«Почему звуковые сигналы светофоров в Риге отключают в 22.00 и подключают вновь только утром в 6.00? Ведь эти сигналы предназначены для тех, кто плохо видит или не видит вовсе. Неужели власти считают, что незрячие люди прозревают после десяти вечера и вновь теряют зрение к шести утра?» – спрашивает незрячий музыкант Марис Орбиданс, житель столичного микрорайона Югла.

Марис не видит с младенчества, различает только тени и силуэты крупных объектов. При этом успешно закончил школу, читает на Брайле, увлекается музыкой, много лет играет на трубе, регулярно репетирует и выступает с ансамблем незрячих музыкантов.

Мы встречаемся с Марисом у подъезда его пятиэтажки на улице Целму, чтобы вместе пройтись по его обычному маршруту. Наш собеседник ходит бодро, без сопровождающих и даже без трости.

Почему не берете с собой белую трость?

– В своем районе она не нужна, поскольку за много лет я хорошо изучил окрестности, легко нахожу остановку и спокойно, в одиночку, езжу на автобусе или хожу пешком в библиотеку на Югле, где можно взять книги на Брайле.

Пищите громче, вас не слышно!

– Если идете в библиотеку в сторону городка незрячих, вам часто приходится переходить дорогу?

– Да, несколько перекрестков. Некоторые светофоры работают по старинке, беззвучно. А во многих местах есть светофоры, оборудованные специальным звуковым сигналом для незрячих. Это очень удобно: когда не видишь, какой свет горит, но слышишь характерный звук, то понимаешь – переходить можно. 

Я уже привык и часто перехожу улицу без посторонней помощи. Вот только заметил один недостаток – во время интенсивного движения этот сигнал едва слышен – его заглушает шум машин. Вот, послушайте сами, еле-еле слышно!.. Ладно я – молодой, мне нет еще и сорока. А если какая-то незрячая бабушка лет восьмидесяти захочет здесь дорогу перейти? Было бы хорошо, если бы власти догадались сделать звук светофоров погромче.

Переходим с Марисом через улицу Бривибас в районе торгового центра Alfa. И правда, звуковой сигнал светофора в часы пик, да и в дневное время, едва слышен. Но спасибо и на том, что он есть.

«Если на дороге тихо, значит зеленый!»

– Местами незрячему приходится полагаться на слух. Если слышишь, что машины притормозили, а люди пошли, – значит, зеленый. А вот ближе к вечеру, когда темнеет и поток машин не такой интенсивный, сориентироваться, когда можно безопасно перейти дорогу, гораздо сложнее. А недавно я обнаружил и вовсе необъяснимую вещь. Как-то, возвращаясь в одиннадцатом часу вечера, я заметил, что звуковой сигнал светофоров не работает! Причем это был не единичный случай, и не с одним светофором, а с разными. В том числе и на Югле, где, как известно, находится поселок для незрячих, библиотека и пансионат для людей с проблемами зрения.

– Как вы перешли дорогу в тот раз?

– Как видите, остался жив. Но конечно, это риск, когда приходится переходить дорогу, не видя светового сигнала и не слыша звукового. Позднее пытался выяснить, кто же автор такого нововведения? И почему по ночам в Риге введено такое правило – на каком основании. Если честно, никакого логичного ответа пока так и не нашел. Попадались малоубедительные доводы, мол, звуковой сигнал светофора по ночам мешает людям спать, поэтому его и отключают. Но тогда и скрип трамвая может потревожить чей-то покой и сон, давайте и трамваи запретим? А заодно и работу снегоуборочной техники. Вот Латвия, казалось бы, давно в Европе, но отношение к людям с инвалидностью до сих пор своеобразное.

Светофор мешает спать!

Все эти вопросы мы переадресовали Департаменту сообщения Рижской думы. И вот какие ответы получили. Глава транспортного комитета Рижской думы Олаф Пулкс впервые услышал об этой проблеме от журналистов, сами незрячие с такой жалобой к нему не обращались.

