В последние годы в Латвии активно развивается программа наставничества для детей, живущих в детских домах. Наставничество – это особая форма помощи, когда взрослый человек становится другом для ребенка, его «личным» доверенным лицом. В отличие от приемных родителей, наставники не забирают детей в свои семьи и не становятся для них родителями. Руководитель альянса «Латвия без сирот» Ирина Чжоу сначала стала наставником для ребенка, а затем приняла решение стать ему приемным родителем. О формах поддержки детей, которые не могут жить в своих биологических семьях, она знает из собственного опыта и готова им поделиться.

«Призвание человека там, где его боль»

Наша собеседница призналась, что всегда мечтала подарить семью ребенку, который остался без родителей, но думала, что это случится в далеком будущем, когда ее собственные дети подрастут. Но так получилось, что она исполнила свою мечту гораздо раньше.

– Десять лет назад меня настиг кризис, мне захотелось кому-то помогать, заниматься чем-то полезным. Об этом я поговорила с пастором своей церкви, и он посоветовал обратить внимание на детей-сирот, – вспоминает наша собеседница. – Пастор познакомил меня с людьми, которые представляли альянс «Украина без сирот» и занимались поиском наставников и семей для детей из детских домов. В это же время я услышала фразу, которая запала в душу: «Призвание человека там, где его боль» и поняла, что нашла то, чем хотела бы заняться.

Я собрала команду в Латвии, мы поехали на Украину, переняли опыт по проекту наставничества и организовали в Латвии собственный альянс «Латвия без сирот», в который входил проект наставничества для детей, живущих в детских домах.

Для одного семилетнего мальчика мы долго не могли найти наставника. Однажды я подумала: «Почему бы мне самой не стать его наставником?» А еще через год мы с мужем получили статус приемной семьи и взяли мальчика домой. Теперь он наш приемный сын.

Наставник – «личный взрослый»

– Что такое наставничество?

– Наставничество не является государственной формой опеки над детьми и не предполагает, что ребенок станет частью вашей семьи. Наставник – это взрослый друг, который становится личным доверенным лицом ребенка, с которым тот проводит время и может рассчитывать на поддержку в разных ситуациях. У детей, находящихся в детских домах, зачастую нет близких людей, с которыми они могли бы поговорить или поделиться своими проблемами, а каждому ребенку нужен «личный» взрослый.

Знаете, я из тех мам, чьи дети в любой момент могут обратиться за помощью или просто на что-то пожаловаться. Я понимаю, насколько это им важно. И мне страшно от мысли, что существуют дети, которые остаются один на один со своими проблемами, им не у кого спросить совета, некому рассказать о своих бедах.

– Для детей какого возраста вы ищете наставников?

– Для детей старше 7 лет, когда дети уже способны осознать, что наставник – это не родитель, а скорее друг.

– Когда у ребенка появляется наставник, не ждет ли он, что наставник однажды станет его родителем?

Конечно, в глубине души дети надеются на это. Но мы обучаем наставников, как правильно общаться с детьми, чтобы не травмировать их по причине несбывшихся надежд. На вопрос ребенка: «Ты заберешь меня к себе?» наставник отвечает, что он – друг, а друзья друг у друга в гостях не живут.

Один ребенок – один наставник

– Кто может стать наставником?

– Минимальный возраст наставников – 21 год, хотя иногда мы рассматриваем кандидатов только старше 25 лет. Верхней планки по возрасту нет, нам важно, чтобы наставники были зрелыми людьми и готовыми к такой роли. Наставником может стать как один человек, так и семейная пара, главное – это желание и возможность поддерживать связь с ребенком и предоставлять ему эмоциональную поддержку. Наставниками могут становиться и мужчины, и женщины. Мужчин в проекте обычно не много, и они очень важны, так как для мальчиков-подростков ищем наставников как раз мужчин. 

