Пятого июля около здания Кабинета министров прошел пикет против решения правительства, предусматривающего право владельцев лесов вырубать более молодые деревья по всей стране. К сожалению, пикет не принес результатов. Чем политическое решение правящих грозит нашей стране? Рассказывает председатель правления Латвийского орнитологического общества Виестурс Керус.
«Латвийские деревья – латвийскому государству!»
Защитники природы на пикете держали в руках плакаты с надписями «Нет - поправкам! Да - деревьям!», «Министры убивают разнообразие природы», а также скандировали лозунг «Латвийские деревья – латвийскому государству!».
Здесь надо напомнить, что большая часть латвийского леса Латвии как государству уже давно не принадлежит. Зелеными угодьями владеют граждане скандинавских стран, которые прямо сейчас стараются извлечь максимум выгоды из роста цен на дрова и щепу и без всякой жалости пускают латвийский лес под топор.
Раньше аппетиты частных владельцев леса останавливали правила Кабинета Министров, которые запрещали вырубать молодые деревья. Но летом 2022 года вопреки призывам и возражениям природоохранных организаций правительство Латвии внесло изменения в правила вырубки деревьев. Теперь у лесовладельцов появится возможность вырубать деревья, которые ранее считались защищенными.
Заметим, что попытки разрешить вырубку молодых деревьев с меньшим объемом ствола, чем было разрешено до сих пор, предпринимались в Латвии и раньше. Но «зеленые» и им сочувствующие выступали против лобби лесозаготовщиков. Под давлением общественности поправки о вырубке дважды удавалось остановить. Но в третий раз никто и ничто не помогло...
А ведь ранее премьер-министр Кришьянис Кариньш обещал, что поправки в правила вырубки леса будут рассматриваться только по достижении договоренности между природоохранными организациями и лесной отраслью. Получается, что латвийское общество было обмануто.
«Война – это только повод!»
- Виестурс, чем правительство объясняет «зеленым» разрешение вырубать более молодые деревья?
- По официальной версии, решение принято после оценки нормативного регулирования о диаметре спила в Латвии и других странах Балтии. Также в правительстве ссылаются на научные исследования о готовности латвийских лесов к вырубке. В этих документах сказано, что для обеспечения эффективного использования лесных ресурсов и увеличения стоимости лесов Латвии необходимо изменить основные параметры рубки. Кроме того, согласно исследованиям Латвийского сельскохозяйственного университета, изменения в правилах спила будут способствовать увеличению стоимости лесов и, как следствие, увеличению ежегодного дохода отрасли на 12 миллионов евро.
Замечу, что изменения условий, которые позволяют вырубать более молодые сосновые, еловые и березовые леса, впервые были предложены правительством в 2017 году, затем повторно в 2019 году. Общество и «зеленые» воспротивились, и с тех пор дискуссия по этому вопросу не проводилась.
- Почему же сейчас поправки были приняты?
- Правительство использовало войну на Украине как весомый повод для принятия поправок. Мол, сейчас людям нужно дешевое топливо – дрова и щепа. Так что надо разрешить вырубку деревьев с меньшим диаметром.
«–Это вон для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки!
– Почему это?
– Hа них сидеть можно!
– А что будут птицы делать, зайцы? Tы о них-то подумал?»
(«Зима в Простоквашино»)
Ищите, кому выгодно
- Может, так оно и есть?
- Нет. Вырубка более молодых лесов Латвии существенно не повлияет на стоимость щепы и опилочных гранул на местном рынке. Я уверен, что правительство в своем решении исходило не из заботы о населении Латвии, а действовала в интересах отдельных групп. Да и вообще, щепу можно получить не только за счет увеличения количества рубок. Так что ссылка на энергетический кризис просто смешна!
- А кто лоббировал эти поправки? Иностранные компании, которые владеют латвийским лесом и стремятся заготовить как как можно больше древесины по самым высоким ценам?