Глава комитета обещал разобраться в ситуации и дать ответ, но заверил, что такого не может быть, что звуковой сигнал светофоров по ночам отключается.

Между тем Янис Спрогис, глава отдела Центра управления движением Департамента мобильности и внешней среды Рижской думы признает, что такая практика и правда существует: звуковые сигналы светофоров в Риге на самом деле выключаются или приглушаются в ночное время:

– Это зависит от конкретной модели светофоров – какие-то можно подрегулировать, сделать звуковой сигнал потише, какие-то приходится отключать.

– Но зачем?

– Причина в частых жалобах жителей окрестных домов, им эти сигналы мешают спать. Мы сталкивались с тем, что люди просто выламывали звуковые передатчики из светофоров, и техника выходила из строя. Чтобы таких ситуаций избежать, звуковые сигналы решили на ночь отключать.

В настоящее время сотрудники департамента продолжают искать компромиссное решение для каждого из таких объектов, чтобы как можно меньше неудобств испытывали обе заинтересованные группы жителей – как зрячие, так и незрячие. 

В Лиепае звуковой сигнал светофоров на ночь не отключают

А что на этот счет говорят в Лиепае? Этот город сами незрячие считают идеально оборудованным для безопасного и удобного передвижения людей с проблемами зрения. Глава Лиепайского общества незрячих Марис Цейрулис рассказал «МК-Латвии», что 90% всех перекрестков города оборудованы светофорами со звуковыми сигналами.

– И на ночь их не отключают, как в Риге?

– Что вы, конечно, нет! За счет сенсоров, которые реагируют на уровень шума в городе, звуковой сигнал автоматически становится громче или тише. Так, в ночное время, когда машин меньше, громкость звукового сигнала светофора тоже приглушается, а днем, при интенсивном движении, становится громче. Так что ничего у нас не отключают – звуковые светофоры работают круглосуточно. Как можно их отключить? Предположим, незрячий человек приехал домой поздно вечером, он знает свой маршрут и рассчитывает на то, что сможет перейти дорогу на светофоре благодаря звуковому сигналу. А если сигнала не будет, как он поймет, когда безопасно выйти на дорогу? Звук должен быть и в позднее время, непременно.

– Но столичные власти, выключая звук светофоров, аргументируют это заботой о покое жителей, ограждают их от шума.

– Это абсолютно нелогично: тогда и транспорт, который ездит по улицам допоздна, те же машины, да и скрипучие трамваи, и шумные поезда следует тоже по ночам запретить.

– Но таким образом столичные власти еще и борются с вандализмом – недовольные звуковыми сигналами по ночам жители не раз выламывали передатчики.

– У нас в Лиепае, к счастью, жители так не делают. Насколько помню, лет двадцать назад, когда мы только установили первый такой светофор, был один случай такого хулиганства, но он так и остался единственным. Просто нужно выбирать такую модель звукового передатчика, которая сама регулирует звук сигнала. Поэтому я всегда призываю представителей власти – прежде чем что-то строить и оборудовать, проконсультируйтесь с теми, кто этим будет пользоваться. И проблем не будет.

Шаг вправо – и ты по колено в воде

Незрячий музыкант Марис Орбиданс поделился еще одной печальной историей из своего опыта:

– По ближайшим улицам я передвигаюсь по памяти или на ощупь. Вот только если что-нибудь перекопают или затеют ремонт, тогда приходится туго – учусь ориентироваться в районе заново. Не так давно, в ноябре, был неприятный инцидент на улице Малиенас, которую довольно долго ремонтировали и вот открыли для передвижения. Но ведь табличек на Брайле для незрячих у нас почти нигде нет. И о том, что остановку после ремонта улицы перенесут на несколько метров ближе к дороге, я узнал, увы, только на своем горьком опыте.

– Что же произошло?

