В сентябре 2023 года практически всех жителей Латвии, владеющих оружием, ждали серьезные изменения. Владельцы огнестрельного оружия выполнили новые правила, а вот собственники газовых пистолетов и револьверов тянут кота за хвост. Кому придется сдать оружие в полицию? Кто вообще не сможет владеть «стволом» на территории Латвии? Как легально купить газовый пистолет без множества проверок?
Негражданам – ни на охоту, ни в биатлон!
О нюансах приобретения, оформления и переоформления оружия в нынешних реалиях рассказывает Андрис Малкерс, заместитель начальника Бюро лицензирования и разрешений Государственной полиции.
– Для начала скажу, Сейм Латвии постановил, что с 1 сентября 2023 года неграждане Латвии, а также граждане Российской Федерации (РФ), граждане Республики Беларусь (РБ) и некоторых других третьих стран больше не имеют права на огнестрельное оружие, то есть не могут получить разрешение, использовать на охоте или в спорте.
– Много ли людей попало под введенные ограничения?
– В категории, которую затронуло это ограничение, было 1014 неграждан, 189 граждан РФ и 6 граждан РБ. Так как они не могли сдать оружие за один день, было принято решение о переходном периоде, который закончился 1 сентября.
– Что могли сделать эти люди за 11 месяцев? Как им пришлось решать проблему?
– У них были следующие возможности: переписать это оружие на другого собственника через полицию, сдать в магазин на реализацию и даже просто сдать в полицию на уничтожение.
– Как проходила сдача оружия?
– Первые несколько месяцев после введения ограничений со стороны этих людей активности не было, появилась она лишь летом, особенно в августе. Это можно объяснить тем, что в августе у нас начинается сезон охоты на водоплавающих птиц. Возможно, они хотели принять в ней участие. И лишь в самом конце сезона у нас появился поток заявлений, то есть люди концептуально решили, что им с этим огнестрельным оружием делать дальше.
– Что произошло с теми, кто не успел сделать все вовремя?
– Всего такое ограничение коснулось более чем 1200 человек, и к 11 сентября его условия не выполнили всего лишь три человека.
Неудивительно – ведь процедура получения оружия не столь уж и проста, к ней подходят очень ответственно. Происходит ежедневный мониторинг репутации собственников оружия, чтобы они соответствовали требованиям закона. Так что результат вполне ожидаемый, к тому же еще два человека нашлись буквально через день и также сдали оружие. На настоящий момент (21 сентября. – Прим. авт.) у нас остался всего один такой человек, и мы с ним «работаем».
Спорт или самооборона?
– К 14 сентября 2023 года собственники оружия должны были переоформить разрешения. Как прошел этот процесс?
– Да, это связано с внедрением в Латвии европейской директивы, вступившей в силу в 2018 году. Она коснулась классических собственников оружия: это охотники, спортсмены и люди, имеющие оружие для самообороны. Кстати, около 800 человек среди тех, кто использует оружие для самообороны, это бывшие сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, те, кому было подарено наградное оружие.
У всех этих людей было было пять лет на то, чтобы обратиться в полицию и переоформить разрешение на оружие. В правилах для переходного периода Закона об оружии было сказано, что все разрешения, которые были выданы до вступления этого закона в силу, должны быть переоформлены.
– Откуда взялось такое требование?
– Поменялась техническая классификация оружия. Представьте, что завтра в ЕС поменяется классификация водительских прав и, гипотетически, ваша категория B – право на вождение легкового автомобиля, должна будет замениться категорией F. В таком случае ваши старые права сразу станут непонятными и недействительными, то есть вам придется поменять их на новые, с уточненной категорией. Точно так же и с оружием. Например, у нас в стране имеется 28 000 гладкоствольных длинноствольных ружей. До внедрения директивы ЕС в наше законодательство такие ружья относились к категории D, а теперь у нас нет категории D, а есть категория C7, и это надо уточнить в 28 тысячах записей, во всех разрешениях, выданных людям. Эту категорию проверяют, когда собственники оружия покупают патроны, когда они едут на охоту в Европу или за ее пределы, поэтому нужно внести уточнения.
– Я слышала, что разрешения на оружие для охоты или спорта и для самообороны несколько отличаются. В чем тут дело?
