В мае этого года безработица в Латвии сократилась до 5,2%, в стране зарегистрировано чуть менее 46 000 безработных. Но несмотря на улучшение официальной статистики, многие латвийцы годами не могут найти работу, а безработица в Латгалии в два раза выше, чем в среднем по стране.
Почему же в Латвии есть депрессивные регионы и целые категории жителей, которым с работой не везет? Причины две: возраст соискателей работы и их соответствие требованиям рынка труда.
«Швейную машинку видела только издалека!»
Например, даугавпилчанка Зинаида рассказала «МК-Латвии», что более двадцати лет отработала на Латвийской железной дороге. Первые две волны сокращений ее не коснулись, но после сокращения товарооборота в 2022 году Зинаиду все-таки уволили.
Как признает женщина, первые восемь месяцев, пока государство платило пособие по безработице, можно было вполне сносно жить. Но после того, как выплаты пособия закончились, пришлось что-то подыскивать.
– Не могу ничего плохого сказать о Бирже труда, инспектор не раз предлагала варианты трудоустройства, но мне они не подходили.
Например, были предложения устроиться швеей.
Но какая из меня швея, если я швейную машинку-то только издалека видела? Фирмам нужны были уже готовые работники, с опытом, – вздыхает Зинаида. – На некоторых предприятиях попросту говорили, мол, возраст у вас уже не тот.
Был вариант устроиться официанткой в кафе, Зинаида поспешно отправилась на собеседование:
– Но начальник сразу стал говорить на латышском. Ответила, как могла, ведь у меня всего третья категория государственного языка. Работодатель мне сразу сказал, что ему нужны работники, которые отменно знают латышский язык.
В общем, Зинаида простояла на учете Государственного агентства занятости целых полтора года. По рекомендации своего инспектора посетила курсы, того же латышского, потом компьютерной грамотности.
Спрашиваю женщину:
– Это помогло найти работу?
– Нет, помогла мне знакомая, которая подсказала, что есть вакансия уборщицы в одном из городских учреждений. Теперь работаю за минимальную зарплату и рада, что получаю хоть что-то, – говорит Зинаида.
Многие вакансии в Даугавпилсе, опубликованные на сайте Агентства занятости, предполагают именно минимальную зарплату:
Администратор бюро | 700 евро |
Официант | 700 евро |
Рабочий на ферму, на лесозаготовки и т. п. | 700–800 евро |
Технолог пищевой промышленности | 500–600 евро |
Кладовщик | 1000 евро |
Оператор ввода данных | 1200 евро |
На большую зарплату может рассчитывать работник с высокой квалификацией, которого работодатель таким образом пытается удержать от переезда в Ригу:
Зубной врач | 2000–4000 евро |
Монтер электроустановок | 3600 евро |
Программист | 3000–5000 евро |
Член правления | 3000 евро |
«Зимой надо топить дом…»
По данным, предоставленным ГАЗ, на 22 апреля 2024 года в Даугавпилсском филиале на учете состояли 4256 безработных, в том числе почти полторы тысячи из них не могли найти работу длительное время.
В свою очередь в Краславском филиале на тот же момент официально безработными числились 1153 жителя, из которых около 600 не могут найти работу длительное время.
При этом предприниматели жалуются на недостаток работников. Конечно, в первую очередь требуются высококвалифицированные специалисты IT, в социальной сфере, медицине. Но есть потребность и в специалистах попроще.
В регионе и особенно в Даугавпилсе и Краславе востребованными являются швеи. Оно и понятно, если учесть, что в Даугавпилсе работают около двадцати швейных предприятий в то время, как в Краславе с чуть более 7,6 тысячами жителей (в Краславском крае – 23,6 тысячи) на сегодняшний день полноценно действуют пять швейных фабрик.
– Мне 55 лет, и я могла бы работать швеей, – говорит Анна, которая уже пятый год как безработная, – но я живу в Калупе. Это почти 40 километров от Даугавпилса, транспорт у нас ходит плохо.
По словам Анны, она выживает благодаря нелегальной занятости:
– Летом езжу в Ригу, подрабатываю сиделкой в семьях, где есть пожилые люди. Это позволяет накопить деньги на жизнь осенью и зимой.
– Почему совсем не уезжаете в Ригу, где вы наверняка нашли бы постоянную и официальную работу сиделкой?
– В Калупе у меня частный дом, доставшийся от родителей. Зимой надо топить…
Трудоустроили 447 длительных безработных из Даугавпилса
Почему же при наличии вакансий люди длительное время не могут найти работу, что по этому поводу думает руководитель Даугавпилсского филиала и исполняющая обязанности главы Краславского филиала ГАЗ Юрате Корнутяк?
