В январе Мелания Трамп привлекла внимание всего мира, появившись на инаугурации своего супруга Дональда Трампа в небольшой шляпке-канотье, которая полностью закрывала ее лицо. Кажется, что этот убор вызвал больше разговоров, чем само вступление в должность нового президента США. Какую роль сегодня играют в нашей жизни шляпы и шляпки?
По словам нашей собеседницы, руководителя проектов рижского Музея моды Агриты Гринвалде, канотье – шляпа лодочников и венецианских гондольеров, вошла в моду в Европе в XIX веке. В то время люди начали чаще путешествовать и посещать курорты:
– Вскоре канотье начали носить не только мужчины, но и женщины. Увидев Меланию Трамп в канотье, закрывающем лицо, многие спросили себя: «Что эта женщина хочет скрыть?»
Признак эпохи
В целом история головного убора – это всего лишь отражение мировой истории. Скажем, за распространение по всей Европе кокарды можно «поблагодарить» Великую Французскую революцию.
Образ солдата революционной национальной гвардии Франции тех лет неразрывно связан с трехцветной красно-бело-синей тканевой розеткой – кокардой, которую революционеры носили на шляпах. Позже кокарду начали носить все жители Франции, в знак солидарности. Ну а затем кокарда вошла в моду, ее носили даже те, кто не знал, что она означает, с чем связана.
В свою очередь Великая американская депрессия научила женщин менять облик шляпки, обновляя на ней ленты или прикрепляя аппликации. А во время Второй мировой войны в Париже в моду вошел головной убор – тюрбан. Парижанки испытывали дефицит в мыле, поэтому прятали волосы под шляпами и тюрбанами. Кстати, Кристиан Диор считал моду того времени экстравагантной и непривлекательной. Но что поделать, эта экстравагантность была вынужденной мерой.
Культура ношения головных уборов
– Как пополнялась коллекция шляп рижского Музея моды, откуда были взяты экземпляры?
– Какие-то головные уборы после открытия музея нам приносили латвийцы, но большую часть мы купили на специализированных аукционах.
– Какие головные уборы вам приносили?
– В основном латвийцы приносили головные уборы первой половины ХХ века, потому что в это время каждый взрослый человек носил тот или иной головной убор. Выйти из дома без шляпы означало быть частично раздетым, а значит, выглядеть неприлично и вызывающе. А в Латвии особенно была развита культура ношения головных уборов. В нашей коллекции есть мужская шляпа советского периода, она сделана на фабрике, которая в 1920–1930-е годы принадлежала Эдгару Круминьшу и была самой крупной фабрикой шляп довоенного периода.
– Какой самый интересный экземпляр коллекции?
– Я считаю, что таких много. Просто одна шляпа интересна из-за имени дизайнера, который ее создал, а другая – из-за материала, который пошел на ее производство. Например, у нас есть шляпы от ирландского дизайнера Филипа Трейси. Он работает в Лондоне и считается одним из самых известных современных шляпников. А еще у нас есть шляпы чикагского шляпника Бенджамина Гринфилда, у него вместе с сестрой была фирма под названием Bes-Ben. Работы этого дизайнера известны тем, что он создавал шляпы из всех возможных материалов, от пробки до американского флага. В нашей коллекции есть очень красивая шляпка, сделанная из нефрита и коралла. Конечно, она – произведение искусства, призвана украшать, а не греть!
– Сколько могут стоить такие шляпы?
– От нескольких сотен до нескольких десятков тысяч евро. А то и больше… Все зависит от возраста головного убора, имени шляпника, который ее создал, и материала. Но есть шляпы, которые ценны тем, что их носил известный человек. Самая дорогая шляпа, которая продавалась с аукциона, была двууголка Наполеона. В 2023 году она ушла с молотка за 1,9 миллиона евро. Головные уборы, как и прочие предметы коллекционирования, собирают как музеи, так и частные коллекционеры.
Мужское и женское
– Каких головных уборов в коллекции рижского Музея моды больше: мужских или женских?
– Мужских, так как они в гораздо лучшей сохранности, чем женские. Это объясняется тем, что мужские головные уборы производили из более прочных материалов, чем женские, например из очень популярного в XVIII–XIX веках – бобрового фетра. А когда в Европе истребили всех бобров ради создания шляп, их шкурки начали привозить из Америки и Канады. Из бобрового фетра делали цилиндры, котелки и другие мужские головные уборы. Позже появились цилиндры из шелка, но в почете все равно были цилиндры из бобрового фетра.
– А из чего шились головные уборы для женщин?
