Пословица гласит: «Договор дороже денег!», но этим летом многие компании повышают плату за свои услуги вопреки условиям договоров. Так поступают операторы мобильной связи, держатели спортзалов, даже администрация детских садов. Имеют ли они право требовать больше денег за те же услуги, что и прежде?

Наш эксперт адвокат Андрей Адамсонс напомнил, что согласно Гражданскому закону договор может быть изменен только по соглашению сторон. Но, как и всегда, есть нюансы.

Вместо 100 евро – 300!

«Я вожу ребенка в частный детский сад и согласно договору плачу 100 евро в месяц плюс 70 евро за питание. Недавно руководство детского сада огорошило извещением о повышении расценок с 1 сентября до 300 евро, – рассказывает рижанка Анна. – С такой оплатой я не справлюсь... Хотелось бы узнать, обязана ли я платить детскому саду по 300 евро в месяц, если в договоре, срок которого истекает только в апреле 2023 года, четко сказано, что плата за детский сад составляет 100 евро в месяц!»

– Если в договоре не указано, что администрация детского сада в определенных ситуациях имеет право в одностороннем порядке поднять цену или изменить другие условия договора, значит, объявленное повышение цены является незаконным. Если дело дойдет до разбирательства в Центре защиты прав потребителей (ЦЗПП), эксперты будут на стороне потребителя.

– Если в договоре ничего такого не сказано, может ли мать по-прежнему платить 100 евро и водить ребенка в садик?

– Конечно.

Цифра

В период с 1 июня по 5 августа этого года ЦЗПП получил 53 заявления с жалобами на поставщиков услуг, которые объявили своим клиентам о повышении расценок.

Спортклуб поднял цену

«Я хожу в спортклуб, с которым у меня заключен годовой договор с автоматическим продлением, абонемент я оплачиваю раз в месяц, его фиксированная цена сначала составляла 43 евро, потом была повышена до 45 евро, а теперь – до 48 евро, – рассказала рижанка Маргарита. – Администратор объяснил, что это произошло из-за роста цен на воду и газ. Объяснения мне понятны, но непонятно, почему меня, клиента с долгосрочным договором, должны касаться проблемы спортклуба».

– В этом случае также необходимо посмотреть, что указано в договоре со спортклубом. В этом документе может быть предусмотрен порядок одностороннего повышения цен (например, в договоре может быть сказано, что спортклуб имеет право повышать цены без согласия клиента с условием, что за месяц предупредит о повышении). Если в договоре нет такого пункта, то повышение цен является незаконным, – объяснил Андрей Адамсонс.

– Если Маргарита не согласна с новой платой за абонемент, имеет ли она право расторгнуть договор без штрафных санкций за досрочное расторжение договора?

– Конечно. Если спор дойдет до Центра защиты прав потребителей, я более чем уверен, что эксперты встанут на сторону Маргариты.

– Должен ли клиент сообщить администрации спортклуба, что желает расторгнуть договор из-за повышения платы за абонемент? Или тот факт, что клиент не оплатит счет с повышенной платой, уже является свидетельством о расторжении договора?

– Клиент обязательно должен сообщить клубу о своем решении расторгнуть договор и точно выполнить все необходимые для этого действия. Если этого не сделать, то администрация клуба будет считать, что вы продолжаете получать услугу и потому должны заплатить. Другими словами, за вами будет копиться долг за то, чем вы не воспользовались.

Разве меня не должны были предупредить?

«Я давний клиент телекоммуникационной компании. У меня в интернет-банке подключена автоматическая оплата счетов от этой компании. Недавно я узнала, что компания повысила абонентную плату сразу на 5 евро в месяц, но не оповестила об этом клиентов лично. Извещение оператор разместил только на своей домашней страничке в Интернете, – рассказывает Ольга. – Таким образом за несколько месяцев я переплатила компании 15 евро. Обязан ли поставщик услуги лично информировать клиентов о повышении цен?»

– Не так давно ЦЗПП рассматривал похожую ситуацию. Поставщик услуги в том случае также проинформировал клиентов о повышении платы только на своей домашней странице. Клиенты обратились за помощью в ЦЗПП, и его сотрудники вынесли решение, согласно которому поставщик услуги обязан был доказать, что лично проинформировал клиентов о повышении тарифа. Например, отправив им оповещение в виде короткого сообщения или письма.

– Должны ли Ольге вернуть переплаченные 15 евро?

– Должны. Если это не будет сделано, то Ольга может обратиться за помощью в ЦЗПП, который вынесет соответствующее решение. А если компания это решение не выполнит, то ее занесут в черный список коммерсантов.

– Ольга не знала о повышении расценок и платила автоматически. Можно ли в этом случае считать, что она согласилась с повышением цены?

– Обычно, если клиент оплачивает счет (пусть даже повышенный), то считается, что он согласился с выставленной суммой и принял новые условия договора.

Однако автоматическая оплата счетов не приравнивается к согласию. Если возникнет спор по этому поводу, думаю, ЦЗПП встанет на сторону клиента.

– Что это даст Ольге?

– Если в договоре с телекоммуникационной компанией не было сказано об особых обстоятельствах, которые дают право компании в одностороннем порядке и без информирования клиента менять расценки до окончания срока договора, то Ольга сможет получать услугу по старой цене.

Так говорит закон!

– Стоимость услуги можно менять только в случае, если такая возможность предусмотрена в договоре, – пояснила «МК-Латвии» представитель Центра защиты прав потребителей Санита Гертмане. – И, конечно, изменение цены должно быть обоснованным. Закон обязывает поставщика услуги информировать клиента об изменениях договора (в том числе об изменении цены) за месяц до повышения расценок. Если клиент не соглашается на изменение расценок, то у него есть право разорвать договор без штрафных санкций.

Форс-мажор

– Что такое форс-мажор, который дает компании право на одностороннее повышение цен?

– Это обстоятельства непреодолимой силы.

– Что имеется в виду?

– Это обстоятельства, которые поставщик услуги не в силах предусмотреть и не в силах контролировать, например, наводнение, извержение вулкана и т. д.

– Должно ли в договоре быть написано, какие именно обстоятельства являются форс-мажорными?

– Нет, это не обязательно. Например, хороший юрист сможет доказать, что резкое повышение цен на энергоресурсы тоже является таким вот форс-мажорным обстоятельством, по причине которого компания вынуждена повысить расценки.

– Если клиент отказывается платить за услугу по новой цене, может ли поставщик оказывать услугу в меньшем объеме?

– Если в договоре перечислено, что это за услуги, то сокращать их нельзя.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.