопасности человека и охраны окружающей среды.

Получается, что мебель должна соответствовать ряду основных требований безопасности в отношении допустимой концентрации химических веществ  (включая уровень выделения формальдегида). Но вот доказать, что концентрация какого-то химического вещества в мебели превышает предельные значения, может только специальная экспертиза.

- Кто оплачивает расходы, связанные с проверкой товара?

- Тот, кто эту проверку заказывает, например, сам покупатель.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.