– Разрешение на оружие для охоты и спорта остается бессрочным, а для самообороны – на срок пять лет. Когда-то эти разрешения также были бессрочными, потом их выдавали на 10 лет, а теперь на 5, и их каждый раз надо будет продлевать. Одна из причин состоит в том, что оружие для самообороны разрешено не во всех странах ЕС, и, в частности, пистолеты могут быть только в полиции и армии, а у людей оружие может быть только для спорта и охоты. С другой стороны, может оказаться так, что через пять лет у человека отпадет необходимость в оружии для самообороны, он перестанет чувствовать какую-либо угрозу для себя, например, прекратит опасную профессиональную деятельность и переоценит ситуацию.
– Но чем это отличается от разрешений на охоту или спорт?
– Охота – совсем другое дело, она связана с хозяйственной деятельностью, охотники помогают фермерским хозяйствам, чтобы дикие звери не освоили все плоды их трудов, и делают многое другое. Спортсменов и спортивного оружия у нас не так много, эти люди относятся к спортивным федерациям, те же биатлон, стендовая стрельба, стрельба по тарелочкам – все это спорт. Коллекционеров у нас совсем мало, семь или восемь человек, в Латвии коллекционирование оружия не распространено.
А если не успел?
– Все ли успели переоформить разрешения в срок?
– Всего у нас 31 690 собственников оружия. Многие люди все-таки оставляли переоформление на последний момент, точнее на два-три последних месяца, из-за этого стало очень сложно дозвониться до своего инспектора, потому что остальные собственники оружия также старались дозвониться до этого инспектора, и телефон все время оказывался занят. Каналы общения были перегружены, центр звонков был перегружен, а люди стали массово подавать заявления, причем подать их они могли и 14 сентября в 23.59. Человек, который подал заявление, хочет очень быстро получить результат, а чем ближе дело было к сроку, тем больше была нагрузка и тем дольше мы обрабатывали заявления.
– Но если люди подавали заявления в последний момент, и его не успевали переоформить, какой оказывалась ситуация 15 сентября?
– 15-го числа старое разрешение уже считалось не имеющим силы, и с этого дня у людей могли возникнуть проблемы: нельзя идти на охоту, покупать патроны и т. д., потому что для этих действий должен быть годный документ с правильной технической классификацией. Из 31 690 человек у нас на начало недели, на понедельник 18 сентября, оставалось еще две тысячи человек, которые не успели подать, прийти и оформить документы. Все это время с оставшимися людьми активно работала разрешительная служба, пытаясь их мотивировать, прийти и оформить разрешение. С 22 сентября с оставшимися лицами, с теми, кто не следил и не реагировал на информацию по каким-либо причинам, работает полиция, то есть они будут искать и изымать оружие, накладывать административные штрафы в размере от 100 до 700 евро. Каждый случай рассматривается индивидуально: болезнь, больница, операция и т. д.
– Мог ли человек, у которого есть оружие, банально не знать об этих изменениях в законе?
– Во-первых, если человек становится собственником оружия, это эксклюзивное право, которое у нас не записано в Конституции, в отличие от Америки, где указано, что такое право есть у каждого, то есть это право конституционное. Он сам должен следить за изменениями в законе. Правила постоянно меняются, так же как, например, вносятся изменения в правила дорожного движения, появляются новые дорожные знаки, меняются требования, а водитель не может оправдаться тем, что он их не знал. К тому же мы не сидели сложа руки, мы постоянно публиковали информацию, везде, где только могли. Инспекторы звонили, искали этих людей, разговаривали с ними. Также мы информировали через охранные ассоциации, так как их сотрудники работают с оружием, мобильные группы, выезжающие на вызов, также с огнестрельным оружием. Мы размещали объявления в оружейных магазинах, информируя покупателей, также делали это через охотничьи коллективы и ассоциации, средства массовой информации, выпускали пресс-релизы. И если человек приходил покупать или продавать, что-то дополнять, а это всегда происходит, он получал эту информацию.
Руководители охотничьих коллективов активно просили своих коллег оформить документы, ведь те, кто это не сделал, не смогли попасть на охоту, уже начиная с 15 сентября, а после 22 сентября принимаются меры, о которых я уже говорил выше. Изъятое оружие будет храниться у нас до оформления нового разрешения, но этот процесс будет уже не настолько прост, разрешение будет оформляться с самого начала, и в этом процессе есть масса различных моментов: гражданство, медицинское заключение, проверка репутации, места жительства, места хранения, и все это будет намного дольше.
