Пассажиры общественного транспорта выражают недовольство участившимися опозданиями общественного транспорта, а порой и отменой рейсов, о чем ни на сайте столичного муниципального транспортного предприятия, ни на остановках нет никакой информации. «МК-Латвия» опросила пассажиров и самих транспортников.
Слово пассажирам
Пассажиры рижского общественного транспорта не скрывают, что у них есть претензии.
Наталья: «Транспорт не так часто задерживается, но беспокоят другие проблемы. Так, в троллейбусе № 15 катается много пассажиров без определенного места жительства. Приходится дышать характерным запахом, замечать брошенные бутылки из-под алкоголя, проверять, не мокрое ли сиденье. Считаю, что это ненормально и с этим нужно что-то делать».
Алина: «Регулярно езжу из микрорайона Золитуде до центра, автобус 53-го маршрута может опоздать на 10, 15, 20 минут, а может и вовсе не прийти. Сталкивалась с этим неоднократно. Например, 31 августа, автобус № 53, который должен был отправляться от Эспланады в 12.53, вовсе не пришел. Чтобы не опоздать на работу, мне пришлось брать машину в аренду.
Обидно, что ни на сайте Rīgas satiksme, ни на остановке общественного транспорта не было никакой информации. По телефону диспетчер сказал, что автобус задерживается где-то в пробках. Но я прождала его без малого час! Это ужасные временные потери».
Олег: «Я стараюсь ездить на велосипеде или ходить пешком. Надоело стоять в пробках. Причем городские власти все время призывают водителей пересесть на общественный транспорт, но при нынешней организации движения это смерти подобно. Ты никогда не знаешь, доедешь ли вовремя, транспорт постоянно отклоняется от графика, а порой и вовсе может не прийти. Но моя мама и отец вынуждены ездить на общественном транспорте, бывает, опаздывают на прием к врачу».
Елена: «Сейчас, когда начались школьные занятия, транспорт должен ходить чаще. Но в конце августа нам пришлось пропустить два переполненных троллейбуса, потому что в них невозможно было сесть. Я понимаю водителей, которые, несмотря на призывы городских властей, предпочитают ездить и возить своих детей на машине».
Имеете право на компенсацию!
Виктор Закис, представитель Дирекции автотранспорта, рассказал, что пассажиры имеют право требовать у перевозчиков компенсацию за опоздание общественного транспорта. Но это касается в основном междугородних и международных рейсов.
– Если пассажир опоздал на самолет, потому что его автобус, например Мадона – Рига, пришел в столицу с опозданием, можно требовать компенсацию причиненного ущерба. Фактически перевозчику придется выплатить пассажиру стоимость билета на самолет. Такой порядок действует лишь в случаях, когда пассажир заранее покупает билеты на общественный транспорт.
– Куда направлять жалобу? В Дирекцию автотранспорта?
– Продавая билет пассажиру, коммерсант берет на себя обязательства доставить пассажира в выбранный им пункт назначения и в срок. Если произошел какой-то инцидент с несвоевременным выездом или доставкой, пассажиры могут прежде всего жаловаться перевозчику.
– Если же перевозчик отказывается компенсировать убытки и виновным себя не признает?
– Если договориться не получается, можно обратиться с жалобой в Дирекцию автотранспорта. Если и это не поможет, вопрос придется решать через суд.
– Должен ли перевозчик заранее информировать пассажиров о том, что на протяжении маршрута возможны задержки в связи с регулярными пробками или ремонтом дороги?
– Экстремальные ситуации предсказать невозможно. Возьмем автобус, следующий по маршруту Рига – Лиепая вдоль реки Вента. В весеннее половодье река вышла из берегов и затопила дорогу. Размыты все пути у Скрунды. Как водитель автобуса может предотвратить задержку в таком случае?
Бывают и другие непредвиденные случаи. Так, в начале этого года две фуры столкнулись на Таллинском шоссе у Валмиеры. Дорога была полностью перекрыта на целый день.
Чтобы выяснить, кто виноват и в чем причина задержки, суд должен взвесить все обстоятельства, выслушать свидетелей. И лишь после этого принять решение.
– А может ли получить компенсацию пассажир Rīgas satiksme?
– С городским транспортом все иначе. Например, в Риге мы не покупаем билеты на конкретный маршрут и конкретное время, поэтому и компенсацию получить нельзя.
Rīgas satiksme: стоим в пробках
Байба Барташевича, представитель предприятия Rīgas satiksme, так поясняет ситуации с задержкой рейсов:
– С началом нового учебного года участились заторы на дорогах. Наши автоводители вынужденно стоят в пробках, время прибытия и отправления часто происходит с задержкой. Мы просим пассажиров простить нас за доставленные неудобства, это происходит чаще всего по независящим от нас причинам.
Если общественный транспорт не приходит или сильно задерживается, можно позвонить по информационному телефону Rīgas satiksme 20361862 и выяснить, что произошло.
Хотелось бы призвать пассажиров активнее информировать о задержках рейсов, чтобы мы могли с этим разобраться. С нами можно связаться не только по телефону, но и через социальные сети Twitter или Facebook.
– Когда на остановках общественного транспорта появится больше электронных табло, чтобы пассажиры могли точно знать, когда придет их автобус или троллейбус?
– Мы уже начали проект оснащения остановок общественного транспорта такими электронными табло. Планируем завершить этот проект в ближайшие месяцы и оснастить большее число остановок.