- Эта версия имеет право на существование, так как не секрет, что большое количество лесов в Латвии принадлежат скандинавам. Но я думаю, что поправки по большей части лоббировало предприятие Latvijas valsts meži (акционерное общество, которое занимается управлением коммерчески используемых лесов, принадлежащих латвийскому государству, - О.В.).
- Почему вы так думаете?
- Мы пытались договориться с правительством хотя бы о том, чтобы поправки касались только частных лесов. Ведь государственные леса по многим причинам являются более ценными для общества, чем частные. Но - нет, нас не послушали. Из этого я делаю вывод, что в поправках заинтересованы не только скандинавские владельцы латвийского леса, но и представители государства - Latvijas valsts meži.
Есть еще два факта, которые заставляют задуматься. Во-первых, правительство еще ни разу не принимало важные поправки в сфере лесозаготовок так быстро, как в этот раз, подобные изменения всегда довольно долго обсуждали. Во-вторых, когда правительство ранее заговаривало о необходимости вырубать более молодые деревья, оно никогда не ссылалось на необходимость заготовки щепы. Власть имущие понимали, что общество не примет этот аргумент. А сейчас правительство точно знает, что латвийцы больше озабочены вопросами отопления, чем сохранностью отечественных лесов. По этой причине Кабинет министров стремительно приняли поправки, зная, что особого шума по этому поводу не будет.
- Получат ли латвийцы дешевую щепу?
- Принятые поправки НЕ гарантируют, что щепа пойдет на нужды жителей Латвии, а не будет вывезена за рубеж. Кроме того, поправки не гарантируют честную, а не завышенную цену на щепу. Я считаю, что, если уж Латвия решила отапливаться за счет уменьшения количества ценных лесов (что само по себе неправильно), то надо на законодательном уровне закрепить требование, чтобы НАША щепа поступала только на нужды НАШЕГО отопления. Я очень боюсь, что в результате мы останемся и без ценного «врослого» леса, и без щепы по приемлемой цене. Все уйдет за рубеж.
Мы идем другим путем!
- Не все понимают, почему вы протестуете против вырубки более молодых деревьев.
- Разрешение на вырубку деревьев с меньшим диаметром стволов приведет к увеличению объемов вырубки по всей стране. Если говорить просто, то поправки не позволят деревьям состариться, а для природы и экосистемы старые деревья имеют большую ценность, чем молодые. Скажем, в старом лесу есть мертвые и очень полезные для экосистемы деревья, а в молодом их нет.
К тому же, вырубки создадут угрозу биологическому разнообразию и многообразию латвийских птиц и животных, так как для них старый лес более подходит, чем молодняк. Уже сейчас из-за интенсивной вырубки леса в Латвии уменьшилось количество черных аистов и рябчиков.
- Разве у Латвии нет обязательства перед Евросоюзом обеспечить сохранность популяции птиц и животных?
- Конечно, есть, но Латвия эти обязательства не выполняет. Более того, наша страна движется в противоположном направлении от заданного (и обещанного) курса по сохранению популяции птиц и животных.
- Могут ли Латвию за это оштрафовать?
- Если говорить о разрешении вырубать более молодые деревья, то за это штраф не наложат. Но за отсутствие защиты биологического многообразия Латвию наказать вполне могут. Насколько мне известно, в этом направлении уже начаты какие-то судебные процедуры.
Кроме того, если популяция какой-то птицы в Латвии уменьшится, на Латвию подадут в суд в рамках Европейского союза. Наверное, вы знаете, что подобный опыт в практике ЕС уже был. Европейский суд в Люксембурге постановил, что Польша, разрешив масштабную вырубку леса в заповедной Беловежской пуще, нарушила законодательство ЕС об охране окружающей среды.
- Могут ли латвийские орнитологи подать в европейский суд?
- Нет, это может сделать только Европейская комиссия. А еще надо понимать, что на принятие судебного решения уйдут многие годы и за это время латвийским лесам может быть нанесен непоправимый вред.
Что делать?
На платформе manabalss.lv можно проголосовать за сохранность латвийских лесов
Цель инициативы: остановить массовую вырубку леса, не допускать расхищения наших природных богатств сейчас и в дальнейшем.
