Unsplash.com
Unsplash.com
Жизнь

Министерство здравоохранения разработало программу по снижению цен в латвийских аптеках, однако Кабинет министров более полугода держит эти предложения под сукном. Есть подозрение, что наше правительство защищает интересы оптовых торговцев медикаментами.

Само Министерство здравоохранения по привычке заявляет, что с лекарствами у нас более-менее благополучно. Директор департамента фармации Минздрава Инесе Каупере говорит, что Агентство лекарств за весь 2021 год получило только 131 жалобу на недоступность определенных медикаментов.

– Причем в 59% случаев выяснилось, что нужное лекарство где-то на складах есть, его только надо найти. Агентство лекарств помогало пациентам это сделать, – говорит Каупере. – Нужного препарата вообще не нашлось только в 41% случаев.

■ ■ ■

В 2022 году ситуация резко ухудшилась, но тогда вместе с Латвией кризис переживали даже такие благополучные страны, как Австралия, Япония и Канада.

– В прошлом году мы получили 242 сообщения о недоступности медикаментов, из них только в четверти случаев пациенту не удалось помочь, – уверяет представитель Минздрава.

В этом году по состоянию на 15 мая тревожных сообщений было только 45, причем две трети пациентов благодаря вмешательству Агентства лекарств все-таки получили искомое. По мнению экспертов Минздрава, это говорит о некоторой стабилизации положения с лекарствами.

– Отдельный разговор об антибиотиках, в частности – о таких препаратах «первой линии», как амоксициллин и амоксиклав. Если посмотреть на статистику, то мы увидим, что с 2019 года потребление этих лекарств в Латвии растет. Торговцы поставляют все больше упаковок антибиотиков, но их раскупают. В целом поставки этих препаратов наладились и только в отдельных случаях антибиотиков в аптеке может не оказаться, – считает директор департамента фармации.  

Но благостное мнение Минздрава разбивается о действительность. Айнис Дзалбс, представитель Латвийской ассоциации сельских семейных врачей, говорит, что ситуация с медикаментами фактически не улучшилась.

– На практике у врачей сейчас возникают такие же проблемы, как в феврале 2022 года, когда дефицит чувствовался очень остро. Например, на аптечных складах вообще нет моксилена, а ведь это единственный препарат амоксициллина в капсулах, компенсируемый государством. Также недоступна квалувановая кислота - ни в сиропах, ни в таблетках. Мы взялись за поиски и обзвонили многих оптовых поставщиков, но клавулановой кислоты в Латвии нет. В результате доктора вынуждены выписывать детям антибактериальные средства, во-первых, без государственной компенсации, во-вторых, со слишком широким спектром действия и большими потенциальными побочными эффектами.

Также в стране длительно недоступна тиогамма, этот препарат используют для лечения диабетической нейропатии. Доктор Дзалбс рассказывает, что есть проблемы с сульфасалазином и гипотензивными лекарствами в определенной дозировке:

– Например, длительно недоступен триверам 20/10/10. Мы вынуждены замещать триверам другими медикаментами, которые не являются его аналогами.

■ ■ ■

Кроме того, серьезной проблемой Латвии являются и цены на лекарства. Председатель парламентской комиссии по социально-трудовым вопросам Инга Берзиня считает, что жителям страны выгоднее выезжать за медикаментами за границу:

– У меня самой есть коллеги, которые отправляются за рецептурными препаратами в Польшу. Там эти лекарства стоят в четыре раза дешевле, чем в Латвии. Приобретая значительное количество медикаментов, пациенты могут не только окупить дорогу до Польши и обратно, но и сэкономить.

Инга Берзиня хотела бы привлечь к этой проблеме внимание Сейма и правительства: «Если мы способны регулировать наценку на сигареты в магазинах, то должны сделать это и для лекарств, причем на всех этапах торговли».

С этим мнением согласна и Ингрида Цирцене, бывший министр здравоохранения и врач.

– Возможно, нам надо менять требования нормативных актов. Конечно, полностью обойти экономические интересы оптовых торговцев лекарствами мы не сможем, но если уж государство выделяет большие средства на закупку компенсируемых медикаментов, то имеет право выдвигать хоть какие-то условия. Почему мы не можем определить, что отныне наценка на компенсируемые медикаменты не может превышать 5%? Почему мы в течение 10 лет только ходим на разные заседания по этим вопросам, тяжело вздыхаем и потом расходимся с чувством полной обреченности? Я хотела бы видеть конкретные предложения Минздрава. Дайте Сейму эти предложения, и он сразу их утвердит!

