На прошлой неделе в рижском районе Иманта несколько школьников подверглись нападениям банды подростков. Жители считают, что полиция не отреагировала на сигналы об избиении детей оперативно, в полиции уверяют, что никаких правил не нарушили.
«Вернулись 1990-е?»
Дина живет в Иманте и невольно стала свидетельницей молодежных разборок, о чем рассказала в социальной сети Twitter:
«Вчера (5 мая. – Прим. ред.) около площадки при спортивном центре «Иманта», удирая от напавшей толпы молодежи (около 20 подростков), в 19.32 в моей квартире спрятались трое чужих подростков. Еще один спрятался тоже в нашем подъезде, у наших соседей. Одному не повезло, и он был захвачен.
В 19.35 я позвонила по 112, меня соединили с полицией, я сообщила всю информацию. Напавшие продолжали ждать своих жертв рядом с нашим домом. В 19.43 ребята, спрятавшиеся у нас в квартире, увидели, как эта толпа уводит их друга в сторону Имантского леса.
К нам в квартиру к пострадавшим ребятам полиция приехала только 55 минут спустя. С абсолютным пофигизмом. Полицейские не представились, не смогли адекватно переговорить с перепуганными ребятами. Напомню – это несовершеннолетние дети! Коммуникация – ноль!
За это время друга этих ребят увели в Имантский лес, где он был избит и получил пинки. Сегодня в Интернете доступно видео с избиением. Этого могло не произойти, если бы полиция прибыла вовремя и адекватно отреагировала.
Неужели это теперь в Латвии норма? Вернулись 1990-е? Как такое может быть, что у огромного спортивного центра, где полно детей, нет ни одного патруля? Как взрослые прохожие это допустили, ведь толпа не может увести жертву в лес и отпинать, не привлекая внимания. Почему ни один прохожий этого не заметил? Этот парень без обуви и с окровавленным лицом, плача, побежал домой.
Мой ребенок теперь боится выходить с друзьями на спортивную площадку. У меня тоже до сих пор шок от вчерашнего, когда в квартиру в поисках помощи ворвались чужие паникующие дети. Бездействие полиции, и на следующий день – распространенное в Интернете видео с избиением парня. Мерзкое ощущение!
Это и есть самое кошмарное. В двери ломятся дети, крича, что на них нападают с ножами. Смотреть в окно, как их товарища уводят в лес, чтобы отпинать, слушать их телефонный разговор с избитым и плачущим другом. А потом полиция приезжает через 50 минут... Я в шоке!»
Полиция: все под контролем!
– Все причастные к избиению подростков в рижском микрорайоне Иманта установлены, а большая часть уже допрошена, – заверил в интервью Латвийскому радио начальник управления Госполиции Рижского региона Юрис Сталгевицс.
Сталгевицс уверяет, что у жителей Иманты нет основания бояться и менять привычный ритм жизни:
– Ни 7, ни 8 мая подобные инциденты не повторялись, никаких массовых скоплений несовершеннолетних ни в рижском микрорайоне Иманта, ни в других микрорайонах больше не замечено.
– Был ли кто-то наказан, какие действия полиция предприняла в отношении нападавших?
– Заведено два уголовных процесса по факту хулиганства. Одно – по событиям 5 мая, второе – по факту происходившего в другие дни. Мы просмотрели записи с видеокамер и удалось выяснить, что участники этих инцидентов в основном несовершеннолетние. Мы также ищем свидетелей, которые могут дать более детальные показания, с чего все началось, как все происходило и чем закончилось.
Задействован запрет на приближение
При этом никто из задержанных и допрошенных несовершеннолетних не остался в изоляторе временного задержания, все они отпущены домой, подчеркивает Сталгевицс.
Появились ли эти дети наутро в школе или остались дома, представитель полиции сказать затрудняется. Но заверяет, что каждому из задержанных предписан запрет на определенные действия – в частности, они не должны приближаться к жертвам своих хулиганских действий. Иначе мера пресечения может быть изменена.
В полиции осознают, что на видео, которые попали в распоряжение стражей порядка, могут быть далеко не все участники противоправных действий против пострадавших подростков. Возможно, к инцидентам причастны не только сами школьники, но также совершеннолетние.