– Чаще всего для создания женских шляп использовали непрочные ткани и материалы: шелк, атлас, бархат, натуральную соломку, перья, искусственные цветы и т. д. Мода на женский головной убор менялась стремительно, и в распоряжении дамы должно было быть не два-три головных убора, как у мужчин, а значительно больше.
Женская шляпка меняла фасон и название чуть ли не каждый месяц, поэтому женщинам приходилось придумывать веские поводы, чтобы мужья раскошеливались на покупку нового головного убора. Мужчин можно понять: дома хранится множество шляп, а женщине подавай новую! Но что поделать, так было надо!
Цвет шляпы тоже имел значение, как и то, чем ее украшали. А так как шляпы в то время были штучным и дорогим товаром, то менее обеспеченные женщины самостоятельно меняли декоративные элементы на ней, чтобы создавалось впечатление, что у нее появилась новая шляпка.
Шляпка под прическу
– Что влияло на фасон женских шляпок?
– Мода на прически. В 30-е годы XIX века женщины стали носить локоны около лица, и тут же в моду вошел капор. Он позволял одновременно и голову прикрыть, и локонам оставаться непримятыми.
В 70-е и 80-е годы XIX века женщины продолжали носить длинные волосы, но уже собирали их высоко на макушке. Поэтому тулья их шляпы обязательно должна была быть высокой, она как бы сидела на пучке волос. Она крепилась с помощью ленты или шляпной булавкой и совсем не походила на шляпу 30-х годов.
А в 20-е годы ХХ века женщины впервые начали стричь волосы. И тут же появилась шляпка клош в форме колокольчика. Такие шляпки делались из фетра и плотно облегали голову, женщины носили их низко надвинув на лоб. Если бы женщины по-прежнему имели длинные волосы, то они бы мешали носить эту шляпку так, как задумано. А некоторые мужчины в то время еще носили придуманные в середине XIX века шляпы – котелки. Эти два вида головных уборов были чем-то похожи, и это одна из примет того времени…
Вряд ли сегодня есть столько головных уборов, цель которых – думать о сохранности женской прически и показе ее в лучшем свете.
Нет шляпы – значит голая!
По словам нашей собеседницы, шляпы на протяжении многих веков были символом статуса.
– До первой половины ХХ века все люди – мужчины, женщины и даже дети – были обязаны носить головной убор. Это правило распространялось как на города, так и на сельскую местность, на бедных и на богатых. Считалось совершенно неприличным, чтобы женщина вышла из дома с непокрытой головой, это было почти то же самое, как выйти из дома голой. На женщине обязательно должен быть чепчик, платок, шляпа или другой головной убор (в зависимости от времени, в котором она жила), так долгое время считалось, что волосы – это одно из самых эротичных частей во внешности женщины. Поэтому их надо собирать и прикрывать. Особенно это правило должно было соблюдаться в церкви – женщина покрывала голову, а мужчина, наоборот, снимал головной убор. Замужние дамы тоже были обязаны выходить из дома, прикрыв голову, и не важно, к какому сословию они принадлежали. Очень часто они носили именно чепец, особенно дома.
– А свободная женщина не имела права носить чепчик?
– В целом головные уборы девушек отличались от шляпок более зрелых дам. Кстати, в латвийском национальном костюме это строго ограничено – есть венок, он предназначен для молодой незамужней девушки. А вот чепчик – который тоже есть в латвийском национальном костюме – для замужней. Между прочим, этот чепчик для женщины служил признаком гордости. Наличие чепчика всегда бросается в глаза – особенно если он высокий, как башневидные чепчики из некоторых регионов Видземе.
«Шляпу сними!»
– А какое значение головной убор имел для мужчин?
– Он был связан с чувством собственного достоинства, а также с вежливостью и проявлением уважения. Этикет обязывал мужчин, здороваясь, приподнимать шляпу перед тем, к кому он испытывал уважение, то есть перед равными и теми, кто выше по статусу. А если шляпы нет, то каким образом мужчина мог показать уважение? Кроме того, исторически сложилось, что люди с низким социальным статусом должны были снимать головной убор перед людьми более высокого статуса. Если он этого не сделает, тот, кто выше по статусу, может разгневаться.
«Это шляпа не для вас!»
– А какие головные уборы человек низшего сословия не имел права носить?
– Все, что красилось дорогими красителями (к их числу принадлежал, например, кошениль ярко-красного цвета), то, что было оторочено дорогим мехом, вышито драгоценными камнями и т. д. Даже если простолюдин где-то находил подобный головной убор, то даже в этом случае он не имел права его надевать. Когда деньги появились не только у аристократов, но и у торговцев, фабрикантов, они тоже захотели носить такие головные уборы. Но не имели на это права. Только люди с титулом имели возможность носить определенные (дорогие) головные уборы. Это было указано в так называемых сумптуарных законах или законах против роскоши.