– Каждый случай, когда человек теряет работу, сугубо индивидуален. И к каждому человеку, который становится на учет в ГАЗ, мы подходим тоже сугубо индивидуально. Важно, чтобы и сами работники соискатели работы умели приспосабливаться к требованиям нынешнего изменчивого рынка труда, – считает Юрате Корнутяк. – В 2023 году 3155 зарегистрированных в Даугавпилсском филиале безработных смогли с нашей помощью найти работу. В том числе 447 из тех, которые не могли трудоустроиться длительное время. В Краславском филиале 595 наших клиентов смогли найти работу, в том числе 140 тех, кто стоял на учете длительное время.
Что касается людей, которые не могут длительное время подыскать себе соответствующую работу, то Юрате Корнутяк отмечает следующие факторы: в первую очередь на это влияет недостаточность свободных рабочих мест поблизости от места жительства. Например, по конкретной профессии есть вакансии в Риге, но люди действительно не хотят или попросту не могут уезжать на работу в столицу.
Порой у безработных отсутствует мотивация трудоустроиться. Немаловажным фактором являются и проблемы со здоровьем, инвалидность, зависимость от алкоголя. Порой виной является и жизненный уклад, мешающий мобильности потенциального работника.
Во многом на трудоустройство влияет и недостаточность рабочих навыков и знаний для выполнения соответствующей работы.
Какой помощи ждать от ГАЗ?
Что касается последнего фактора, то, как подчеркнула Юрате Корнутяк, ГАЗ предлагает достаточно много разных услуг и проводит мероприятия, чтобы клиенты могли и усовершенствовать, и получить новые профессиональные навыки.
Например, ГАЗ предлагает безработным услуги карьерных консультантов, помогающих в поисках работы, проводит курсы по повышению конкурентоспособности и приобретению новых навыков. Также безработным предлагаются временные общественные работы.
Более того, для тех зарегистрированных безработных, у которых есть зависимость от алкоголя, наркотиков или психотропных веществ, также проводятся соответствующие мероприятия.
– В основе таких мероприятий лежит так называемая Миннесотская 12-шаговая программа для анонимных алкоголиков, которая объединяет медицину, психологию и психотерапию, – поясняет Юрате Корнутяк.
В свою очередь безработным, у которых нет профессии или ранее освоенная профессия не востребована на рынке труда, ГАЗ предлагает бесплатное профессиональное обучение, в том числе и непосредственно у работодателя.
Также ГАЗ оказывает поддержку региональной мобильности для тех своих клиентов, которые нашли работу, находящуюся в 15 и более километрах от дома. Данная программа направлена на возмещение убытков на общественный транспорт или аренды жилища.
– Любой желающий может связаться и получить бесплатную консультацию у карьерных консультантов ГАЗ, чтобы вместе со специалистом оценить индивидуальную ситуацию в каждом конкретном случае, – рекомендует Юрате Корнутяк.
Работник любого возраста – это ценность?
– Юрате, по вашим наблюдениям, в каком возрасте людям становится труднее найти работу?
– На мой взгляд, в нынешней демографической ситуации, характерной для всего общества, которое имеет тенденцию стареть, работник любого возраста – это ценность, – дипломатично отвечает представитель ГАЗ.
Как проинформировала Юрате Корнутяк, в 2023 году в Даугавпилсском филиале ГАЗ на работу устроились 1045 клиентов в возрасте свыше 50 лет. Но официальная статистика все же говорит о том, что людям старше 55 лет работу найти сложнее, чем молодым.
На начало апреля 2024 года в Даугавпилсском филиале ГАЗ было зарегистрировано 4405 безработных. В том числе:
- в возрасте от 15 до 19 лет – 65 (1,5%),
- 20–24 – 269 (6,1%),
- 25–29 – 239 (5,4%),
- 30–34 – 319 (7,2%),
- 35–39 – 455 (10,3%),
- 40–44 – 448 (10,3%),
- 45–49 – 474 (10,8%),
- 50–54 – 610 (13,8%),
- 55–59 – 752 (17,1%),
- 60 и больше – 774 (17,6%).
Что касается молодых людей, то наибольшему риску безработицы подвержены юноши и девушки, не имеющие профессии, которые закончили либо общую среднюю или начальную школу. В Даугавпилсском филиале таких 38% от общего количество зарегистрированных в ГАЗ молодых безработных в возрасте до 24 лет. В 7% случаев у юношей и девушек нет даже основного образования.
Игорь АМЕЛЬКА