Многие из нас, проезжая по дороге из Риги в Сигулду, останавливаются взглядом на законсервированном здании знаменитого ресторана «Сените». Всего сорок лет назад это было очень модное место. Да и сегодня время от времени слышатся разговоры о том, что «Сените» можно и нужно возродить. Есть ли будущее у ресторана, который в прошлом обслуживал до миллиона посетителей в год?
Интересный факт: история легендарного ресторана начинается в далеком 1949 году. С киоска Инчукалнcкого райпотребсоюза – маленькой деревянной будки на Псковском шоссе, где можно было поесть горячих сосисок. Там, где дорога разветвляется на две, в Инчукалнс и на Мурьяни. Это место называлось Крустени.
Легенда о старом Блузманисе
С этим киоском, где водители могли закусить и утолить жажду, конкурировал другой, который находился на пару километров ближе к Риге. Заведующему из Крустени это не нравилось, и он стал искать новые способы привлечь клиентов.
По воспоминаниям очевидцев, однажды этот заведующий обратился в местное лесничество в Крустени и попросил сделать обычную скамеечку, чтобы установить ее возле цветочной клумбы. А работал тогда в лесничестве старый Блузманис, тихий и хороший работник. Смастерить скамейку доверили ему.
Старик не отказался и сделал не только скамейку, но и маленькую беседку в виде гриба. Крышу беседки выкрасил ярко-красной краской, а на столбике ножом вырезал «Сените» («Грибок»).
Красную крышу было видно издалека, так что теперь водители машин и автобусов охотно там останавливались. С годами беседка обвалилась, а название так и осталось. Более того, стало топонимом – многие вместо Крустени называют это место Сените. Старый Блузманис давно умер, а память о нем осталась навеки. Такую историю поведала елгавская газета в 1991 году.
Киоск превращается в ресторан
Понятно, что, когда на месте киоска Инчукалнcкого райпотребсоюза 5 декабря 1967 года открыли ресторан, то его тоже назвали «Сените».
«На 38-м километре Псковского шоссе вырос необычный «Грибок» из стекла и металла, - сообщала пресса. - Это большой ресторан. В нем одновременно могут разместиться 110 человек, а в баре – 70. Огни пивного погребка так заманчиво горят у самой земли. Новый ресторан построен Райпотребсоюзом Рижского района по проекту архитектора Линарда Скуйи».
На дубовой скамье
Латвийский союз потребительских обществ был мощной кооперативной организацией. Ему принадлежали магазины, кафе, торговые базы, строительные предприятия.
«За столы своих предприятий общественного питания Латпотребсоюз может одновременно усадить больше 103 тысяч человек. И каждый год прибавляется еще две тысячи посадочных мест. 1066 рублей, таков розничный товарооборот торговой сети и предприятий общественного питания в расчете на душу населения» - рассказывал в интервью Павилс Круминьш, председатель Латпотребсоюза, в начале 80-х годов.
А в далеком 1967-м председатель правления Рижского райпотребсоюза Зигурдс Калейс рассказывал, каким будет ресторан, строительство которого обошлось в 298 тысяч рублей:
«Те, кто спешит, конечно, не пойдут в ресторан, а пойдут в погреб, который будет открыт уже с восьми утра. Здесь глаза не слепят яркие люстры, а сквозь маленькие стеклянные окна льется мягкий, будто золотой закатный свет. Давайте сядем на дубовые скамейки за такие же крепкие дубовые столы и подождем, пока принесут обед! Погреб приятен своим единым стилем, от кирпичного пола до посуды».
И про сам ресторан: «Свет здесь льется со всех сторон. Куполообразный потолок, кажется, имеет очень маленькую опорную силу, потому что он сделан из... пенопласта. Теплый воздух с пола обогревает этот зал, а погреб - с потолка. Летом воздух будет использоваться для вентиляции... Об этом зале, который сможет вместить около 100 гостей, можно было бы много рассказать, но красивая мебель, посуда, точечные светильники, каждый, кто придет сюда, увидит это сам. Царства кухни вы не увидите - оно закрыто для посторонних. Почему вокруг этой электроплиты такая труба? По трубе будет циркулировать холодный воздух, чтобы сильный жар не попадал в лицо шеф-повару. У каждой официантки свой морозильник. Овощной цех, овощной склад, рыбный цех, рыбный склад...».
Но кроме погребка и ресторана в «Сените» был и кулинарный отдел.
«Выйдя из основного куполообразного здания, обойдя кухню и подсобные помещения, попадаем в часть здания напротив Псковского шоссе. Здесь, в кулинарном магазине, вы сможете быстро выпить чашечку ароматного кофе и попробовать изделия кондитеров и кулинаров «Сените» - обещала газета «Циня».
Собственно, так оно все и было.
Впервые в Латвии
Интересно также ознакомиться с особенностями архитектурного решения легендарного ресторана. Авторы проекта — архитектор Линард Скуя, инженеры Андрис Бите и Рудолф Озолиньш.
Как в свое время сообщал журнал «Максла», доминирующий элемент композиции — здание ресторана — авторы задумали как часть сферической оболочки с радиусом 20 метров и тремя опорами. Это была первая такая конструкция в Латвии.