Наставник подписывается на долгосрочные отношения с ребенком, то есть это проект не на один год. Для ребенка такие отношения имеют огромное значение, особенно после утраты родителей. Если он теряет еще и наставника, это может оказаться для него дополнительным ударом, который еще больше подкрепит его чувства неполноценности и неважности.

Согласие нужно!

– Надо ли наставнику получать согласие от членов семьи на наставничество?

– Да, мы всегда выясняем, что об этом думают близкие наставника, потому что раз в неделю человек будет уезжать с ребенком или даже проводить время вместе с ним и своей семьей. Если супруг нейтрально относится к этому, то наставничество еще возможно, но если он категорически против, то мы рекомендуем сначала наладить согласие в семье, а потом уже приходить в проект.

Еще важный момент – это мотивация тех, кто решает стать наставником, приемной семьей или опекуном. Очень важно четко понимать, зачем ты это хочешь делать. Брать ребенка только ради себя, а не ради него, рискованно и для семьи, и для ребенка. Мотивация «для себя» повлечет за собой необоснованные ожидания приемных родителей от ребенка. Дети, потерявшие родителей, переживают огромную травму. Они могут быть недоверчивы, непослушны, неадекватны в поведении.

Поиск друг друга

– Кто ищет ребенка для наставника?

– Процесс выглядит так: мы приезжаем в детский дом и нам рассказывают, кто из детей наиболее нуждается в наставниках. Потом мы работаем с каждым из них, задаем ребенку вопросы, чтобы понять его потребности и интересы. Например, спрашиваем, какого наставника он бы хотел: мужчину или женщину, какие у него хобби, какой спорт ему нравится. Эти и другие вопросы мы также обсуждаем с социальными педагогами детского дома, которые знают детей.

Иногда бывает так, что наставники идеально подходят одним детям и категорически не подходят другим, например, будущий наставник не может взаимодействовать с активным ребенком. Поэтому мы собираемся командой и решаем, кто с кем будет работать, какой вариант наставничества самый подходящий. К сожалению, после того, как пары наставник-ребенок сформированы, все равно остаются дети, которые пока не нашли своего наставника, потому что не каждому можно предложить подходящего человека.

– Что вы рассказываете будущему наставнику о подопечном ребенке?

– О его потребностях, особенностях, интересах. Затем предлагаем подумать, готов ли он взяться за такого ребенка. Важно, чтобы наставник не чувствовал, что должен стать супергероем, потому что бывают случаи, когда наставники, не оценив свои ресурсы, берут на себя ответственность, но это не лучший подход. Важно, чтобы человек осознавал свои силы и был уверен, что справится.

– Имеет ли право наставник до совершеннолетия ребенка оставаться в этом статусе, или рано или поздно он должен стать приемным родителем?

– Такого обязательства нет. Но мы знаем множество людей, которые, как и я, начали с наставничества, а затем стали приемной семьей для ребенка или даже усыновили его. Я сначала как наставник своего мальчика брала его вместе со своими детьми на спортивные мероприятия и тренировки, а затем, спустя какое-то время, когда отношения стали более близкими, мы с мужем приняли решение стать для этого ребенка приемной семьей.

Обязанности наставника

– Надо ли наставнику проходить какое-то обучение?

– Да. Наш альянс бесплатно обучает, подготавливает и поддерживает наставников, а также помогает им пройти процесс оформления всех нужных документов.

– Как часто наставник должен встречаться с ребенком? И есть ли у наставника обязанность брать ребенка к себе в гости или куда-то его водить?

– Наставнику нужно минимум раз в неделю встречаться с ребенком. Вначале эти встречи происходят на территории детского дома, потому что ребенок еще не знает наставника. Но после нескольких встреч в детском доме наставнику разрешено общаться с ребенком за пределами учреждения. Для этого наставнику необходимо получить статус «гостевой семьи» в Сиротском суде.