– Каковы причины таких молодежных разборок?
– Пока нет подтверждений тому, что конфликты происходили на национальной почве. Это выглядит как сведение счетов при личном конфликте.
Но не все так благополучно, как хотелось бы и жителям, и полиции. Уже в пятницу, 12 мая, очередной сигнал в полицию поступил из другого микрорайона столицы – Зиепниеккалнса, где очевидцы заметили у гаражей, неподалеку от Зиепниеккалнской гимназии на улице Озолциема группу подростков – около 20–25 человек. Школьники практически целым классом, бурно выражая эмоции, наблюдали за тем, как разворачивается конфликт между тремя подростками. При этом один был на голову ниже двоих своих обидчиков. Проходящим подростки поясняли, что они якобы... танцуют. А затем нехотя разошлись: прозвенел звонок на урок.
Единичные конфликты или тревожная тенденция?
Криминолог Андрей Вилкс отмечает тревожную тенденцию роста подростковой преступности и называет возможные причины.
– Подростковая преступность, по статистике за 2022 год, у нас резко возросла, хотя другие показатели преступности в течение последних лет, напротив, неуклонно снижаются. Это своеобразный феномен, который говорит о том, что именно на подростковую преступность сейчас не следует закрывать глаза, а наоборот, нужно обращать особое внимание. Так, были задержаны группы несовершеннолетних грабителей в центре Риги – в районе Центрального вокзала и на Эспланаде. Среди несовершеннолетних распространился новый вид преступлений – грабеж: подростки нападали на прохожих, отнимая мобильные телефоны. Действовали целые криминальные схемы, по которым все эти преступления проворачивались.
– В чем же причина эскалации таких преступлений в подростковой среде?
– Общая тревожная обстановка в социуме вызывает склонность к совершению преступлений насильственного характера, которая неизбежно налагает отпечаток и на подростков. Они как губки впитывают настроения в обществе и все негативные проявления. Увеличивается в Латвии и число неблагополучных семей, в которых родители – оба или кто-то один – вынуждены отправляться на заработки за границу. А воспитание детей в таком случае перекладывается на плечи бабушек. В результате, с ростом стоимости продуктов питания, повышения платы за коммунальные услуги, семейные ресурсы не увеличиваются, а сокращаются, и нужды подростка удовлетворять становится все труднее. В среде школьников растет недовольство, подростки либо «ныряют» в виртуальный мир – пропадают в компьютерах и телефонах – либо выходят на улицу и начинают жить по ее законам.
Подростки – лакмусовая бумажка всего общества
– В полиции говорят, что нападавшие были в возрасте до 14 лет. Значит ли это, что они останутся без наказания?
– У нас есть так называемые меры принудительного характера, которые применяются к детям до 14 лет, которых пока нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности. Так, на них можно наложить обязательство извиниться за свои действия, передать на поруки родителям или опекунам, их можно привлечь к выполнению общественных работ, применить меры службы пробации и другие. Эти меры воздействия у нас предусмотрены, их теоретически можно наложить как на самих несовершеннолетних, так и на их родителей, но контроль за выполнением таких мер – вопрос достаточно проблемный, поскольку на это не хватает ресурсов ни у Госполиции, ни у полиции самоуправления.
– Но ведь родителей за поведение их отпрысков можно оштрафовать.
– Да, на родителей можно наложить штраф за правонарушение несовершеннолетних подростков, но я считаю, что эта мера недостаточно эффективна, над ней следует еще поработать. Иначе выходит, что деньги снимают с родителей, а подростки видят свою безнаказанность. Здесь следовало бы подумать, какие меры, кроме штрафов, могли бы заставить подростков изменить свое поведение. Этот вопрос уже включен в повестку дня парламентской комиссии по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции.
– Не считаете ли вы проблему более глубокой? К примеру, за несовершеннолетними подростками могут стоять взрослые люди, которые намеренно используют их в своих преступных целях, осознавая беспомощность закона в вопросах наказания малолетних до 14 лет...
