Раньше каждая семья имела фотоальбом, в который трепетно вклеивались новые снимки. Сейчас фотографии хранятся в телефонах, а фотоальбомы успешно заменили социальные сети. Но где бы ни была размещена фотография, она может помочь человеку лучше понять себя и историю собственной жизни.

Визуальная память

Недавно рижской психотерапевт Ариэль Резник-Мартов сделал в социальных сетях наводящий на размышления пост.
«Я часто прошу пациентов принести их фотографии из разных периодов жизни – детские, семейные, школьные, студенческие и т. д. Интересно и полезно для понимания человека узнавать о нем не только с его слов, но еще и заглядывая в его прошлое в буквальном смысле слова.

И здесь становится видно, как по-разному люди обращаются со своей визуальной памятью. Женщина показывает на свою детскую фотографию и, смеясь, приглашает меня повеселиться вместе с ней: мол, видите, какой монстр. «Не вижу, – говорю, – вижу маленькую и очень несчастную девочку с печалью в глазах». Внезапно веселье исчезает и пациентка начинает горько, по-детски плакать, и наконец становится искренней с самой собой. Или человек просит у своих родителей семейные альбомы, а те сообщают, что все выбросили, ибо зачем старый хлам держать. Или мне приносят старые фотографии, на которых вырезан какой-нибудь человек – бывшие мужья/жены, друзья, с которыми насмерть рассорились. Бывает, что даже сам обладатель фотографии себя вырезает из общего снимка: «Я себе здесь не нравлюсь, вот и вырезала себя». Удаление кого-то из фотографии или избавление от всех альбомов говорит о человеке не меньше, а может, и больше, чем присутствие на них...

Это я к чему. Механизмы цензуры везде одинаковы. Такое обращение с фотопамятью свойственно и отношению ко всей своей памяти – искаженное восприятие, удаление из воспоминаний отдельных людей и себя самих или целых кусков жизни. Когда сам факт цензуры обнаружен, есть о чем задуматься – что же я пытаюсь от себя скрыть?

Не выбрасывайте старые семейные альбомы с нечеткими фотографиями – там много воспоминаний, эмоций, находок. Да и в терапии могут пригодиться».

Личная археология

– Какие фотографии более информативны: на которых люди в позитивном настроении или, наоборот, в негативном?

– Это не важно, любые фотографии несут в себе информацию. Психотерапевт может обратить внимание на то, что скрыто от внимания самого пациента. Например, я могу увидеть, что на фотографиях мама пациента никогда не стоит с ним рядом, она всегда находится около другого члена семьи, а сам пациент никогда на это не обращал внимания.

Кроме того, по фотографиям я вижу взросление клиента, вижу, как меняется (или не меняется) с течением времени его выражение лица, узнаю, почему на этом снимке он радостный или, наоборот, грустный... Возникает вопрос: «Что произошло в этот день?».

Фотография позволяет мне лучше услышать и понять пациента, что приводит к пониманию его личности и причин его проблем. В своем посте в социальной сети я упомянул женщину, которая замечала на фотографиях только свою некрасивость, я же увидел ее грусть, на которую сама пациентка не обращала внимания.

– А что видит на снимках сам пациент?

– Глядя на снимки, пациент может вспомнить какие-то моменты из жизни, свое отношение к родным, их отношение к нему, межличностные отношения. Например, на семейной фотографии (свадьба, юбилей или просто застолье) можно увидеть, как члены семьи расположены по отношению друг к другу, можно увидеть их взгляды, жесты, выражение лиц. Все это может побудить воспоминания, эмоции.

Есть множество вещей, которые люди не замечают и не думают над ними. Но после того, как укажешь на них, у пациента раскрываются глаза, человек начинает вспоминать, размышлять, рефлексировать. Это все запускает дополнительные цепочки ассоциаций и воспоминаний.

– Для чего это надо?

– Для понимания, откуда ноги растут у той или иной проблемы, для того, чтобы взглянуть на себя, свое детство, значимых людей под другим углом. Я называю это личной археологией.

Увидеть проблему – не значит обвинить в ней!

– Допустим, человек заметил, что на фотографиях мать никогда не стоит с ним рядом, или отец сердито на него смотрит. Значит ли это, что проблема найдена?

– Нет. Целью рассматривания фотографий ни в коем случае не является поиск виноватого. Нет смысла приходить к маме и выдвигать ей какие-то обвинения, тем более что фотографии – это не законспектированная реальность, а лишь представления пациента о реальности. Возможно, сердитый взгляд отца означает, что в тот день произошло нечто, что мужчину рассердило, но это не говорит о том, что он всегда сердился на своего ребенка. И у мамы пациента могли быть какие-то причины для того, чтобы в момент фотосессии не стоять возле ребенка, но при этом у них были очень теплые отношения. Но второй вариант (плохие отношения) тоже не исключен. Поэтому важно не воспринимать изображение на фотографиях однозначно и не бежать с претензиями к тем, кто изображен на снимках не так, как хотелось бы клиенту сейчас.

А еще важно понимать, что фотографии отдельно от эмоций клиента ничего не значат и не важно, что на них запечатлено – ссора или, например, объятие.

