Во время праздников, заставляющих вспомнить детство, продолжаем вспоминать фильмы Рижской киностудии для детей. Эти картины выходили не так часто, но многие из них вошли в историю латвийского кино.
Кино вдвоем
После выхода популярного фильма «Армия трясогузки» четыре года на рижской киностудии не снимали детские фильмы. Однако именно на этой картине помощником режиссера был молодой выпускник режиссерского отделения театрального факультета Латвийской государственной консерватории Янис Стрейч. И тогда же, на других фильмах, ассистировал режиссеру еще один выпускник того же вуза – Эрик Лацис.
И так получилось, что именно этим молодым людям киностудия доверила первую самостоятельную, но совместную работу над фильмом для детей. Почему именно вдвоем, точно неизвестно, возможно, у начальства были сомнения, что они потянут в одиночку. Как шутил Стрейч, начальство подумало – если проще пианино передвигать вдвоем, то и легче вдвоем снять фильм.
Рассказ Дзидры Ринкуле-Земзаре «Часы капитана» ранее был инсценирован на радио и хорошо известен читателям. Но, конечно, Стрейч и Лацис переписали литературный сценарий в режиссерский, изменив при этом сюжетные линии. Отказавшись от некоторых персонажей, например, от сотрудника милиции.
Для многих это любимый фильм детства. Для прочих напомним сюжет: школьник Томиньш находит золотые часы с надписью по-испански, из которой следует, что они принадлежат капитану Энрико. Ребята идут в порт, поиски капитана заканчиваются безуспешно. Знакомый Томиньша Джек и его дружок Фридис вначале предлагают ему продать часы, а затем – с помощью переодеваний и грима – лихо обманывают Томиньша и завладевают часами. Между тем в школу приходит настоящий капитан. Томиньшу с друзьями удаeтся проучить воров и вернуть часы.
Начало работы
30 мая 1966 года фильм был включен в годовой план Рижской киностудии. И начались поиски его героев. Режиссеры обошли школы Риги и Цесиса, посетили пионерские лагеря, а также объявили о по иске юных актеров в газетах и по радио. В итоге на конкурс подали заявки около 3000 претендентов, каждому из них предлагалось прочитать стихотворение или сыграть небольшой этюд.
Главного же героя Стрейч присмотрел давно, это был Айвар Галвиньш, снимавшийся в роли латыша Мики в «Армии Трясогузки». Его преимущество было в том, что он уже имел опыт съемок и не робел перед камерой. А вот девочку на роль Югиты искали долго, в поисках была задействована вся съемочная группа. Но нашел гример Янис Риба, на репетиции танцевального ансамбля «Дзинтариньш». Это оказалась ученица 28-й рижской средней школы Агния Инфатьева.
Быстро нашли двух отрицательных персонажей – Джека и Фридиса. Исполнитель роли Джека Эгон Майсакс снимался в эпизоде фильма «Тобаго» меняет курс», где Стрейч был вторым режиссeром. И хотя изображал школьника, школу уже закончил. Для роли Джека Майсакс специально отрастил длинные волосы – символ плохих парней того времени – и из-за этих волос, рассказывали, попал в неприятность в кафе-мороженом «Пингвин». Когда продавщица осуждающе произнесла: «Молодой человек, парикмахер ждeт вас!», Майсакс смутился и убежал из кафе без мороженого. На роль Фридиса был принят актер Театра Дайлес Леон Криванс, тоже дебютировавший в фильме «Тобаго меняет курс».
Пришедшего за часами капитана изобразил Гунар Цилинский, которого в фильме сделали особенно красивым. В эпизоде фильма появляется консультант картины Адольфо Сенитагоя, один из детей испанских коммунистов, привезенных в Советский Союз в 1937 году. Позже он был консультантом в картине Стрейча «Верный друг Санчо».
Художественным руководителем фильма был назначен Александр Лейманис, учитель двух молодых режиссеров, но он не слишком вмешивался в работу, сказав: работайте сами, помогу, если понадобится.
Наша Рига
Многие зрители отмечают, насколько красиво, но вместе с тем не парадно в картине показана Рига. Но съемки велись не только в столице. В июне 1967 года фильм снимали на Вентспилсском пляже возле южного причала, в съемках принимали участие актеры Вентспилсского народного театра.
Рига предстает в фильме городом контрабандистов, мошенников и моряков, но это среда не страшная, а приключенческая. Все-таки фильм детский. Показан Старый город без башни Св. Петра – еe еще не восстановили, дамба АБ, Центральный рынок и красные амбары.