– Много ли осталось людей, которые до сих пор не получили новое разрешение на оружие?
– Мы пока не знаем, сколько таких людей оставалось на 22 сентября, могу сказать, что только на неделе с 11 по 18 сентября 2000 человек поменяли разрешения, предполагаю, что речь идет о нескольких сотнях владельцев оружия, но никак не тысячах.
– Сколько огнестрельного оружия может быть у одного владельца?
– В Латвии одному человеку разрешено иметь 10 единиц такого оружия. До того как в силу вступила Оружейная директива 2018 года, можно было иметь больше оружия под видом коллекции, для хранения которой требовалась специальная оружейная комната, охранная и пожарная сигнализации. Но по новым правилам 40 разных винтовок – это никакая ни коллекция, а склад с боевым оружием. Коллекцией признается то, что имеет культурное, историческое или научное значение. Примером может быть оружие, которое принадлежало исторической персоне, первый пистолет из какой-то серии, первый прототип и т. д. Оценка производится вместе с Министерством культуры. До этого закона у нас было восемь коллекционеров, осталось – 0, так как ничего подобного у них не было. До оценки дело не дошло, так как владельцы сами признали, что такой ценности их собрания не имеют.
А у нас – газ!
– Когда-то для покупки газового оружия разрешения не требовалось, изменилось ли что-то в этой истории?
– Изначально, до вступления в Евросоюз, у нас требовалось получение разрешения на газовое оружие, потом это правило пересмотрели, и оно оказалось в свободном доступе. Не было даже никакого факта регистрации. В 2004 году, когда мы вступили в Евросоюз, газовое оружие также попало под действие требований ЕС, Оружейной директивы ЕС и множества европейских документов, касающихся оборота оружия, регламентации его импорта-экспорта, различных технических спецификаций, обмена информацией. Это достаточно обширное регулирование. В 2008 году газовое оружие стало обязательным к регистрации. Это связано с тем, что газовое оружие производилось разными производителями, в разных странах, и в Европе было очень много турецкого газового оружия, которое очень легко переделывалось в огнестрельное: три-четыре выстрела боевыми патронами из такого оружия сделать было вполне можно. А чтобы совершить убийство, часто достаточно и одного выстрела.
Законом об обороте оружия и специальных средств было сказано, что всем собственникам газового оружия нужно зарегистрировать его до 31 декабря 2015 года. То есть до 1 января 2016 года люди должны были справиться с первой задачей – зарегистрировать газовое оружие. Кто-то это сделал, а кто-то – нет.
– А вы знаете о тех, кто этого не сделал?
– Нет, так же, как не знаем ничего и о нелегальном оружии. Естественно, мы не можем оперировать какими-либо цифрами, но то газовое оружие, которое не было зарегистрировано на 1 января 2016 года, перешло в категорию нелегального. После либерального подхода достаточно тяжело поставить все в определенные правовые рамки, это сложный и долгий процесс. При этом оружие никуда не исчезает, при правильном хорошем уходе оно будет работать и через сто, и через сто пятьдесят лет, срока годности у него нет. Так что, тот, кто его зарегистрировал, тот зарегистрировал.
– Известно, что в дальнейшем эта практика была изменена. Расскажите, в чем суть изменений?
– Евросоюз, оценивая практику оборота газового оружия, и то, сколько его переделывают в боевое, (кстати, это делали и в Латвии), в 2018 году принял еще одно концептуальное решение и разделил все газовое оружие на две части: которое можно – группа B – и которое нельзя переделать – категория Е. Чтобы обеспечить это разделение, 17 января 2020 года появилась техническая спецификация для производителей, которая обеспечила, что новое газовое оружие уже нельзя переделать. Такое оружие начали производить после 17 января 2020 года. У нового оружия модельный ряд не поменялся, то есть визуально оно выглядит также, но внутри совсем другое, однако технически переделать его под боевой патрон нельзя. При такой попытке оно просто развалится в руках, испортится раз и навсегда.
Старое же газовое оружие приравняли к боевому со всеми отсюда вытекающими. Хотите им владеть? К вам будут предъявлены все те же требования, что и к владельцу огнестрельного оружия для самообороны. То есть надо сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию, купить сейф, пройти курсы первой медицинской помощи, подать заявление, потом человека проверяют в учреждениях государственной безопасности, в криминальной полиции, потом проверяют его репутацию.