■ ■ ■

В Министерстве здравоохранения подтверждают, что торговые наценки на лекарства в Латвии больше, чем в Литве и Эстонии, не говоря уже о Польше. Такая ситуация сохраняется как минимум с 2005 года.

– Сегодня в Европе идет обсуждение пакета документов о выравнивании цен на медикаменты, – рассказывает Инга Каупере, – но даже Европейская комиссия понимает, что работа будет очень тяжелой, поскольку даже на текущем этапе вызывает мощное противодействие лобби производителей лекарств и оптовых торговцев.

Пока Европа корпит над своими регулами, латвийский Минздрав, по словам Каупере, тоже не сидит без дела. В сентябре 2022 года он разработал концепцию по снижению цен на лекарства.

– В первую очередь мы предлагаем снизить налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог хотя бы для рецептурных препаратов следовало бы урезать с 12 до 5%. Также мы предлагаем ввести принцип, согласно которому некомпенсируемые рецептурные медикаменты в Латвии не должны быть дороже, чем в Литве и Эстонии. В принципе, такой же подход оправдан и для безрецептурных лекарств.

Полный пакет своих предложений Минздрав подал в Кабинет министров уже 29 сентября 2022 года, однако с тех пор не получил ни реакции, ни официального ответа. Похоже, что премьер-министр положил концепцию по снижению стоимости лекарств в дальний ящик стола.

В Сейме это расценивают, как влияние лобби производителей и крупных торговцев медикаментов.

– Если Кабинет министров не хочет рассматривать этот важный пакет документов по своей воле, то нам следует составить ему письмо от имени депутатов Сейма с требованием как можно скорее взяться за дело и принять какое-то решение, – комментирует ситуацию парламентарий Гунтар Даудзе, член подкомиссии по вопросам общественного здоровья.

Скорее всего, депутаты Сейма так и сделают.

■ ■ ■

Но сейчас главная проблема заключается даже не в доступности медикаментов в латвийских аптеках и даже не в их стоимости. А в том, что в последнем квартале 2023 года многие пациенты могут вообще не получить привычные компенсируемые препараты.

Сигне Бокта, директор департамента лекарств и медицинских устройств Национальной службы здравоохранения говорит, что в конце года Латвии грозит дефицит финансирования компенсируемых лекарств на сумму около 42 миллионов евро:

– При рассмотрении бюджета 2023 года было ясно, что на самые срочные нужды в вопросах лекарств нужно около 99 миллионов евро. Однако объем финансирования был снижен до 30 миллионов евро. При этом реальные потребности жителей Латвии никак не сократились. У нас нет достаточных средств на государственную компенсацию инновативных препаратов, нет средств для увеличения размеров компенсации для отдельных лекарств, например, с 50 до 75%...

Что говорить об увеличении государственных скидок, если к концу 2023 года – примерно к ноябрю – у Национальной службы здравоохранения будет полностью исчерпан лимит на финансирование любых компенсируемых лекарств. Сигне Бокта подтвердила, что в худшем случае пациенты уже в ноябре перестанут получать медикаменты с государственной скидкой или же скидку сохранят только за отдельными категориями больных, которым она нужнее всего.

■ ■ ■

Правда, худший сценарий еще может не реализоваться. Уже в июне Кабинет министров должен поднять вопрос о выделении дополнительных 140 миллионов евро на сферу здравоохранения. Если правительство займет принципиальную позицию и денег не даст, то пациенты перестанут получать не только компенсируемые медикаменты, но и плановую медицинскую помощь. Это станет катастрофой, которой никто не хочет допустить – ни медики, ни политики. Так что шанс, что деньги найдутся, достаточно велик.

В то же время хотелось бы, чтобы Кабинет министров под управлением Кришьяниса Кариньша нашел не только деньги, но и политическую волю и наконец вышел из-под влияния крупных торговцев лекарствами. Для решения многих проблем с доступностью и стоимостью медикаментов нужно только желание. А без этого латвийцы продолжат переплачивать за лечение и даже умирать, если такая переплата им не по карману...

Маргита СПРАНЦМАНЕ


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.