– А что важно?

– Как клиент относится к событию на фотографии и к человеку, который вместе с ним изображен на снимке. Также важно понять, как та ситуация его сформировала, как она повлияла на ощущение себя – человеком, который достоин любви и заботы.

– Я вспомнила одну историю. Девушка с женихом рассматривали его детский фотоальбом. На фотографии были изображены два маленьких мальчика – брата, один из них (жених) горько плакал, а второй радостно улыбался. Мужчина рассказал невесте: он плакал из-за того, что футболку с зайцем-космонавтам, которую папа купил для него, мама отдала его младшему брату. Девушка решила, что такой поступок говорит об отсутствии любви ее будущей свекрови к своему старшему сыну. Позже выяснилось, что старшему ребенку футболка была мала, и только поэтому ее отдали младшему сыну. А мама детей после фотосессии купила старшему сыну в утешение игрушку, так что никакой «нелюбви» с ее стороны и речи не было.

– Ваш пример показателен, люди очень любят упрощать картину мира, но это упрощение скрывает истинную информацию. Поэтому нельзя делать вывод о прошлом по одному-двум снимкам, и уж тем более, если это не ваши снимки, а чужие. Фотография запускает поток воспоминаний того, кто на них изображен, а не домыслы чужого человека.

Интересное предложение!

Несколько лет назад в преддверии 8 Марта в Инстаграме появились сервисы по аренде букетов для девушек, желающих сделать праздничные фотографии. Девушкам предлагалось заказать букет из 101 розы на дом, где им предоставляли 10 минут на фотографирование. Авторы гарантировали клиентам полную конфиденциальность. Также есть возможность взять в аренду для фотосессии пустые пакеты из дизайнерских бутиков или коробочку из-под украшений.

Кроме того, за дополнительную плату курьер, который доставлял цветы, готов был надеть дорогие часы, а фотограф делал так, чтобы мужская рука с букетом цветов попала в кадр.

«Ты сними меня, фотограф!»

– Важно ли, кто выступает в роли фотографа?

– Если это повторяющаяся ситуация, то да. Бывает так, что на семейных фотографиях все время отсутствует один и тот же член семьи, он все время фотографирует. Возникает вопрос: «Почему другие члены семьи согласны с его отсутствием на общей фотографии?» И: «Кто решил, что именно этот член семьи будет фотографировать: он сам или это решение за него принял другой человек?»

Удаление фото

– Некоторые люди убирают из фотоальбома снимки с теми людьми, с которыми не хотят поддерживать отношения. Отсутствие фотографии может помешать психотерапии?

– Нет. Отсутствие фотографий со значимым членом семьи – это повод для разговора с пациентом. А сам факт удаления фотографии (или даже фотоальбома) говорит, что пациент решил ввести цензуру в свою жизнь.

– Можете ли вы посоветовать пациенту убрать из фотоальбома фотографию человека, который причинил ему боль?

– Я не люблю давать советы и это не входит в компетенцию психотерапевта. Я работаю с чувствами, эмоциями и ассоциациями человека и не должен подменять своими рекомендациями его желания и действия. Если человек говорит, что с другим человеком ему было плохо и поэтому он вырезал его изображение из общей фотографии (или хочет вырезать), то мы анализируем вопрос, почему он это сделал.

Сам себя удалил

– О чем говорит факт, когда человек сам себя вырезает из общей фотографии?

– Самое частое пояснение звучит так: «Я здесь плохо вышел». В большинстве случаев это говорят женщины, и даже указывают на дефект: например, лишний вес или неудачная прическа. Но и здесь есть повод для дополнительных расспросов, возможно, кто-то из значимых близких привел женщину к мысли, что она плохо выглядела. И снова – есть где копать!

– Если человек говорит: «У меня нет ни одной фотографии из прошлого», на что это может указывать?

– Если фотографий нет из-за переезда в другую страну, то это одно. Если человек сознательно избавился от фотопамяти – другое. Ну а если так говорит сравнительно молодой человек, то возможно, у него действительно нет фотографий в распечатанном виде, а в памяти мобильного телефона они имеются. Иметь архив фотовоспоминаний невероятно важно. Благодаря им человек вспоминает, рефлексирует, анализирует себя.

– О чем может говорить фраза человека: «Я не люблю фотографироваться, поэтому у меня нет фотографий!»

– Возможно, человек не хочет себя видеть со стороны. А если он говорит, что не любит фотографироваться, так как всегда плохо получается на снимках, то это может говорить о его низкой самооценке и отношению к себе. Как я уже сказал, вариантов всегда много.

– А о чем говорит противоположный случай – когда человек фиксирует на фотографиях каждый свой шаг и выставляет фотографии в социальные сети?

– Это тоже может быть признаком самооценки. Второй вариант – у человека демонстративный склад характера. А может быть и третий вариант: желание изменить представление о себе, продемонстрировать те свои качества, которых другие не замечают.

Есть мнение...

