Латвийские пенсионеры встревожены ситуацией в здравоохранении. Сегодня только каждый четвертый сениор может купить выписанные ему лекарства, не экономя на еде. Очередь на прием ревматолога по государственной квоте растянулась на 573 дня, к гастроэнтерологу можно попасть только через 250 дней после записи. Как выживать пожилым людям, которые не могут два года ждать диагноза или платить сотни евро за медикаменты?
Вопрос доступности медицинских услуг для пенсионеров Латвии прозвучал в прошлом году на Днях сениоров в Сейме. На прошлой неделе его рассмотрела парламентская подкомиссия по вопросам общественного здоровья.
Есть ли льготы для сениоров?
Байба Берзиня, руководитель отдела амбулаторных услуг Национальной службы здравоохранения, рассказала, что основные льготы латвийским пациентам предоставляются на основании диагноза, а не возраста:
– Например, жители с подозрением на онкологические заболевания могут пройти медицинские обследования без очереди в рамках «зеленого коридора».
Однако в стране действуют определенные медицинские льготы и для сениоров:
– Жители старше 65 лет платят сниженный пациентский взнос при посещении семейного врача (1 евро вместо 2 евро), а сениоры в возрасте за 80 лет платят за домашний визит семейного врача только 2,85 евро. Кроме того, жители со статусом неимущих освобождены от пациентского взноса за консультацию у врача, как правило, это касается именно людей пожилого возраста.
Нужно решать вопрос с очередями!
Все эти льготы действуют в Латвии не первый год, однако на практике мало что значат. Пожилые пациенты стоят в таких же огромных очередях на государственный прием к врачу, что и жители трудоспособного возраста.
Между тем статистика говорит, что люди в возрасте 65 лет и старше куда больше нуждаются в медицинских услугах, чем молодые. Именно они запрашивают 41% от всех назначенных компенсируемых лекарств и получают 43% услуг в больницах.
Возможно, пожилые попадали бы в больницы намного реже, если бы государство решило вопрос с доступностью консультаций у врачей-специалистов. Сейчас в стране складывается катастрофическое положение с посещением врачей отдельных специальностей.
– Самые длинные очереди мы наблюдаем на оплаченные государством визиты к ревматологу (573 дня), гастроэнтерологу (250 дней) и эндокринологу (144 дня). Надо заметить, что попасть к этим специалистам даже за собственные средства очень трудно, таких докторов просто не хватает, – признала Байба Берзиня.
Зато на рентген – через восемь дней
Едва ли пациентов утешит тот факт, что на отдельные медицинские консультации очередей почти нет. По данным Национальной службы здравоохранения, на оплаченную государством электрокардиографию можно попасть через шесть дней, на рентген – через восемь дней, на маммографию – через 15 дней после записи.
Как поясняет парламентский секретарь Министерства здравоохранения Артем Уршульскис, проблему собираются решать административными методами:
– Возлагаем большие надежды на создание единой электронной очереди к врачам. Такая система позволит записаться по одному направлению только к одному врачу, а не сразу в несколько мест, как происходит сейчас. Ожидается, что новая система заработает уже в 2025 году.
«Мы не можем позволить себе лекарства!»
Другой больной вопрос для пенсионеров – это цена на лекарства. Латвийская федерация пенсионеров провела небольшой опрос 118 пожилых людей, получающих среднюю пенсию. Выяснилось: только 31 из опрошенных без проблем мог приобрести выписанные врачом лекарства, 47 человек для этого должны были на чем-то экономить, а еще 37 человек покупали медикаменты с большим трудом.
Директор департамента фармации Министерства здравоохранения Инесе Каупере говорит:
– После 20 лет ничегонеделания в стране наконец-то произошла реформа цен на медикаменты. Причем введена она с учетом требований международных организаций. Даже Госконтроль давно сообщал о том, что цены на лекарства в Латвии выше, чем в среднем по региону.