– А была ли обратная ситуация, когда только люди низшего сословия имели право носить определенный головной убор?
– Конечно. В XVI веке правительство Великобритании решило поощрить местных производителей шерсти. Было объявлено, что каждый житель мужского пола старше 6 лет обязан носить твидовую кепку. За отсутствие кепки полагался штраф. Но обязанность носить твидовую кепку было возложено только на простолюдинов, аристократы были освобождены от этой обязанности. Со временем твидовые кепки стали признаком рабочего класса, а сейчас их с гордостью носят все коренные жители Великобритании, как аристократы, так и нет.
А в XIX веке в той же Великобритании во времена правления королевы Виктории существовало столько нюансов, которые касались ношения шляп, что их незнание могло поставить человека в неловкое положение и показать, что он хочет выдать себя за того, кем на самом деле не является. И на этом были построены многие сюжеты для спектаклей, книг, а позже – фильмов.
Меховая шапка Наденьки
– Как вы думаете, существует ли в наши дни головной убор, который показывает статус человека? Например, после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» многие женщины захотели шапку из лисы. Затем мода прошла и на мех, и на подобный фасон шапок. Поэтому если женщина продолжала носить «шапку Наденьки», то это значило, что у нее нет средств на покупку нового модного головного убора. Таким образом, лисья шапка превратилась в признак бедности.
– Сейчас мода на меховые шапки вновь вернулась, и уже нельзя сказать, какой статус она показывает. Важно отметить, что на Западе уже в 80-е годы вовсю работала кампания против натурального меха, но в Советском Союзе про это никто не думал и мех был важной частью статусных вещей. Даже в обществе, в котором провозглашалось, что «мы все равны», на самом деле царило неравенство и иерархия.
Но это всегда было, и, наверное, всегда будет – это нормально, что люди хотят продемонстрировать свой статус. А головной убор позволяет это сделать.
– Какой головной убор вы могли бы назвать статусным сейчас?
– В моду возвращаются классические фетровые шляпы, их могут носить как мужчины, так и женщины. Но для того, чтобы эта шляпа смотрелась гармонично, надо, чтобы остальной гардероб ей соответствовал. Это значит, что, например, на женщине должен быть не пуховик, а пальто, не кроссовки, а ботинки или сапоги. С нашей погодой эти вещи не всегда сочетаются. Но если человек их носит, возможно, он ездит на машине, а не на общественном транспорте. Поэтому фетровая шляпа сейчас стала признаком высокого статуса. Но нет закона, который бы обязывал носить такую шляпу или, наоборот, не разрешал бы этого делать.
Держи уши в тепле!
– Когда головной убор из предмета гардероба, заявляющего о статусе его обладателя, превратился в вещь для сохранения тепла?
– Это случилось в 60-е годы ХХ века, причем во многих странах мира. Общество стало более демократичным, стали исчезать признаки классовой принадлежности. К этому приложили руку знаменитые люди тех лет, например американский президент Джон Кеннеди. Дело в том, что этикет обязывает президента во время инаугурации быть во фраке и цилиндре. А президент Кеннеди сразу после инаугурации снял цилиндр и говорил речь с непокрытой головой. Это стало своего рода сигналом, после этого события головной убор в США перестал быть обязательной частью гардероба. И сейчас – за редким исключением – он служит для функциональности и выражения своей индивидуальности.
Снова в моде!
– Как часто возвращаются в моду головные уборы?
– Примерно через 20–30 лет. Новому поколению становится интересно носить то, что носили их родители. Например, сейчас актуальна мода 90-х и начала двухтысячных. Если говорить про головной убор, то молодые девушки с удовольствием носят капор, как это делали их мамы в 90-е годы. Бывает, что вещь возвращается в моду спустя не 20 лет, а сто лет и даже больше! В начале ХХ века в моду вернулся стиль рококо, который царствовал в начале XVIII века. Шляпки вновь стали украшать перьями и лентами.
А еще моду на любой предмет гардероба вводят знаменитые люди. Когда группа «Абба» выиграла конкурс на Евровидении, женщины начали носить маленькие вязаные шапочки. Такую шапочку носила светловолосая солистка группы «Абба». Этот головной убор стал так популярен, что в журналах появились советы, как его самостоятельно связать. Кстати, многие известные кутюрье, например Коко Шанель, начинали свою карьеру с создания шляп.
– Давайте вернемся к коллекции головных уборов, которая хранится в Музее моды. Когда ее можно посмотреть?
– Она отдельно не выставляется. Но когда в музее проходят выставки по той или иной теме, мы достаем подходящие к теме головные уборы и выставляем их.
Ольга ВАХТИНА