Пусть слово «семья» потенциальных наставников не пугает, статус «гостевой семьи» не значит, что ребенок будет жить в доме наставника. Статус «гостевой семьи» даст ему право видеться с ребенком вне стен детского дома. Он может встречаться с ребенком в парке, водить его в кино, брать с собой в поход или на шашлыки к друзьям. И, если захочет, приводить к себе домой, в том числе на ночевку.

Мы считаем особенно важным, когда наставник помогает ребенку понять, как устроена жизнь. Например, как поехать в магазин, как купить продукты.

– Почему это важно?

– Потому что многие дети, которые живут в детских домах, не знают, как выбирать продукты, и что такое банковская карта. Семилетний брат моего приемного сына удивился, когда его приемная мама набрала много продуктов, расплатилась картой и вышла из магазина. Ребенок шокированно спросил, почему она не стала платить...

Важно даже такое простое действие, как вместе с ребенком доехать на общественном транспорте до того места, куда вы хотите его отвезти. Один ребенок из детского дома долгое время думал, что прямо до кинотеатра можно проехать на трамвае, не понимая, что травмай ходит только по рельсам. Это – следствие того, что дети, выросшие в детских домах, не знакомы с элементарными вещами.

«Не дарите ему дорогие подарки!»

– Обязаны ли наставники покупать ребенку подарки?

– Наставник не обязан тратить деньги на ребенка, но обычно наставники могут ходить с детьми в кафе, кино, театр или на какие-то другие мероприятия – платные или бесплатные. Но могут быть и исключения из этого правила. Например, у ребенка плохое зрение и он стесняется носить очки, покупку которых оплатил детский дом. Тогда наставник может купить ему другие, более дорогие очки – те, которые ребенку нравятся и которые ему идут. Но этот вопрос надо решать с руководством детского дома.

Что касается подарков, то у наставников нет обязанности их дарить, потому что суть наставничества не в подарках. Если каждый раз наставник приходит к ребенку с подарком, ребенок начнет ожидать только их, а это противоречит цели наставничества, которая состоит в том, чтобы развивать отношения с ребенком. Поэтому дорогие подарки даже запрещено дарить.

Мой приемный сын и его два брата рассказывали, что раньше к ним раз в месяц приезжала «приемная мама», которая отвозила их в торговый центр «Элкор» и покупала все, что они хотели. Это были очень дорогие игрушки, например, радиоуправляемые вертолеты, стоимостью 100–300 евро. Дети называли эту женщину «наш спонсор»... Такое поведение взрослого человека не имеет ничего общего ни с наставничеством, ни с задачей приемной семьи.

Гостевая семья и приемная семья

– Вы сказали, что наставник должен получить статус «гостевой семьи». В чем разница между гостевой и приемной семьей?

– Гостевой семье разрешено взять ребенка к себе, при этом ребенок знает, что он гостит на время, например, во время каникул. Это дает ребенку возможность пожить вне учреждения и почувствовать себя в домашней атмосфере, посмотреть, как устроен быт в семье.

Форма приемной семьи тоже не предполагает, что ребенок будет жить в семье навсегда. Ребенка берут в приемную семью на время, например, пока его биологические родители лечатся от алкогольной зависимости. В такой ситуации приемные родители должны поддерживать контакт ребенка с биологической семьей, чтобы поддержать мотивацию родителей и их желание восстановить отношения с сыном или дочкой. Ведь ребенок всегда будет любить своих родителей и стремиться вернуться к ним. Конечно, бывают случаи, когда родительские права утеряны или родителей уже нет, и тогда ребенок остается в приемной семье в ожидании усыновления.

– В чем еще отличия между наставничеством и приемной семьей?

Например, в том, что приемные родители, в отличие от наставников, получают от государства финансовую поддержку. Но я точно не советую идти в приемные родители ради денег. Во время заботы о приемном ребенке много средств будет уходить на его восстановление.