Первое, что Министерство здравоохранения сделало уже в 2024 году, это повышение государственной компенсации для отдельных лекарств:
– Если раньше в стране отдельные лекарства предоставлялись пациентам с 50-процентной компенсацией, то теперь им обеспечена 75-процентная компенсацию от государства, то есть препараты стали дешевле. При этом объем индивидуальных компенсаций лекарств был увеличен с 14 000 до 30000 евро.
Что происходит в аптеках?
Второй этап реформы с 1 января 2025 года привел к изменениям в аптеках, говорит Каупере:
– Мы пытались сделать систему ценообразования на медикаменты прозрачной, назначив единые наценки для всех участников цепочки поставок. Например, для оптовых торговцев наценка теперь составляет 0,50–1 евро за упаковку препарата, это плата за логистику и поставки. В свою очередь допустимая наценка для аптек составляет 0,50 евро (для лекарств стоимостью до 2 евро), 1,20 евро (для лекарств стоимостью от 2 до 100 евро) и 2 евро для самых дорогих лекарств.
Представитель Минздрава признает, что с 1 января латвийцы сильно смущены новой платой за услуги фармацевта:
– Но надо понимать, что плата за услуги фармацевта существовала и раньше, просто была включена в аптечную наценку на лекарства. Сейчас мы эту наценку ограничили, а плату за аптечную услугу вывели в отдельную позицию.
Наценку при этом разделили на две части: первая – это плата за хранение лекарства в аптеке, вторая – плата непосредственно за услугу фармацевта при обслуживании рецепта, когда он информирует человека о правилах приема и хранения лекарств.
Самые дешевые лекарства подорожали
Какое влияние это уже сейчас оказало на стоимость лекарств? Допустимая наценка абсолютно на все лекарства сегодня ниже, чем была до 1 января, уверяет Инесе Каупере. Но общая цена самых дешевых медикаментов, которые ранее стоили до 3 евро, на данный момент могла повыситься:
– При введении реформы мы понимали, что какой-то доход у оптовиков и аптек должен остаться, ведь никто не будет поставлять лекарства задаром. Так что выросшая цена на медикаменты стоимостью до 3 евро как-то уравновешивает падение цены на медикаменты стоимостью от 5 евро и выше.
При этом Минздрав проанализировал, какие медикаменты принимают латвийские пациенты.
– Выяснилось, что только 10% больных принимают только дешевые лекарства и потому могли столкнуться с обоснованным ростом цен, – уверяет руководитель департамента фармации Минздрава. – Остальные 90% покупают препараты разных ценовых категорий, для них расходы на лечение в перспективе уменьшатся.
– Почему в перспективе?
– Потому что аптекам на данный момент разрешено продавать запасы лекарств, сделанные еще в 2024 году. Это значит, что более значительное понижение цен мы ощутим начиная с февраля.
Важно помнить, что доплата за услуги фармацевта в размере 0,75 евро за первичный рецепт не применяется в отношении лиц со статусом неимущих и для жителей страны младше 18 лет.
Неожиданный эффект реформы
Реформа дала и другие положительные результаты, о которых сейчас мало кто знает, говорит Инесе Каупере:
– Например, раньше производители лекарств могли назначать на них низкую цену только в рамках государственной программы компенсации, а без компенсации продавали препараты по очень высокой цене. Бывали случаи, когда лекарство в рамках государственной программы стоило 30 евро, то есть самому пациенту по рецепту оно доставалось за 9 евро. А человек с другим диагнозом, которому это лекарство было выписано без компенсации, платил уже 70 евро. С нового года у нас новый порядок: если Национальной службе здравоохранения удалось договориться с производителем о снижении цен в рамках государственной программы компенсации, то и прочие больные могут приобрести лекарства по той же цене, по какой производитель включил их в систему компенсации.
Аптеки закрываются и без реформы
Сениоры из регионов встревожены слухами о закрытии сельских аптек. Аптекари говорят, что не выдержат новых условий.
