Права детей-пациентов регулируются всего несколькими пунктами Закона о защите прав пациента. Но их трактовка вызывает немало вопросов у родителей и у самих несовершеннолетних пациентов. Могут ли вашему ребенку в школе или садике проверить горло и дать жаропонижающее? Имеет ли право родитель отказаться от каких-либо медицинских манипуляций с его ребенком? В этих и других вопросах «МК-Латвии» помогли разобраться Лига Жведре, юрист юридического отдела Детской клинической университетской больницы и Иева Балоде, представитель Инспекции здравоохранения.

«Не волнуйтесь, все в порядке!»

Елена несколько лет назад лежала в одном из отделений Рижского роддома. Вопрос вызвали у нее действия медперсонала в отношении ее здорового новорожденного ребенка.

– После кесарева я вскоре смогла вставать и ходить и пошла в детское отделение, чтобы забрать сына и начать проводить с ним время и заботиться о нем самостоятельно. Но получила четкий ответ: «Сейчас не положено, приходите позже!» Я могу понять такое, если у ребенка есть проблемы со здоровьем, но это был не наш случай! На каком основании матери не отдали ребенка по ее требованию?

На тот момент у молодой мамы не было ни сил, ни желания спорить с персоналом детского отделения, и ребенка принесли маме со словами: «Мы о нем позаботились: накормили, переодели, дозу витамина К он уже получил, так что не волнуйтесь, все в порядке».

– Я была возмущена, поскольку докорм ребенка смесью не входил в мои планы, и никаких витаминов я давать не собиралась. А тут все решили и сделали за меня!

День выписки тоже пошел не совсем по плану Елены. Она хотела отказаться от скрининга новорожденных (это анализ крови из пяточки ребенка, сейчас в Латвии по нему выявляют наличие или отсутствие пяти редких генетических заболеваний. – Прим. авт.).

– Но когда я упомянула об отказе от этой процедуры, неонатолог пригрозила мне сиротским судом... При этом отказ от вакцинации был принят медиками без всяких возражений.

Ответственность – на всех!

По словам представителя Инспекции здравоохранения Иевы Балоде, медики поступили некорректно:

– Конечно, перед тем как совершать медицинские манипуляции, медперсонал должен проинформировать родителей ребенка и получить их согласие на свои действия. Лечение не должно проходить без согласия родителей или иного законного представителя ребенка, иначе нарушаются права пациента.

Родители могут отказаться от лечения своего ребенка (в данном случае от скрининга новорожденных). При отказе врач должен разъяснить представителю пациента, к каким последствиям может привести решение об отказе от лечения. После получения всей исчерпывающей информации родитель подписывает решение об отказе, указывая, что он получил соответствующую информацию.

Важно, чтобы эта информация действительно была получена и пациент или его родитель понимал всю суть своих действий, отмечают эксперты.

Ситуацию также прокомментировала Иева Пуките, заместитель руководителя Клиники детских болезней Детской больницы:

– Родители имеют право отказаться от скрининга новорожденных, но я бы рекомендовала перед принятием такого решения всегда консультироваться с врачом, чтобы решение было действительно взвешенным и смысл скрининга понятен. Скрининг никак не влияет на здоровье ребенка, но только проведя его, можно вовремя помочь ребенку, если результаты указывают на такую необходимость.

Без вас, мамочка, обойдемся!

Наталья с 4-летним ребенком пошли на прием к врачу-лору, очереди к которому ждали несколько месяцев. Когда они с ребенком вошли в кабинет, доктор им объяснила, что будет происходить и что ребенок должен будет делать. И Наталья спокойно вышла из кабинета, ждать. Но…

– Через три минуты врач выходит с моим орущим ребенком и говорит, что он беспокойный. Когда я предложила пойти в кабинет вместе с ребенком, чтобы быть с ним рядом во время приема, врач нас не пустила в кабинет и сказала, что больше не примет! Что это вообще за отношение? Как можно не принять дошкольника? Это ненависть к детям или плохое настроение?

На вопросы об этом случае отвечает Лига Жведре, юрист юридического отдела Детской клинической университетской больницы:

– Это проблема коммуникации, из-за которой пациент не получил услугу. В описанной ситуации врач мог пустить мать в кабинет и провести необходимые обследования в ее присутствии либо записать пациента на другой день, дав ребенку успокоиться. Также можно было предложить записать ребенка на прием к другому специалисту.

– Имеет ли право врач не пустить родителя в кабинет во время приема?

– Врач не принимает пациента младше 14 лет без законного представителя или уполномоченного лица. Родитель может оставаться в кабинете, но его обязанность – не мешать врачу и слушать его указания. Но также врач может попросить родителей покинуть кабинет, если это потребуется для оказания более качественной помощи.