Рейсы задерживаются из-за новых правил?
Валдис, водитель Rīgas satiksme, на условиях анонимности рассказал о причинах задержки рейсов и отставания от расписания:
– Начнем с того, что руководство Rīgas satiksme недавно ввело правило, согласно которому в автобусы и троллейбусы 30 маршрутов пассажиры могут заходить только через передние двери. Одно это способно задержать автобус на 10 минут за рейс, ведь на каждой остановке – в зависимости от числа пассажиров – приходится задерживаться дольше.
Те, кто дружит с арифметикой, легко могут подсчитать, на сколько может опоздать автобус или троллейбус, если пассажиров окажется много и все они будут толпиться в передних дверях. Пропускная способность-то падает. Выходит, мы искусственно задерживаем движение этим непродуманным требованием. Это неуважение к пассажирам.
– Какие еще есть причины задержки рейсов?
– В районе рижского Центрального рынка видели что творится? Движение по отдельным участкам уже несколько месяцев местами превращено в реверсивное. На днях случилась авария, встал троллейбус. Но из-за перекрытой наполовину узкой дороги даже аварийка толком подъехать не могла. По этой причине весь транспорт на этом участке встал на целый час. Понятно, что в таких ситуациях уже не идет речь о прибытии троллейбуса или автобуса в назначенное время.
Так же было и в один из дней, когда автобусы с конечной остановки на улице Абренес не смогли своевременно выехать в рейс из-за аварийной ситуации и перекрытой дороги. То есть любая авария, даже мелкая, при таком тотальном строительстве по всему центру столицы способна парализовать движение.
«На зарплату грех жаловаться...»
«На зарплату водителям общественного транспорта сейчас грех жаловаться, ее повысили, теперь жить можно, – говорит водитель троллейбуса Андрис. – Поэтому нехватки водителей в Rīgas satiksme не наблюдается. Но, согласитесь, даже очень профессиональный водитель не может по воздуху летать, если улицы перекрыты и транспорт встал в плотную пробку из-за перекрытых улиц. Я опаздываю, опаздывают и те, кто выехал за мной. До Центрального рынка ты едешь плюс-минус нормально, а проезд через Центральный рынок – это опоздание как минимум на 15 минут. Выходит, что с конечного пункта на Югле я еду по расписанию, а от вокзала отправляюсь уже на 15 минут позже, то есть опаздываю. Ради интереса можете понаблюдать, как разъезжается сейчас общественный транспорт на перекрестке улиц Гоголя и Тургенева в Риге – там, где расположена православная церковь Благовещения и центральный участок полиции. Там можно кино снимать. И это будет невеселое кино, уверяю...»
«Столбики стоят, но ремонтные работы не ведутся!»
Водитель 1-го троллейбусного парка, назовем его Андрис, соглашается, что строительные работы сразу во всем центре Риги губительны для городского движения:
– На днях мой коллега, водитель троллейбуса, опоздал со своим рейсом в Ильгюциемс на час и пятнадцать минут. Какая пунктуальность может быть в условиях, когда перекрыты сразу все магистральные улицы? Обиднее всего, что в некоторых местах я вижу, что ограждения и столбики стоят, движение ограничено, но никаких строительных работ не ведется неделями, а где-то даже месяцами. Например, столбик у театра «Дайлес» стоял месяца три или четыре, если не ошибаюсь, но я ни разу, проезжая мимо на троллейбусе, не видел, чтобы кто-то что-то ремонтировал. В чем причина таких ограничений? Непонятно.
– Вы как-то пытались бороться с помехами, информировали руководство?
– Каждый раз, когда видим такие неполадки на дороге, и предполагается опоздание минут на десять, мы обязаны сообщать диспетчеру. Но толку нет. Вот сейчас стали ремонтировать дорогу по маршруту трамвая № 7. Считаю, взялись за одно – закончите, потом беритесь за другой участок. У нас же перекрывают все сразу, а затем все это стоит месяцами. Ну, если так хочется ремонтировать все сразу, значит, наверное, нужно больше рабочих нанимать, а не испытывать терпение пассажиров и водителей.
– В итоге пассажиры предъявляют претензии самим водителям за регулярные опоздания?
– Ко мне не подходили жаловаться, а вот коллеги регулярно выслушивают в свой адрес разные речи. В основном это недовольство опозданиями троллейбусов.
«Обед съедаем за 5–10 минут на конечной остановке...»
– Некоторые пассажиры грешат на водителей, мол, те слишком долго перекусывают на конечных пунктах и с опозданием выезжают на маршрут.
– Категорически не согласен. Во-первых, я даже не представляю, в какое кафе водитель транспорта может «по дороге забежать» во время смены и выполнения маршрута, это фактически нереально. Пассажиры будут сидеть в автобусе, а ты побежишь перекусывать? Весьма сомнительно и маловероятно. Многие просто берут с собой обед и съедают его за 5–10 минут на конечной.
– Говорят еще, что водители из-за напряженного графика выпивают и потом неаккуратно управляют общественным транспортом.
– Это исключено. Каждый водитель проходит алкотест перед сменой и по окончании работы. Кроме того, кабины общественного транспорта оборудованы алкотестерами. То есть в случае наличия алкоголя при выдохе водителя информация сразу передается диспетчеру, все блокируется и никто никуда не едет. Видимо, не все пассажиры знакомы со спецификой нашей работы, а потому и распространяют такие ничем не подтвержденные слухи.
Виктория СОКОЛОВА