Дом профессора, которого сыграл Улдис Пуцитис, был найден в Межапарке на улице Стокхолмас, но большая часть внутренних сцен была снята в павильоне киностудии. В то время техника съемок требовала чрезвычайно яркого освещения от множества прожекторов, поэтому у детей иногда болели и слезились глаза, и съемки приходилось на время прекращать. Рядом с павильоном был обустроен класс, и в свободное от съемок время с детьми занимались два педагога. Чтобы за десятимесячный съемочный период дети не отстали от школьной программы. Никто и не отстал, все добросовестно учились.
Вообще, все снимавшиеся вспоминают об удивительно дружеской и веселой атмосфере на съемочной площадке.
Премьера фильма состоялась 16 ноября 1967 года в кинотеатре «Рига». «Первые кинозрители нового фильма, а среди них было и немало сверстников юных актеров, то и дело смехом, аплодисментами реагировали на все перипетии картины. Довольные лица, сияющие детские глаза – отличная оценка последней работы рижских кинематографистов, которым зрители на прощание говорили «спасибо» – сообщило агентство ЛТА.
Зрители и критики
В кинотеатрах фильм начали показывать во время зимних школьных каникул – в январе 1968 года, и он побил тогдашние рекорды латвийского кино, не сходя с экранов несколько месяцев. Премьера фильма в Москве состоялась 30 декабря и на русском языке он вышел в 1969 году, тоже имел успех, но для всесоюзного зрителя все же был слишком латышским. В отличие от «Армии Трясогузки», которая была популярнее за пределами Латвии.
Для латышских школьников фильм «Часы капитана Энрико» стал культовым, фразы из него ушли в народ. Но при переводе весь их юмор теряется. Ну как можно перевести: «Tomiņš brauks uz Kubu. Plātīzers... Ar kuģi pa bruģi!» В русском варианте: «Томиньш поедет на Кубу… Повезло, не будет учиться…» Это совсем не то.
В фильме присутствует уже уходящая, но все еще модная в тогдашней советской массовой культуре тема кубинской революции, братского кубинского народа. Остров Свободы, «Родина или смерть». Гирт Яковлев, говорящий по-испански.
«Часы капитана Энрико» были закуплены для демонстрации в кинотеатрах Австрии, Западного Берлина и Финляндии, приобретены телеканалами в Австрии и Швейцарии. В феврале 1974 года фильм принял участие в советском детско-юношеском кинофестивале в Берлине. По советскому телевидению его показывали множество раз. К сожалению, данных о прокате фильма в СССР найти не удалось. Критика встретила картину очень благосклонно, его однозначно признали успехом киностудии.
«Необходимо отметить успешную работу режиссеров с юными исполнителями. Правда, Айвару Галвиню в роли Томиньша особенно удивляться не приходится – у мальчика уже солидный опыт в кинематографии. Однако очень свободно, непосредственно держатся перед камерой и все остальные ребята. Они не только «сыгрались» и создали единый ансамбль, но и, несмотря на сравнительно скупой драматургический материал, сумели очертить отдельные характеры…» – писал в газете «Ригас Балсс» поэт Юрис Брежгис.
Однако он же критиковал взрослых актеров: «Интересное наблюдение: популярные, многоопытные киноактеры Гунар Цилинский, Улдис Пуцитис, Астрида Гулбе в ролях взрослых положительных героев по сравнению с детьми кажутся менее выразительными и непринужденными».
Об этом же упоминала и «Советская молодeжь»: «К сожалению, где-то к середине фильма ритм его становится более замедленным, история с поисками воров нарочито усложняется и затягивается. Появляется ощущение надуманности и искусственности. В особенности притормаживается действие, когда в игру вступают взрослые актеры. Оказывается, что даже профессиональным актерам трудно работать с той искренностью и непосредственностью, какой обладают дети. Классная руково дительница (Велта Скурстене) и мать Югиты (Астрида Гулбе) кажутся рядом с детьми сухими, чопорными и несколько театральными».
В журнале «Советский экран» педагог Ленина Очаковская, анализируя последние советские детские фильмы, критикует слишком легкомысленную и упрощенную позицию латвийских режиссеров – нынешнему двенадцатилетнему Гаврошу невероятно легко справиться с плохими парнями, глупыми и трусливыми.
Критики отмечали в фильме отсутствие всякой дидактики. Сейчас видно, что несмотря на пионерскую атрибутику, советскую школу, ностальгическую школьную форму, в картине нет советской идеологии. А вот сцену с курящими младшеклассниками сейчас бы не пропустили.
Послесловие
Про дальнейшую судьбу детей-актеров фильма неизвестно практически ничего. Вроде бы Айвар Галвиньш стал бизнесменом. Умер в 2005 году в возрасте 52 лет. Про остальных никаких данных нет. Из известных актеров фильма сейчас жив только Гирт Яковлев. Ну и Янис Стрейч, конечно.
И даже рижское кафе «Часы капитана Энрико» уже давно закрыли.