Необходимо учитывать также специализацию конкретного врача, собственное мнение ребенка и этические соображения. Например, надо индивидуально оценивать, обязательно ли присутствие родителя противоположного пола в кабинете при проведении различных обследований ребенка, уже достигшего 14 лет.

«У дочки хрупкая носовая перегородка!»

Читательница Ирина была в шоке, когда ее дочь-школьница недавно сообщила, что в школе им снова проводили PCR-тесты на коронавирус.

– Как такое вообще возможно? Меня никто не информировал и тем более не спрашивал согласия. Мы с мужем категорически возражали или потребовали проводить тест исключительно в нашем присутствии. У дочки хрупкая носовая перегородка, которую уже один раз повредили, а если это случится снова? Сомневаюсь, что она сама предупредит медработника о своей проблеме. В прошлом году мы ради того, чтобы не делать эти тесты лишний раз, перешли на семейное обучение. Дочка только вернулась в школу – и вот… Считается ли ПЦР-тест медицинской манипуляцией? Могут ли его сделать ребенку без ведома родителей?

К сожалению, Ирина не указала возраст своего ребенка, поэтому обращаемся к букве закона.

Комментирует Лига Жведре:

– Согласно Закону о правах пациентов пациент может самостоятельно дать согласие на медицинское лечение или манипуляции уже с 14 лет. Но если речь идет о ребенке, не достигшим этого возраста, то его родитель или другой законный представитель должен быть проинформирован и должно быть получено его согласие. Согласие может быть дано как в письменной, так и в устной форме, а также действиями, явно свидетельствующими о согласии, поэтому оно не обязательно должно быть в письменной форме.

«Могли ли мы решать за сына?»

– Моему сыну 16 лет. Он отказался от плановой операции по удалению паховой грыжи. Врач связался с нами, поговорил и мы дали согласие на операцию. Теперь сын с нами не разговаривает, говорит, что мы не имели права так поступать в отношении его. Кто прав и что говорит закон? – спрашивает Олег П. из Олайне.

– И родители, и врач поступили в рамках своих прав, – отвечает Лига Жведре. – Закон о правах пациентов гласит: если несовершеннолетний пациент старше 14 лет отказывается дать согласие на лечение, но врач считает, что лечение отвечает интересам пациента, то законный представитель несовершеннолетнего пациента дает согласие на лечение.

Для того, чтобы решить, можно ли проводить манипуляцию без согласия пациента, в каждом конкретном случае необходимо оценить, от какой манипуляции отказывается несовершеннолетний пациент, какова ее возможная польза для здоровья пациента, каков ее характер.

Также закон говорит, что пациент должен быть проинформирован о состоянии своего здоровья и о своем лечении в доступной для него форме, согласно своему возрасту и степени зрелости. То есть врач должен понятно для несовершеннолетнего пациента объяснить ему, что происходит и какие могут последствия в дальнейшем.

Нужна ли бабушке доверенность?

Спойлер: нужна!

Любой взрослый, не являющийся законным представителем ребенка (то есть не родители или опекун), должен при визите с ребенком к врачу иметь при себе доверенность от родителей на представление интересов ребенка.

Так, если доверенность дается на срок до трех месяцев, то она может быть как нотариально заверенной, так и собственноручно написанной и подписанной одним из родителей ребенка и утвержденной лично сотрудником медицинского учреждения. Также доверенность можно прислать и зарегистрировать в медицинском учреждении по официальной электронной почте, но она должна быть подписана надежной электронной подписью и и иметь отметку о времени.

Если речь идет о подобной доверенности на срок более трех месяцев, то это должна быть либо нотариально заверенная доверенность на представление интересов ребенка, либо решение сиротского суда о том, что передача ребенка на попечение третьего лица соответствует интересам ребенка.

Если родителей нет рядом

Нужно ли родителю писать заявление для администрации школы, детского сада или медучреждения, если он не согласен на какие-то манипуляции (например, просит без его согласия не давать ребенку жаропонижающее при повышенной температуре, не капать ничего в нос, не осматривать ребенка без присутствия родителя и т. д.)?

– Согласие на такие манипуляции дает законный представитель до достижения пациентом 14 лет, после достижения 14 лет согласие может дать и сам пациент, – отвечает Лига Жведре, юрист юридического отдела Детской клинической университетской больницы.

Исходя из этого, считается, что родители детей до 14 лет по определению НЕ согласны на какие-либо медицинские манипуляции с их ребенком, пока не дали письменного или устного согласия. Соответственно, никаких специальных документов на отказ или запрет медицинского вмешательства ни составлять, ни подписывать не нужно.

– С другой стороны, что делать, если у ребенка поднялась температура под 40 градусов, а до родителей не дозвониться?