– Ничего особенного. Решил после ремонта улицы Малиенас прогуляться по ней, изучить маршрут и дойти до остановки автобуса, поскольку в этот день хотел съездить в библиотеку. Но по дороге к остановке я наткнулся на какую-то решетку или забор. Путь к улице Квелес был закрыт. И я спросил у кого-то из рабочих поблизости, как пройти мимо этих ограждений к остановке и может ли кто-то меня проводить? На что получил ответ: «В мои рабочие обязанности это не входит». Что ж, пришлось искать путь самому и продираться через эти заграждения. Ну, так я и шел как-то наудачу. А тротуары сейчас делают странно – они находятся почти на одном уровне с проезжей частью – практически нет бортиков и границ. И в результате идешь вроде бы по тротуару, но внезапно совершенно неожиданно оказываешься прямо на дороге. Очень неприятное ощущение, когда мимо пролетает автомобиль. Как ни странно, на прежнем месте остановки не оказалось, я прошел дальше, не заметив, что ее перенесли ближе к дороге. К счастью, навстречу шел добрый человек, который предложил помощь и помог обойти все эти заграждения без ущерба для здоровья. Я успешно добрался до библиотеки по улице Квелес, возвращаюсь назад с целой стопкой книг. И снова меня ждали приключения.

– Что случилось на обратном пути?

– Мало того, что я незаметно для себя оказался на велосипедной дорожке, так еще и соскользнул с дороги в какую-то вонючую канаву и промочил ноги! Со всей сумкой упал, и по колено был в грязи. Настроение, конечно, упало. В таком состоянии – в мокрой обуви и джинсах – уже в приличное место не поедешь. Оказалось, я проскочил остановку, обойдя ее сзади – по велосипедной дорожке. А пешеходная дорожка просто сошла на нет. Повезло, что человек, который шел мне навстречу и видел, как я упал, проникся ситуацией и предложил на своей машине подвезти меня до дома. Спасибо ему большое, что не бросил мокрого на дороге!

– Получается, испытания новой улицы прошли неудачно? Она оказалась не подходящей для пешеходов со слабым зрением?

– Для меня эта модернизация чуть не обернулась травмами. Теперь тротуар вдоль улицы Малиенас разделен на две части – на пешеходную и велосипедную дорожки. Но там, где пешеходная дорожка отделяется от велосипедной, нет ощутимой разделительной полосы – она нанесена только белой краской, но для незрячих это «пустой звук». Она же никак не обозначена – нет ни бортика, ни таблички. В результате ты идешь по тротуару и вдруг внезапно оказываешься на велосипедной дорожке – под колесами велосипедов, ведь ограничителей нет! Хорошо еще, что у нас в холода мало велосипедистов ездит, и меня никто не сбил. Если бы были хоть какие-то надписи на Брайле на столбах, я бы смог прочесть о таких новшествах заранее, но увы – о тех, кто не видит, городские власти не подумали.

 

Решение не идеально, но уж какое есть

Цель переноса остановки, которую незрячий Марис не смог найти, инженер-строитель отдела по управлению дорожными строительными работами Департамента мобильности Лаурис Спигерс объясняет так:

– Остановка перенесена на пять метров с той целью, чтобы ее можно было разместить между двумя действующими съездами. Тротуары для пешеходов и велодорожка построены и закончены так, чтобы впредь их можно было продолжить в рамках уже действующей инфраструктуры. Мы признаем, что такое решение, к сожалению, не идеально.

– Как же исправить такую ситуацию, чтобы больше никто не пострадал?

– Чтобы впредь исключить случаи падения пешеходов в канаву, департамент взвесит возможность установить в этом месте барьеры для пешеходов.

Когда эти барьеры появятся, пока точно неизвестно.