– Во все времена малолетних использовали в своих целях взрослые преступники. Это касается и карманных краж, и мошенничества, и других преступлений. Малолетних частенько привлекали к преступной деятельности рецидивисты со стажем или бывшие «сидельцы», которые фактически негласно руководили этими преступными группами. Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть то, что и сейчас этими подростковыми бандами могут руководить взрослые. Неформальные лидеры могут незримо управлять процессом через некие каналы, например, сетевые, тот же Телеграм или какой-то другой. И насчитывают такие группы даже не десятки, а сотни участников. Они могут организовывать какие-то флешмобы или очень массовые мероприятия, и очень оперативно. В Риге мы с таким явлением пока не сталкивались, но само оно уже известно. Отмечу, что здесь кроется некоторая опасность с точки зрения непредсказуемости последствий: когда собирается вместе большое число людей, начинает действовать так называемый «эффект стаи». Довольно большая группа несовершеннолетних может действовать совершенно иначе, чем поступил бы каждый ее член в отдельности. То есть массовые действия этих групп более опасны, чем индивиды, они могут быть очень жестокими. Мы как раз наблюдаем это явление на примере подростковых групп в Иманте, действующих совершенно вразрез с законом. Следует изучить происходящее и сделать должные выводы, чтобы вовремя предотвратить возможные серьезные последствия.
Житель Иманты: районом на район ходили всегда!
Житель Иманты Юрис, отец семейства, признался, что весьма обеспокоен ситуацией в микрорайоне:
– Не очень комфортно жить в городе, отпускать детей на тренировки в спортивные секции, да и просто на школьные занятия, когда тебе никто не может гарантировать, что твой ребенок вернется домой целым и невредимым и на него не нападут какие-то отвязные малолетки, которым за это в общем-то ничего не грозит. Признаюсь, мы перестали себя чувствовать в безопасности. И пока не знаем, как поступить, что предпринять, чтобы обрести былой покой и не волноваться за своих дочь и сына, когда мы на работе. Сейчас я не могу быть уверенным, что моя дочь вернется из музыкальной школы невредимой.
– На полицию не полагаетесь?
– Если по вызову на стычки подростков экипаж полиции приезжает через 40–50 минут, считаете это нормальным? За это время можно не только избить, но и убить человека и даже спрятать труп.
– Вы давно живете в Иманте?
– Да я здесь родился, практически с самого детства живу. И, если честно, всегда были такие истории, когда ходили «районом на район». Это были такие пацанские разборки, когда кто-то из Иманты-3 обижал кого-то из Иманты-2, и мы бросали клич среди своих дворовых пацанов и шли разбираться. Но все микрорайоны Иманты были очень разрозненны, и если были очень серьезные разборки с каким-то другим районом Риги, то приходилось применять довольно много усилий, чтобы собрать и сплотить всех имантских. К чему я это все рассказываю? К тому, что тогда была хоть какая-то веская причина устраивать разборки, и не было такого, чтобы несколько человек били кого-то одного, да еще и девчонки бы подпинывали. Это уже «вишенка на торте» современной действительности.
– Да, очень неприятная тенденция. Особенно напрягает то, что полиция активно рапортует о наведении порядка, сборе свидетельских показаний и допросах, а мы видим в Интернете нечто совсем другое. Полицейские патрульные машины устраивают показательные рейды, ездят по зеленой зоне, ловят подростков, причем все это действо сами подростки снимают на мобильные телефоны и выкладывают в Сеть. А что касается задержаний, то, судя по сообщениям и комментариям в социальных сетях, полицейские активно вычисляют и задерживают подростков, которые решили положить конец беспределу, и заявили, что сами начнут расследование и будут ловить хулиганов. Получается, что стражи порядка ловят тех, кто не скрывается, а настоящих зачинщиков драк и избиений никто так и не поймал.
Родителей следует строже наказывать
– Я не согласен, что возраст малолетних правонарушителей – препятствие к наказанию, – говорит Юрис. – Всегда можно наказать их родителей, и если это повторится не раз и не два, родители начнут задумываться, не пора ли заняться воспитанием своих отпрысков? А против родителей малолетних правонарушителей массу санкций можно применить – от штрафа до лишения родительских прав. Самих подростков можно изъять из семьи, где с их воспитанием не справляются, и отправить в детский дом. И тогда, я уверен, у них и их сверстников сразу поубавится спеси и желания самоутвердиться за счет унижения других.