– Сколько это стоит?
– Сам экзамен стоит 65 евро. А если не сдать с первого раза, то можно заплатить 65 евро и за вторую попытку. Разрешение на ношение оружия – 45 евро. Добавьте сюда сейф, медицинскую комиссию и все остальное, то получится, что такое разрешение обходится примерно в 500–600 евро. И еще не факт, чем вся эта процедура закончится. Возьмите тот же ценз гражданства, который мы упомянули в начале нашего разговора. Газовый пистолет приравняли к огнестрельному оружию, поэтому решение будет таким же.
– То есть несмотря на довольно большую стоимость, люди захотели сохранить старое газовое оружие?
– Определенное количество людей захотело этого, но это не большинство. На сегодняшний день переоформление прошли 418 человек, которые теперь имеют право на газовый пистолет категории B, приравненный к огнестрельному оружию. Некоторые сдали такие пистолеты в оружейный магазин, но планируют через некоторое время пройти эту процедуру и затем выкупить его обратно. Ну а кто-то просто сдал на реализацию или на уничтожение, за последние четыре месяца на уничтожение было сдано 3000 единиц газового оружия.
– Сколько всего у нас было зарегистрированного газового оружия?
– В 2019 году, когда это все только начиналось, у нас было 21 869 человек с таким оружием. Надо сказать, что так как люди привыкли к очень либеральному отношению к газовому оружию, то нередки были ситуации, когда человек терял оружие и никуда не сообщал об этом. Когда же наступило 14 сентября, он приходит и заявляет: «А я потерял». Но это влечет административную ответственность, ведь сообщать надо было сразу. Хоть непеределанный газовый пистолет является не летальным оружием, все равно это оружие. Административный штраф в данном случае составляет 50 до 500 евро.
«Не могу найти, потерял, утопил...»
– Все ли владельцы старых газовых пистолетов отказались или получили на них разрешение?
– К 14 сентября решить проблему старого газового пистолета успело лишь 40% владельцев, а 60% осталось. Теперь они ждут, что будет дальше. Кто-то много лет находится за границей. Кто-то пишет, что купил пистолет много лет назад, положил в диван, а теперь не может найти. Возникает вопрос, зачем он вообще был нужен, если вы положили его в диван или куда-то еще и забыли о нем, а теперь у вас проблема его найти. Другой пишет, что потерял сразу 12 единиц газового оружия, третий утопил во время рыбалки. Есть и обратная сторона вопроса, бывают случаи, когда люди находят газовое оружие в лесу или даже на улице в городе и приносят в полицию. Но это значит, что кто-то другой выкинул незарегистрированное газовое оружие на эту улицу.
– Как вы предполагаете решить эту проблему?
– Наша главная цель – привести эту сферу в порядок в соответствии с европейским регулированием. В конце концов мы это сделаем, если оружие зарегистрировано, мы его отслеживаем, мы знаем последнего собственника, мы знаем это газовое оружие. Каждый случай будет рассмотрен. До 14 сентября люди сдавали оружие сами, а теперь мы будем проводить работу, и если человек не оформил на него никакое разрешение и не обратился к нам, его ждет изъятие и конфискация со всеми вытекающими. Это оружие будет передано на уничтожение.
– Как можно купить газовое оружие нового образца?
– Газовое оружие категории Е переделать невозможно, технически оно другое. У нас такое оружие уже купили 2224 человека. Его покупка точно так же либеральна, как это было раньше. Показывается документ, проверяется возраст – 18 лет, гражданство в данном случае неважно, его можно приобрести, и у него легкие условия хранения.
– Что происходит с оружием после смерти владельца?
– Оружие изымается и хранится в полиции. Но есть право собственности и наследники, которые после вступления в наследство могут передать оружие на реализацию и потом получить деньги. Если же они хотят оставить оружие себе, то должны пройти все процедуры и получить разрешение на оружие. При этом придется заплатить госпошлину.
– А что можно сегодня приобрести без регистрации и разрешения?
– Без регистрации остались газовые баллончики с 16 лет, электрошокеры и пневматическое оружие, так называемые «воздушки» (с 18 лет), стреляющие силой сжатого воздуха до 12 джоулей. Последние не регулируются Оружейной директивой ЕС, и тут применяется национальное законодательство.
Елена ПЕВЦОВА