Инесе Каупере комментирует ситуацию следующим образом:
– Сохранение аптек – это приоритет Министерства здравоохранения. Для этого мы и ввели плату за услуги фармацевта. Напомню, что сейчас пациент должен платить 0,75 евро за обслуживание любого первичного рецепта, но и государство со своей стороны доплачивает за эту услугу. Государственная доплата аптеке составляет 0,75 евро в больших городах и целые 1,75 евро в маленьких населенных пунктах. Это потребовало около 9 миллионов евро из государственного бюджета, и это первый раз, когда мы напрямую поддерживаем аптеки деньгами.
Да, жители регионов сообщают, что в их аптеке не доступны отдельные лекарства, но это связано с обстановкой на рынке медикаментов в целом, считает эксперт:
– Например, год-другой назад все аптеки испытывали сложности с поставкой антибиотиков, потом возникли проблемы с лекарствами от диабета. Сейчас мы работаем над проблемой доступности препаратов от астмы, но это коснулось не только сельских аптек.
Что касается закрытия, то малые аптеки закрывались и раньше, это связано с сокращением населения, считают в Минздраве. Если аптеки в населенном пункте не стало, жители должны пользоваться услугой доставки лекарств на дом.
– Но в среднем аптек в Латвии хватает, например, в Германии работает 23 аптеки на 100000 жителей, а в нашей стране – целых 44 аптеки, – уверила Каупере.
Выписывают из больницы в никуда
Многие вопросы пенсионеров остаются вообще без ответа или вызывают только формальную реакцию со стороны властей.
Вия Брикмане, заместитель председателя Латвийской федерации пенсионеров, рассказывает, что в организацию входит более 150 отдельных обществ со всей Латвии:
– Через них мы получаем информацию со всех регионов как про лекарства, так и про медицинское обслуживание пожилых людей. Осенью прошлого года мы даже подали в Сейм и правительство резолюцию по этому вопросу. В первую очередь нас очень интересует вопрос страхования здоровья для сениоров, разговор об этом в парламенте шел, но затем заглох. Далее пенсионеры спрашивают, можно ли обеспечить им доступ к врачам-специалистам без направления семейного врача, потому что сейчас мы вынуждены напрасно тратить время на ожидание приема у семейного доктора.
Еще пенсионеров беспокоит вопрос физической доступности больниц, ведь не у всех имеются родственники с машинами.
– Есть случаи, когда старика выписывают из больницы вечером и ему просто некуда деться, потому что последний автобус ушел, – комментирует Вия Брикмане. – К решению проблемы нужно привлекать и государство, и социальные службы самоуправления.
Вопрос про оплаченный государством скрининг на онкологические заболевания вообще может быть решен одним взмахом пера министра здравоохранения, но по бюрократическим причинам не решается. В Латвийской федерации пенсионеров просят власти отменить возрастное ограничение на эти проверки:
– Например, сейчас приглашение на маммографию за государственный счет получают только жительницы страны в возрасте до 70 лет. Но ведь с возрастом своевременная диагностика заболеваний становится только важнее.
Денег на лечение зубов нет
Байба Берзиня, руководитель отдела амбулаторных услуг Национальной службы здравоохранения, сообщила, что больших перемен для пенсионеров в этой сфере не будет:
– Отвечу на вопросы по порядку. Что касается врачей-специалистов прямого доступа, то уже сегодня любой житель Латвии, в том числе пенсионер, может без направления семейного врача попасть к гинекологу, офтальмологу, наркологу, психологу, педиатру, детскому хирургу, а при наличии определенных заболеваний – и к некоторым другим врачам. Но не будем забывать, что долг семейного врача наблюдать за здоровьем человека в динамике, к тому же многие заболевания он может диагностировать и лечить сам, без привлечения врача-специалиста. Так что расширять круг докторов прямого доступа не планируется.