«Они могут нападать только стаей!»
Храбрая женщина защитила человека от банды молодых людей, орудующей в районе Рижского автовокзала.
Тем временем число громких случаев, связанных с действиями молодежных банд, продолжает увеличиваться. Ирена Федотова поделилась в социальных сетях историей очень неприятного происшествия на Рижском автовокзале. Смелой женщине пришлось самостоятельно спасать мужчину, подвергшегося нападению банды подростков.
«Сегодня (12 мая. – Прим. ред.) рано утром, то есть около 6.00, я столкнулась с очень неприятной, можно даже сказать, страшной ситуацией на Рижском международном автовокзале.
Когда я вышла из автобуса, передо мной шел мужчина, на вид лет 35–40, я не специалист, но по поведению можно было сделать вывод, что у него психологические проблемы, хотя в данной ситуации это не важно совсем...
У входа на автовокзал этого мужчину уже встречала группа молодых людей в спортивных костюмах, масках и резиновых перчатках. Через секунду я замечаю, что эти «храбрые» молодые люди начинают гоняться за мужчиной, пытаясь окружить его. Жертве удалось спрятаться от нападавших в туалете.
Однако когда мужчина вышел, поджидавшие его ребята снова начали погоню. Я начала злиться, вокруг были другие посетители автовокзала, но они просто смотрели на все.
Мужчина снова побежал в туалет, и я начала понимать, что тут что-то определенно не так.
Я видела, что ребята стоят за углом и ждут, решила к ним подойти. На вопрос: «А не офигели ли вы?» – я получила беспардонный ответ от молодежи, что они, мол, вообще не понимают, о чем я говорю, ничего плохого не делают и что я морочу им голову.
Честно говоря, меня это шокировало и возмутило. Далее эти ребята стали грозить, что сейчас вызовут некоего Зигиса (и даже будто бы ему позвонили) и у меня будут страшные неприятности. На это я ответила, что очень хорошо, вот и поговорим по-дружески вместе с Государственной полицией и самим Зигисом.
Молодые люди были возмущены, они понимали, что запугать меня не удалось и насчет полиции я совсем не шучу. Поэтому они попытались спрятаться. На вопрос, почему они убегают, если вот-вот явится всемогущий «Зигис», молодые люди ответили, что это не они убегают, а я. Я даже посмеялась немного в этот момент.
Могу сказать, что Государственная полиция приехала на вызов в течение трех минут. В этот момент молодые люди наблюдали за происходящим издалека, находясь в районе рынка. Увидев полицию, они дружно убежали. Пока я объясняла ситуацию сотрудникам полиции, пострадавшему мужчине помогал другой прохожий. Оказывается, он слышал разговор молодых людей. Так вот, они обсуждали между собой свои достижения этим утром – кто сколько телефонов отжал у прохожих.
Я до сих пор не понимаю, почему Рижский международный автовокзал не имеет дежурной охраны (ведь автовокзал был первым местом, куда побежала жертва).
Зачем я вообще это пишу?
- Я очень надеюсь, что эти беспардонные юноши будут пойманы и наказаны за все, что они сделали.
- Мы все должны сохранять в себе человечность. Если мы видим кого-то, кто не может себя защитить, помогите ему, мы же люди, мы должны протянуть руку помощи.
А нападавшие молодые люди – слабаки. Они могут действовать только стаей и при столкновении с человеком, который сильнее их даже не физически, а только эмоционально, моментально теряют всякое мужество и героизм. - События последних недель показывают, что эту вседозволенность среди молодежи надо подавлять совместными усилиями общества.
Я надеюсь, что виновные увидят мое обращение и у них появится хоть какое-то чувство страха, даже если их не поймали».
Позже вечером смелая женщина дополнила свое сообщение: «Будьте осторожны, потому что вечером в районе автовокзала я снова увидела «героя» в красной куртке». Из этого можно сделать вывод, что подозреваемые в нападении юноши не только не были задержаны, но и продолжали свой преступный промысел.
Виктория СОКОЛОВА