Факт
При строительстве «Сените» проведен еще один интересный эксперимент: в сотрудничестве с химиками создан новый вид гидроизоляции железобетонного купола.
Следует отметить, что проект менялся несколько раз. Даже во время строительства изменения в проекте потребовали преобразования части уже построенного здания.
«Интерьеры самых важных помещений выполнены сдержанно и со вкусом. Горница под куполом-ракушкой, несмотря на свои внушительные размеры, по-прежнему уютна. Основной отделочный материал – пенополистирольные плиты толщиной 5 см, которые приклеиваются к внутренней поверхности корпуса. Этот отделочный материал также обеспечивает теплоизоляцию и шумоизоляцию. Самое приятное помещение - холл на первом этаже с относительно простоватой, но очень уютной отделкой. Настроение помещения прекрасно дополняют и обогащают светильники художника Арнольда Вильбергса с их интересной стилизованной под старину формой и металлическая композиция «Старая карета» работы студента Академии художеств Юриса Индриксонса, а также некоторые мотивы в деревянных элементах конструкции. Керамическая посуда очень интересна и хорошо вписывается в общий стиль. Особенно впечатляют кружки с шаловливыми чертиками. Радует хорошее качество мебели, производимой Рижской фабрикой Союза потребительских обществ. Особо следует отметить декоративную композицию «Симфония» художника Курта Фридрихсона, которая действительно заставляет «звучать» белую наружную стену, выходящую на летнюю террасу», - об этом можно узнать из журнала «Максла».
Годы расцвета
На долгие годы ресторан «Сените» стал точкой притяжения на Псковском шоссе, которое ныне именуется Видземским. Посетителей привлекали охотничьи колбаски, серый горошек с беконом, копченая курица, которые подавали только здесь.
Сюда приезжали новобрачные, чтобы выпить по бокалу шампанского за счастливую семейную жизнь. А также заглядывали иностранные делегации, по пути в Сигулду. Сообщалось, что за десять лет существования ресторана там побывало три миллиона клиентов.
Что касается посетивших ресторан знаменитостей, то тут отдаленность от Риги все же дает о себе знать. Совершено точно известно, что в книге отзывов «Сените» свою благодарность оставил летчик-космонавт СССР Георгий Гречко. В начале этого века ряд сайтов распространил информацию, что в «Сените» побывал французский актер Луи де Фюнес, но без указаний хотя бы года. Также нет достоверной информации о том, что знаменитый комик вообще приезжал в Латвию, или хотя бы знал о ней.
А вот еще один любопытный факт: встречаются утверждения, что в «Сените» снимали культовую советскую комедию «Брильянтовая рука», а конкретно эпизод в ресторане «Плакучая ива». На эту честь также претендуют рестораны Краснодарского края. Между тем, давно установлено, что ресторан, в котором Семен Семенович Горбунков исполнил со сцены песню про зайцев, все же снимали в павильонах «Мосфильма».
В 1984 году из интервью заведующей производством «Сените» Маргариты Берке можно было узнать, что ежегодно «Сените» обслуживает около миллиона человек. И что это крупнейшее предприятие общественного питания «Латпотребсоюза». В том же году провели реконструкцию.
«Ресторан — это всегда своя, особенная кухня, свои кулинарные секреты. В «Сените» выбор богатый — 20 фирменных блюд в меню. А хранят секреты шеф-повара Зинаида Прусе и Марите Зивере, весьма известные своими победами на многих конкурсах профессионального мастерства. От опытных поваров не отстают и новички. Вот Вита Виксне, комсорг «Сените», приготовила что-то оригинальное» - сообщала газета «Советская молодежь».
Времена перемен
И дальше, казалось, «Сените» ждало только процветание. Даже начавшаяся Атмода ничего не изменила. «У нас много хороших людей», — рассказывала директор ресторана Айя Свикле в 1988 году. Из ее интервью можно узнать, что официанты в «Сените» получали 130 рублей в месяц – «за высокую культуру обслуживания». И что зал на сто мест и погреб на 90 уже не вмещают всех желающих.
«Если бы я знала, что меня ждет, когда я пришла сюда в 1970 году... Нас было 70 человек, днем можно было даже газету почитать. Сейчас в «Сените» 160 постоянных работников и школьники на подработке летом. Раньше наш план был 600 000 рублей в год, сейчас 3 миллиона. Чувствуете разницу? Мы уже производим в промышленных масштабах. Мы самая прибыльное в республике предприятие общественного питания в системе потребительской кооперации. 5 декабря, в юбилей, я поинтересовалась, сколько людей работает у нас более 15 лет. Получилось около 30 процентов. Это немало, если учесть все «прелести» нашего хозяйства. Некоторые начинают смену в шесть утра, другие заканчивают далеко за полночь. Выходят на дорогу ночью, в метель…»
Из разных публикаций можно было узнать, что повар ресторана «Сените» Илона Калныня — лауреат премии Ленинского комсомола Латвии. И что в этом ресторане работала лучший молодой повар страны, награжденная знаком ЦК ВЛКСМ «Мастер золотые руки» Лилита Ионина.