Запретить на 10 лет любые сплошные рубки в латвийских леса, кроме санитарных. Общий объем вырубки в государственных и муниципальных лесах необходимо уменьшить в четыре раза. Вокруг Риги необходимо создать новую особо охраняемую природную территорию «Пририжские леса», которые объединят адажские леса от пляжа в Царникаве и полигона в Кадаге, гаркалнские леса с расположенным в них небольшим заказником, еще не защищенные леса Аллажмуйжи и природный заказник «Болото Лиелкангару».
Природа– наша драгоценность, которую легко потерять, но невозможно вернуть. Лес – это не питомник, посадка молодняка после сплошной рубки еще не означает полноценное восстановление леса.
Вместо леса - пеньки
- Еще до поправок к правилам вырубки деревьев, наши читатели сообщали, что то здесь, то там вырубают лес. Мол, раньше такой интенсивной вырубки деревьев не было.
- Да, ваши читатели правы. За последние годы объемы лесозаготовок в Латвии достигли самого высокого уровня, Латвия находится на втором месте в Европе по количеству утраченного древесного покрова. В лесах, в том числе находящихся в государственной собственности, УЖЕ, то есть до вступления в силу поправок, уничтожаются биологически ценные насаждения и местообитания охраняемых видов птиц и животных. А если посмотреть на частные леса, то в них есть большие площади, на которых дятлы не могут найти достаточно толстые деревья, чтобы сделать в них дупла, а хищные птицы не могут найти дерево, чтобы построить на нем гнездо. Молодое дерево с тонким стволом для постройки гнезда часто не годится.
Поэтому я никак не могу понять, как можно разрешать еще более интенсивную вырубку старых деревьев. Это еще больше отделяет латвийские леса от естественного состояния экосистемы и превращает их в в питомники деревьев вместо леса. Несколько лет назад недалеко от моего дома рос прекрасный природный лес. А сейчас на его месте большая вырубленная территория.
Что делать?
- Но дело сделано, изменения к правилам приняты. Что можно сделать сейчас для защиты латвийских лесов и природы?
- Латвия должна подумать о расширении охраняемых территорий и более строго сосредоточить внимание на охране биологически ценных участков леса. Наша страна обязана выполнить общую цель Европейского союза — расширение охраняемых территорий. Это означает, что мы должны обеспечить охрану природы в 30% лесов, из них 10% лесов взять под еще более строгую охрану, чем прежде.
- Владельцы леса жалуются, что в Латвии и так слишком много заповедников.
- Это неправда! На данный момент мы находимся на одном из последних мест в ЕС по доле охраняемых территорий. Поэтому еще раз скажу, что меня неприятно удивляет решение правительства по поводу вырубки деревьев... Смягчение условий рубок следовало бы разрешить только после того, как будет обеспечено расширение латвийских природоохранных территорий.
- А что вам отвечают на все эти аргументы в министерствах?
- Министерство земледелия считает, что мы слишком пессимистично смотрим на ситуацию, и все не так плохо, как нам кажется. Даже Министерство земледелия не видит проблему в вырубке. Сейчас берутся во внимание только экономические интересы страны. Но чьей страны - это еще вопрос...
Лес рубят - щепки летят
- В каких случаях в Латвии можно рубить лес, а в каких запрещено?
- Лес можно срубить, если соблюдается хотя бы один критерий из двух. Первый критерий – деревья достигли возраста вырубки. Второй критерий – диаметр стволов деревьев превысил установленный законом минимум. В июле правительство разрешило рубить более молодой лес, но не за счет сокращения возраста вырубки, а за счет уменьшения минимального диаметра дерева.
- Какой минимальный диаметр ствола должен быть у дерева, чтобы его можно было срубить без нанесения вреда лесу?
- Для каждого вида дерева свой стандарт. Есть дерево, которое раньше можно было срубить, когда объем ствола достигал 39 сантиметров, а по новым правилам это требование сокращено уже до 30 сантиметров, то есть очень значительно.