Создавая семейный альбом, люди преследуют скрытую цель – показать себя или свою семью с лучшей стороны, идеализировать ее, поэтому для психотерапевтов семейный альбом не может быть объективным артефактом (хотя владельцы фотоальбома воспринимают его как подлинный документ). Каждый член семьи при помощи одних и тех же фотоснимков расскажет историю, которая будет отличаться от историй остальных, согласно своей точке зрения.

Вчера – сегодня – завтра  

– Могут ли фотографии из прошлого помочь в решении сегодняшних психологических проблем?

– Конечно. Мало кто приходит к психотерапевту с проблемой, которая тянется из прошлого, люди приходят с тем, что их волнует в настоящем: панические атаки, тревожность, аэрофобия, плохое настроение, семейные неприятности и т. д. Но когда мы начинаем обсуждать проблемы сегодняшнего дня, то через воспоминания или ассоциативную цепь начинаем уходить в прошлое. Здесь важно понять, почему человек сформировался таким, какой он есть, как сформировалась его самооценка, восприятие себя, тот или иной способ реакции на разные ситуации.

– Какие фотографии пациент должен принести на прием к психотерапевту, то есть что является информативным снимком, а что – нет?

– Я прошу принести фотографии, которые самому пациенту кажутся важными. Для одного это фото, где он сфотографирован вместе с близкими людьми, для другого – в красивом месте, для третьего важный снимок, где он сам себе нравится, для четвертого это фото важного события. Если человек приносит не весь фотоальбом, а несколько фотографий, то это повод спросить, почему были выбраны именно эти снимки.

– А на какие моменты пациенту стоит обратить особое внимание?

– Например, если нет ни одной фотографии, на которой его кто-то обнимает или хотя бы прикасается к нему (особенно это важно на детских фотографиях пациента). Еще один вариант: какой-то член семьи всегда стоит в стороне от остальных. Каменное, напряженное лицо кого-то, изображенного на фотографии, может рассказать о том, что произошло в тот день. Даже если люди позируют фотографу, они все равно проявляют свои отношения (кто с кем стоит рядом, выражением лица, позой, взглядом и т. д.).

Идеальный мир на снимке

– Сейчас все стараются выглядеть на фотографиях идеально: фотографироваться в красивом месте, на фоне впечатляющих интерьеров, с улыбкой на лице, в обнимку с близкими, а вот репортажных фотографий почти ни у кого нет. Могут ли такие – идеализированные фотографии ввести в заблуждение не только психотерапевта, но и самого пациента? Например, на снимке он может обнимать того, с кем обычно находится в контрах...

– Люди стараются сфотографироваться в те моменты, которые хотят запомнить. Значит, уже одно это является поводом к разговору с психотерапевтом. Но и любое взаимодействие с важным человеком (объятие или хмурый взгляд) тоже очень важны.

– А если фотографии жестко отфотошоплены?

– Это значит, что человек пытается таким образом идеализировать свой мир. Стоит подумать: почему человек захотел что-то исправить?..

«Что ты хочешь мне показать?»

– Сейчас модно заказывать фотосессии профессиональному фотографу. Наверное, такие фотографии никак не могут помочь психотерапии...

– Эти фотографии тоже могут быть информационными. Они могут рассказать, по какому поводу была проведена фотосессия, что человек хотел показать, на чем поставить акцент, что служило истиной целью фотосессии. Например, акцентом фотосессии могла быть сексуальность, которую женщина хотела продемонстрировать, а ее целью – привлечь внимание потенциальных женихов. Либо идея фотографии – ненавязчиво продемонстрировать новую брендовую сумку, а цель – показать, что такие покупки женщине теперь по карману. Девушка фотографируется в обнимку с парнем? Возможно, ее цель поведать миру, что она в отношениях. Женщина с новорожденным ребенком с помощью фотоснимков показывает, что она стала мамой. Мужчина фотографируется исключительно на пляже? Возможно, он хочет показать результат напряженной работы в тренажерном зале. Что бы ни было изображено на фотографии, надо понимать, что человек всегда хочет продемонстрировать себя в лучшем свете.

– Можно ли по таким снимкам понять эмоции человека в момент фотосессии?

– Сам человек может задать себе вопросы: «Что я чувствую, когда вижу это фото?», «О чем я думала, когда меня фотографировали?». И через эти ответы идти дальше.

А еще современные фотосессии можно приравнять к заказу портрета у хорошего художника, так как профессиональный фотограф может увидеть в клиенте то, что тот сам в себе не замечает. Второй вариант: чего не замечают остальные, а это в клиенте имеется.

– Например, что?

– Например, интеллект, жизненный опыт, сострадание. И когда клиент эту фотографию выставляет в социальную сеть, то это его способ заявить миру: «А я, оказывается, такой! Обратите на это внимание!»

Флешмобы: «Покажи себя в 18 лет!»

– Сейчас люди часто запускают флешмоб с заданием выставить в социальную сеть фотографию себя в определенном возрасте или в определенном месте. Почему мы любим участвовать в таких мероприятиях?

– Это дает чувство единства, принадлежности к «своим». Люди пишут друг другу комментарии: «О, я тоже был в этом месте» или «У меня тоже в 18 лет была такая прическа». Это укрепляет связь между тем, кто выставляет фотографию и тем, кто пишет комментарии к ней.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.