В Лиепае таких проблем нет

Глава Лиепайского общества незрячих Марис Цейрулис, которому удалось добиться оптимального решения в доступности внешней среды в городе Лиепая, видит выход в отделении пешеходных дорожек от велосипедных четко различимыми направляющими линиями:

– У нас в Лиепае тоже велодорожка следует рядом с пешеходной дорожкой. Но они между собой четко разделены. Я убежден – пешеход должен ориентироваться по ограничительным линиям, которые можно нащупать тростью. Для незрячего человека очень важно, чтобы путь был обозначен – если впереди проезжая часть или перекресток, то на тротуаре появляются такие полукруглые выпуклые шарики. Для того, кто не видит дорогу, это четкий сигнал – предупреждение, что впереди ждут перемены организации движения.

«Крысиные хвосты» – проблема для столицы

– Я знаю, что в Риге ограничительные направляющие линии есть далеко не на каждом тротуаре, – они проведены местами и то и дело обрываются, – продолжает наш собеседник. – Незрячие рижане даже прозвали их «крысиными хвостами».

У нас в Лиепае такого нет – направляющие идут вдоль всего пути. Это такая тактильная линия безопасности шириной в 30 сантиметров, которую сложно не заметить, и на велосипедную дорожку через нее незаметно для себя не попадешь. Также и велосипедист будет защищен от ситуации, когда незрячий может случайно оказаться на его пути. О том, чтобы эти направляющие линии для незрячих были на протяжении всего пути, мы еще в 2009 году договорились с лиепайскими властями, и нормы внесены в строительные нормативы, соблюдаются и всех устраивают.

Кстати, на эту тему мы даже трижды проводили семинары для сотрудников Рижской думы, делились лиепайским опытом и давали советы. Но, видимо, наши советы пока не учли.

Понятно, что если такие нормы не утверждены законодательно, строитель спросит, а с какой стати я должен их соблюдать? Так что Рижской думе придется разработать соответствующие правила, которые при строительстве любого нового объекта должны будут учитываться. Будут направляющие линии – исчезнут проблемы.

В описанной ситуации в Риге на улице Малиенас решением могли бы стать перила для пешеходов, которые бы отделяли тротуар от обочины и канавы. Насколько я знаю, требование возводить направляющие линии содержится в измененных нормах строительства, утвержденных в 2021 году. Почему рижские власти их не учитывают, непонятно. Советую незрячим рижанам ходить по новому маршруту в сопровождении зрячего человека и всегда использовать белую трость! Ведь это наша безопасность. Не стоит ею пренебрегать.  

Какие решения нам нужны?

– А звуковые предупреждения для незрячих в Латвии не появились?

– Аудиосообщения кое-где в Европе уже работают. Например, за границей на некоторых автобусных остановках нажимаешь кнопочку внутри остановки и тебе говорят: автобус номер три прибывает через столько-то минут. У нас пока такого еще нет, но мы об этом лишь мечтаем.

Общественная организация Socintegra под руководством Марии Кожариной уже работает над такой идеей и другими решениями, которые облегчат жизнь незрячим. Но пока «говорящие» остановки только в проекте, Мария рекомендует людям с проблемами зрения все-таки брать с собой белую трость, чтобы защитить себя от разных непредвиденных ситуаций:

– Различные решения для удобства незрячих в Риге внедряются с большим трудом. Приходится постоянно находить компромисс, пытаясь сочетать интересы зрячих и незрячих. С размещением той же информации на Брайле на остановках тоже могут возникнуть проблемы: во-первых, это должно быть введено сразу везде, по единому стандарту, чтобы незрячие четко знали, где на остановке такую информацию искать. По опыту знаю, что крытые остановки очень быстро пачкаются, поэтому незрячие, скорее всего, даже не станут к ним прикасаться в поисках надписи с информацией, например, где именно искать пешеходную дорожку и т. п. К тому же очень небольшой процент незрячих владеет азбукой Брайля, большинство этот шрифт, увы, не читает. Так что приходится искать другие, более современные решения.

Светлана ГИНТЕР


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.