Я с вами разговариваю, находясь в еловом лесу. По закону, возраст вырубки елей составляет 81 год. Согласно официальным данным, лесу, в котором я сейчас нахожусь, 55 лет. Это означает, что, если бы мы руководствовались возрастом вырубки, этот лес мог бы расти еще 26 лет. Но сейчас диаметр елей, разрешенных к вырубке, снижен на 5 сантиметров, поэтому эти деревья разрешено будет срубить гораздо раньше, уже через шесть лет.
«Без леса мы не останемся!»
- Как вы думаете, пикет против поправок по вырубке деревьев принесет какие-то результаты?
- Думаю, он ни на что не повлияет, в том смысле, что поправки не будут отозваны. Но устроителям пикета было важно показать властям, что против поправок возражают не только специалисты по защите природы, но и общество в целом. Надеюсь, это мотивирует правительство как можно быстрее принять компенсирующие мероприятия по укреплению защиты природы в лесах, чтобы после вырубки там не остались одни проплешины.
- Может ли случиться так, что в скором времени в Латвии практически не останется лесов?
- Слава Богу, этот вариант невозможен. Во-первых, потому что в Латвии все-таки есть охраняемые территории, в которых вырубка запрещена. Во-вторых, любое место, которое мы оставим без присмотра, вскоре станет лесом. Другое дело, насколько естественным будет этот лес, не будет ли он напоминать питомник деревьев?
- Я слышала, что в будущем нашу страну хотят сделать чем-то вроде зеленого заповедника для всего Евросоюза, на территории которого почти не осталось природных лесов.
- Да, я тоже слышал об этом, но думаю, что это всего лишь слух. Латвия по сравнению с другими странами ничтожно мала, и в других европейских странах, тех же Швеции и Финляндии, леса гораздо больше, чем у нас.
- Вы много раз говорили о том, что вырубка молодого леса вредит экосистеме и в частности птицам и животным. Представим человека, которому наплевать на птиц и животных. Почему он должен переживать за латвийские леса?
- Многие растения и ягоды могут расти только в старых лесах, особенно это касается любимой многими черники. А еще считается, что для душевного здоровья и укрепления легких надо гулять по старому лесу, так полезнее.
Замечу, что защитников природы все-таки больше, чем равнодушных людей, которым необходимо приводить аргументы в защиту леса, касающиеся лично их. В Общество орнитологов регулярно звонят люди с просьбой найти в их любимом лесу редких птиц. Люди надеются, что наличие в лесу редких видов птиц убережет лес от вырубки. Это и смешно и грустно одновременно: гнездование редкой птицы действительно может спасти лес, а возражения живущих рядом людей никто во внимание не принимает.
- Если в частном лесу обнаружится редкий вид животного или птицы, его тоже запретят вырубать?
- Конечно, правила распространяются на все леса Латвии, независимо от того, кто является их владельцем.
Другое мнение
Для полноты картины надо знать и противоположную точку зрения. Так, на предприятии Latvijas valsts meži поправки к правилам оценивают положительно.
- У Latvijas Valsts meži имеются леса, которые уже не только выросли, но даже переросли время вырубки по критерию возраста, - утверждает представитель Latvijas valsts meži Томас Котович. – Большую часть леса вы вырубаем именно по критерию возраста леса. По критерию диаметра ствола мы рубим меньше, чем один процент от общегодового объема.
А вот директор Всемирного фонда дикой природы в Латвии Янис Розитис, с ним не согласен: «Этим решением (поправкам к правилам, которые разрешают рубить более молодые деревья) Латвия выходит из «зеленого курса» Европейского Союза, который предусматривает сохранение биологического разнообразия и продвижение к устойчивому, сбалансированному управлению лесами. Таким образом мы присоединяемся к странам, которые действуют вопреки общим ценностям и целям ЕС. Мы не способствуем развитию биоэкономики, а создаем репутационные риски для Латвии на международных рынках, двигаясь в направлении истощающего лесопользования».
Ольга ВАХТИНА