Что касается расширения программы государственного скрининга на онкологические заболевания, то Национальная служба здравоохранения провела консультации с медиками и считает это неактуальным:
– Специалисты считают, что в возрасте после 70 лет определенные онкологические заболевания развиваются реже. Если же у человека имеются жалобы, то он может отправиться к врачу-специалисту и пройти обследования по пациентскому взносу или даже по «зеленому коридору». Как я уже говорила, очередей на ту же маммографию практически нет, попасть на оплаченное государством обследование можно через несколько дней после записи.
Отвечая на весьма болезненный вопрос о доступности услуг стоматологии для пожилых людей, Байба Берзиня напомнила, что проблему много лет обсуждали в Сейме и даже теперь не списали с повестки дня:
– Но введение оплаченных государством зубоврачебных услуг для пенсионеров целиком и полностью зависит от доступности государственного финансирования.
У государства на такую программу денег нет.
«Нужны бесплатные прививки от пневмонии»
Бывшая министр здравоохранения, депутат Сейма и врач-гинеколог Ингрида Цирцене выдвинула очень важную идею:
– Предлагаю Министерству здравоохранения к 2026 году ввести для пенсионеров оплаченную государством вакцину от пневмококковой пневмонии, что в случае болезни позволяет пациенту избежать серьезных осложнений.
Бесплатная вакцинация от пневмококковой инфекции может спасать десятки жизней каждый год даже на том условии, что пенсионеры Латвии не очень любят прививки и едва ли будут выстраиваться в очередь на уколы.
Будем надеяться, что идея будет рассмотрена правительством.
«Ждите огромных очередей у офтальмологов!»
У представителя Латвийской федерации пенсионеров Лиесмы Калве – своя боль:
– Государство компенсирует пациентам, в том числе пожилым, лечение глаукомы и катаракты, но не компенсирует лечение возрастной дистрофии сетчатки глаз. Между тем это очень серьезная проблема для сениоров, особенно тех, кто хочет оставаться на рынке труда.
А недавно, по словам Лиесмы Калве, появилась новая проблема. Пенсионеры узнали, что могут лишиться оплаченных государством услуг офтальмологов.
Ситуацию разъяснил профессор Юрис Ванагс, председатель Латвийской ассоциации глазных врачей:
– Речь не идет о том, что государство перестанет выделять квоты на прием пациентов у офтальмолога по пациентскому взносу. Но нас, врачей, поставили перед фактом, что государство будет платить нам за каждый визит пациента не 14 евро, как сейчас, а 27 евро. Но в эту сумму будут включены все восемь манипуляций, которые офтальмологи чаще всего проводят во время приема. Реальная стоимость этих манипуляций составляет 53 евро.
– Что означает такая реформа?
– Раньше эти услуги пациенты оплачивали сами. После изменений врачи потеряют право требовать дополнительную плату. Пусть так, но офтальмологи просят, чтобы в таком случае само государство платило за эти манипуляции 53 евро. Нам же говорят, что это чересчур, поскольку потребует дополнительно 12 миллионов евро из государственного бюджета.
Обязав офтальмологов оказывать все восемь дополнительных манипуляций, мы увеличим время приема пациентов с 35 минут до 75 минут, то есть один врач будет принимать только шесть человек в день.
Если государство не придумает, что делать, через месяц у нас возникнут огромные очереди пациентов на оплаченные государством услуги в сфере офтальмологии. Такое решение откинет нас на годы назад.
Однако Байба Берзиня, представитель Национальной службы здравоохранения, уверила, что окончательный вариант реформы пока не принят:
– Национальная служба здравоохранения в конце прошлого года действительно начала условную ревизию услуг в сфере офтальмологии и отоларингологии. Дело в том, что именно в офтальмологии пациенты чаще всего вынуждены из своего кармана доплачивать врачу за разные манипуляции, оказанные во время государственного приема. Мы хотим снизить размер доплаты пациента. Реформа пока не введена, даже окончательно не разработана. Мы ведем переговоры с представителями ассоциации, поскольку наша цель – не уменьшить, а увеличить доступность услуг.
Маргита СПРАНЦМАНЕ, Павел КИРИЛЛОВ