Годы заката
Но все это закончилось уже в 1990-е годы. В стране стали окрываться частные кафе и рестораны, появились невиданные ранее товары. Тогда же в Риге, возле церкви Старой Гетруды открылось еще одно заведение под названием «Сените». Возможно, его владельцы хотели воспользоваться славой известного бренда, но сами приобрели славу скандальную. Люди жаловались на низкое качество еды и обслуживания, а газеты эпохи гласности все это публиковали.
Летом 1990 года произошла ужасная история: милиция схватила банду, промышлявшую на шоссе в районе ресторана «Сените». Трое молодых людей душили таксистов, как государственных, так и частников. Награбленное пропивали в ресторане.
Но ресторан просуществовал до нынешнего века, ветшая и разваливаясь. По некоторым данным, окончательно он закрылся только в 2010 году.
После чего здание внесли в список национальных памятников культуры, а это значит, что его запрещено сносить.
В 2017 году стало известно, что владельцы здания готовы его продать за 580 тысяч евро. SIA «Liepkalni» - изестный производителя кондитерских хлебобулочных изделий объявило сбор средств для выкупа «Сените» с целью создания акционерного общества, но народный сбор так ничего и не дал.
Рухнувшая надежда
В 2018 году было создано ООО Sēne, которое непосредственно занималось ремонтом уникального здания ресторана. Объявлен был конкурс идей по реставрации и развитию ресторанного комплекса. Из пяти представленных работ лучшей жюри признало концепцию, предложенную архитектором Янисом Ручиньшем. Планировалось отремонтировать главный корпус «Сените», а также реконструировать летнюю террасу.
Но в том же году был начат ремонт Видземского шоссе, после чего устройство запланированной архитектором автостоянки прямо напротив ресторана стало невозможным. А нет стоянки – нет и потока посетителей.
Тогда же фирма Liepkalni отказалась от намерения восстановить «Сените».
А что говорят люди?
Общая кадастровая стоимость земельных участков и зданий ресторана составляет 316 906 евро, но собственник недвижимости желает получить за нее 510 000 евро. В 2022 году это сообщение вызвало большую дискуссию в социальных сетях.
Нормунда Браслу удивила цена объекта, особенно с учетом того, что новому владельцу пришлось бы вложить в восстановление «Сените» еще несколько миллионов евро: «510 000 евро за развалины? Безумие».
Некоторые другие читатели сошлись во мнении, что ресторан вообще невозможно спасти. «Он выглядит так, словно по Латвии прокатилась война, - пишет Сармите Ванага. – Здание необходимо снести». «И вообще это памятник оккупации», то ли в шутку, то ли всерьез напоминает Владимир Соколов.
Но большинство латвийцев все-таки поддерживают идею сохранения «Сените» и делятся приятными воспоминаниями о ресторане.
«Я там практику проходил поваром и кондитером, - рассказывает Маркус Смилга. - Когда получил диплом, меня взяли на работу, но недолго музыка играла: все начало угасать, я попал под сокращение. Очень нравился коллектив, хотел там работать...».
А Владимир Лахиза во времена расцвета «Сените» работал в автопарке: «Когда возле ресторана поздно вечером останавливался последний рейсовый автобус в Вангажи, то выходили все официанты и бармены. Водителю давали 25 рублей за проезд и бутылку коньяка. И это происходило всегда!»
У посетителей «Сените» свои воспоминания. Кто-то хвалит пиво «Лауку», которое подавали в этом ресторане, другие хвалят копченых угрей и кур: таких больше нигде не попробуешь.
«Ах, жаль как... – пишет Марфа Богачева. - Для людей среднего и старшего возраста ресторан «Сените» - знаковое место.Туда ездили вкусно покушать и красиво отдохнуть. Там действительно очень качественно готовили, а пиво было эксклюзивное. Ездили часто компаниями, причем сначала выбирали «жертву» - человека за рулем. Остальные могли позволить себе и пива попить, а дамы - кофейку с бальзамом и вкуснейшими ягодными корзиночками. Еще всенепременно покупали внизу, в кулинарии, копченых курочек, тогда это было кулинарным изыском. А чтобы нагулять аппетит, сначала заезжали в рижский Этнографический музей под открытым небом на прогулку, природа там великолепная, да и экспозиции интересные».
Но при этом даже Марфа Богачева считает, что спасение ресторана практически невозможно: «Если и найдется человек с шальными деньгами, желающий вложиться в восстановление легенды 1980-1990-х годов, ему будет нелегко раскрутить ресторан. В Риге избыток мест с прекрасной кухней, да и ехать далековато. Но это очень печально, ведь в свое время не только латвийцы ездили в «Сените». Мы возили туда наших гостей, которые оставались в восторге от посещения уютно-вкусного местечка. Уходит эпоха, уходят легенды...»
Вместо заключения хочу сказать, что в настоящее время бывший флагман латвийского общественного питания и образец советского архитектурного модернизма постепенно разваливается. Машины проезжают мимо и скоро, к сожалению, ничто не будет напоминать о былой славе этого места.