Еще одна форма помощи сироте – это опекунство. В отличие от приемной семьи, опекун имеет юридическую ответственность и может действовать как представитель ребенка. Но хотя опекуны несут большую ответственность за ребенка, они получают гораздо меньше поддержки от государства. Между тем опекуны сталкиваются с высокими расходами на специалистов, психотерапевтов, что также накладывает дополнительную нагрузку на их бюджет. Часто опекунами становятся родственники, бабушки или тети, которые забирают детей к себе, если с их родителями что-то случилось. Но в Латвии опекуном может стать и человек, который не приходится ребенку родственником.

Тем не менее для детей опекунство является очень значимой формой устройства в семью. Не всегда усыновление – это лучший вариант. Подросшие дети помнят своих родителей, и для них важно сохранить свою семейную идентичность, в том числе и фамилию. Опекунство позволяет это сделать.

Что касается усыновления, то усыновитель становится полноправным родителем и полностью отвечает за ребенка во всех вопросах. Он получает все права и обязанности родителя.

Будьте готовы к сложностям!

– К чему должны быть готовы наставники и приемные родители?

– Они должны быть готовы к оказанию эмоциональной поддержки приемным детям. Многие приемные дети могут быть вполне физически и интеллектуально развиты, но практически у каждого имеются серьезные эмоциональные проблемы, связанные с травмой от потери родителей, которые могут выражаться в агрессии, в неверном восприятии действий родителей, замкнутости, рискованном поведении и так далее. Все это потребует от наставников и потенциальных родителей понимания, мудрости и вовлеченности.

Например, наставник может столкнуться с тем, что ребенок его не уважает, хамит ему, не хочет с ним общаться. Или ребенок может потребовать у приемного родителя или наставника что-то дорогое, например, джинсы за 150 евро, и если наставник откажет, заявит, что именно из-за его отказа он чувствует себя хуже всех одноклассников. Другими словами, надо быть готовым к тому, что дети попытаются манипулировать своим наставником. Некоторые дети даже прекращают отношения с наставниками.

Чтобы помочь наставникам, мы проводим обучение, в которое включаем ролевые игры, где одни играют роль ребенка, а другие – наставника. Эти игры позволяют проработать различные сценарии и понять, почему ребенок может вести себя так, а не иначе.

Понимание мотивов ребенка – это очень важно! Например, была ситуация, когда персонал детского дома жаловался, что определенная девочка не хочет носить шарф и постоянно болеет. Когда наставник пошел с ней гулять, она вернулась с простудой и наставнику предъявили претензию, что он «не уследил» за ребенком. Но, как я уже сказала, за поведением ребенка всегда стоит какая-то причина, часто она связана с травмой или какой-то эмоцией, с которой ребенок не может справиться или даже забыл о ней. Поэтому на курсе мы обучаем наставников понимать и разбираться в таких ситуациях.

Кстати, конкретно с этой девочкой выяснилось, что член семьи душил ее шарфом, поэтому она не хотела его надевать. Чтобы помочь девочке, наставник предложил купить ей свитер с высоким горлом.

– Может ли наставник или приемная семья отказаться от своей роли?

– Да, если они почувствуют, что больше не справляются, то юридически такая возможность есть. Но так как для ребенка это будет еще одна потеря, мы еще раз делаем акцент на том, что все ресурсы и возможности семьи или наставника должны быть взвешены уже перед первой встречей с ребенком.

Нет стабильности – нет семьи

– В последнее время люди в Латвии чаще становятся наставниками или приемными родителями?

– В последние годы наблюдается снижение числа приемных семей. Один из факторов, который повлиял на это – война на Украине. Когда в мире нет стабильности, люди больше думают о том, как самим справиться со всеми обстоятельствами и реже вспоминают о других. Но по своему опыту я могу сказать, что я ни разу не пожалела о том, что восемь лет назад мы приняли решение стать семьей для нашего приемного и горячо любимого мальчика.

Ольга ВАХТИНА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.