– В случаях, когда промедление угрожает жизни больного и невозможно получить согласие самого больного или лица, его представляющего, то врач принимает неотложные меры в пределах своей компетенции. Он может назначить обследование, лечение, в том числе хирургическое или иное инвазивное вмешательство. В таких случаях план обследования и лечения утверждается, а решение принимается консилиумом врачей, за исключением случаев, когда ребенку оказывается неотложная медицинская помощь.

Может ли, например, в школе или детском саду медработник осмотреть горло, измерить температуру, пощупать живот ребенку, не информируя родителей?

Ивета Балоде:

– Нет, не может, до достижения ребенком возраста 14 лет требуется согласие родителей или законных представителей, за исключением неотложных ситуаций. Если ребенок старше 14 лет, то ребенок дает свое собственное согласие на лечение, если ему сообщают о его лечении в соответствии с его возрастом, за исключением экстренной ситуации.

На практике это может происходить так: если ребенок жалуется на плохое самочувствие, медработник учреждения связывается с родителем и дальнейшие действия происходят по согласованию с ними (с родителем или другим законным представителем).

– Если у ребенка, допустим, 12 лет заболело горло, и он сам обратится к своему врачу (лично или по телефону), окажет ли врач ему помощь?

Лига Жвидре:

– Самостоятельно пациент может обратиться к врачу только с 14 лет. До этого возраста на прием нужно приходить только в сопровождении родителя или другого законного представителя. Лечение несовершеннолетнего пациента (до 14 лет) допускается, если его законный представитель уведомлен и дал свое согласие.

– Если ребенка привезли в больницу в остром состоянии, а родителей рядом нет или с ними нет связи…

– Больным в возрасте до 14 лет оказывается первая и неотложная помощь для сохранения здоровья и жизни больного в максимально возможной степени и независимо от присутствия родителей или их отсутствия, согласия или нет.

– Что происходит, если родители не соглашаются на лечение ребенка, а лечение необходимо начать?

– Если законный представитель несовершеннолетнего пациента отказывается дать свое согласие на начало лечения или родители (или опекуны) не могут договориться о начале лечения, или врачу неизвестно местонахождение родных маленького пациента, но лечение необходимо начать, то разрешение на лечение на основании мотивированного заявления врача в течение трех рабочих дней дает сиротский суд.

Если речь идет о необходимости немедленного начала лечения в интересах несовершеннолетнего пациента, то решение о начале лечения принимает врачебный консилиум. О принятом решении консилиум врачей сообщает сиротскому суду в течение трех рабочих дней. Это определено статьей 14 Закона о правах пациентов.

– Может ли ребенок сам вызвать себе неотложную помощь и/или сам обратиться в больницу?

– Если жизни и здоровью ребенка угрожает опасность, он может позвонить в Службу неотложной медицинской помощи или обратиться в больницу для получения экстренной медицинской помощи.

– Предположим, неотложную помощь для ребенка вызвал посторонний человек (например, случилась травма на улице). Какими будут дальнейшие действия со стороны медиков? Нужно ли искать родителей, чтобы получить согласие на госпитализацию ребенка?

– Неотложная медицинская помощь оказывается при любых обстоятельствах, вне зависимости от того, находится ребенок с законными представителями или нет. Больница обязательно разыщет родителей и свяжется с ними, но экстренную медицинскую помощь окажут немедленно.

Есть ли случаи, при которых врач отказать в лечении ребенка? Например, мальчику родители хотят сделать обрезание, хотя медицинских показаний к этому нет, но есть религиозные соображения?

– Врач может отказаться от такой манипуляции, если она проводится по религиозным или другим личным соображениям, но нет медицинских показаний. Также врач обязан защитить несовершеннолетнего пациента от тех решений родителей (и других законных представителей), которые не отвечают интересам этого пациента.

А если, наоборот, родители по какой-то причине отказываются от, например, необходимого ребенку переливания крови?

– Как уже говорилось выше, если лечение (в данном примере переливание крови) необходимо для спасения жизни и немедленно, а родители не согласны, то в больнице созывается врачебный консилиум и принимается решение о конкретных действиях, о чем сообщают сиротскому суду. Если переливание крови может подождать, то врачи ждут решения сиротского суда. То есть жизнь и здоровье ребенка – превыше желаний родителей.

В двух словах

Что написано в Законе о правах пациента?

Права ребенка или несовершеннолетнего пациента на охрану здоровья, равно как и права взрослых пациентов, установлены в Законе о правах пациентов. Ребенок также имеет право получать информацию, связанную с его лечением, в понятной форме, соответствующей его возрасту. Ребенок имеет право быть услышанным и, в зависимости от степени его зрелости, участвовать в принятии решений, связанных с его лечением.

Несмотря на то что в Латвии совершеннолетие начинается с 18 лет, в статье 13 Закона о правах пациентов уточняется: до достижения ребенком 14 лет согласие на его лечение дают родители или иной законный представитель, а с 14 лет – сам ребенок.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.