Геолог и научный журналист Константин Ранкс рассказал о том, какая погода ждет наш регион и европейские страны этим летом по данным метеорологических прогнозов. А также рассказал о долгосрочных последствиях глобального потепления, которые перекроят карту мира.
Разные виды прогнозов
– Какого рода прогнозы погоды бывают? И каким можно верить?
– Прогноз – это то, что мы можем предположить на основе наблюдаемых событий – например, на основе траектории движения циклона или динамики изменения атмосферного давления. Примерно, как можем предположить грядущую аварию, когда видим, что машина несется в дерево.
Краткосрочные прогнозы даются на несколько часов или дней – они самые точные. Где-то через три-пять дней вероятность прогноза сильно падает. Прогноз на неделю-две называется среднесрочным, его точность стремится к 60%.
Долгосрочные прогнозы начинаются от 30 дней и зачастую выходят за пределы сезона. Ну а прогнозы длительностью более двух лет – это уже не о погоде, а о климате. Тут уже играет роль изучение статистических закономерностей в происходящих глобальных процессах. Поэтому доверять логичнее краткосрочным прогнозам – или прогнозам изменения климата – вот такой парадокс.
– На основании каких данных делают краткосрочные прогнозы?
– В космосе летают спутники, которые наблюдают за погодными явлениями. Европа и большая часть Евразии и Америки покрыты сетью метеорологических станций. Они обмениваются информацией между собой. Например, если появился вихрь над Тихим океаном, метеорологи могут посчитать, куда он двинется, какой будет скорость ветра, температура.
Если мы говорим о погоде на следующий сезон или даже делаем среднесрочный прогноз – все сложнее. Тайфун за две недели может раствориться. Но по анализу многолетних наблюдений в глобальном масштабе можно сделать определенные выводы.
Приход Эль-Ниньо
– Мы живем на суше, и нам кажется, что именно здесь все и происходит. Но на самом деле только один Тихий океан занимает почти половину земного шара. Погода сегодня у нас зависит от многих факторов, в том числе от ветра – пассата.
Пассатами называются постоянные ветры вдоль экватора, дующие с востока на запад. Пока пассат активно дует над Тихим океаном, он потихоньку всю теплую воду гонит от берегов Южной Америки к азиатским островам – к Филиппинам, Индонезии, Гвинее.
Уровень моря в западной части Тихого океана из-за пассата значительно поднимается – на 60 см, а температура воды в этой части океана в норме доходит до +30 градусов.
При этом вода у побережья Латинской Америки становится холодной за счет подъема холодных вод из глубины – примерно как у нас в Юрмале случается в жару, когда дует южный ветер, сдувающий теплую воду от нас к эстонцам.
Так вот, согласно многолетним исследованиям, по неизвестной причине пассат ослабевает и теплая вода начинает перемещаться к Латинской Америке.
Этот процесс называется Эль-Ниньо (или Южная осцилляция – колебание температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, оказывающее заметное влияние на климат Земли. – Прим. авт.). В фазе Южной осцилляции область нагретых поверхностных океанских вод смещается к востоку.
– И чем это чревато?
– Тихий океан у берегов Латинской Америки становится более теплым, а у Азии и Австралии – более прохладным. Изменяется режим осадков, на западе начинаются засухи, в Южной Америке – больше осадков. И потом начинается разлад уже по всей планете, и это может сказаться и на нас.
Сейчас как раз происходит идеальный шторм (ситуация, возникшая путем сложения ряда неблагоприятных факторов, в результате которого их суммарный негативный эффект существенно возрастает. – Прим. авт.). С одной стороны, происходит глобальное потепление, с другой – начинается цикл Эль-Ниньо, который обычно в Европе сопряжен с повышением температур и засухой.
– Но ведь к лету температуры и должны повышаться?
– Температура будет повышаться не только летом, в том числе и в странах с умеренным климатом.
Специалисты из разных стран создают свои математические модели погодных явлений и получили свои результаты. Британские научные журналисты сравнили девять прогнозов на это лето, касающихся Великобритании.
И если по поводу проливных дождей в прогнозах имеется разнобой (все уверены, что они будут – но вопрос, где и когда), то все солидарны в том, что это лето в Великобритании будет летом повышенных температур. Если посмотреть карты прогнозов Службы управления чрезвычайными ситуациями в программе ЕС Copernicus, то можно увидеть, что и в нашем регионе ожидаются повышенные температуры и мы находимся в зоне недостаточных осадков, что чревато засухой.
Лето будет засушливым
– И сколько этот период повышенных температур может продлиться у нас?
– Он может продлиться вплоть до сентября. И это напрягает. Даже если лето будет не очень жарким, оно может быть засушливым. Это заблуждение думать, что засухе непременно сопутствует жара. У нас в начале мая было холодно, но не было дождя. Достаточно ветра и солнца, и все будет высыхать.
Зачастую засуха сменяется проливными дождями. Но проливной дождь в отличие от обычного дождя не напитывает землю. Почему потопы в пустыне случаются? Когда земля сухая, при попадании воды она образует комки на поверхности и предотвращает попадание воды вглубь, образуются потоки воды. Посмотрите, что творилось в Северной Италии. А потом грянули ливни – и Италия получила 300 оползней и убытки на 5 миллиардов.
Были дни, когда за сутки выливалось 300 мм осадков (300 л на квадратный метр) – это норма осадков за полгода. И вода не впитывалась вглубь земли. Потоки воды смывали виноградники и поля с урожаем. Они нанесли огромный ущерб сельскому хозяйству.
– Какие осадки грозят нашему региону кроме ливней?
– Это могут быть и смерчи, и шквалы, и грозы. Когда много дождей выливается, вода быстро стекает с поверхности почвы, и она высыхает на солнце. В результате засухи могут начаться пожары.
Этой весной на огромном пространстве от Кавказа до Арктики люди фотографировали явления, которые обычно мы видели в США, включая торнадо. И если дальше события будут развиваться в подобном духе, то и у нас будут проходить маршруты смерчей.
Выбирайте курорты с умом!
– На какие курорты вы посоветуете ехать этим летом? Где не будет экстремальной жары и ливней со смерчами?
– Если смотреть на данные Copernicus, то лучшим выбором в этом году могут стать курорты Дании, Германии, юга Швеции, места отдыха в Юго-Западной Балтике: Росток, Любек, польские курорты. Интересны курорты Дании с белоснежными скалами. Море там гораздо солонее, чем у нас, вода прозрачная и более теплая, там красивые пляжи, хорошая инфраструктура. Да и Юрмала должна быть весьма неплоха вместе с Пярну и Палангой.
Вообще совсем не обязательно следовать дихотомии – либо Латвия, либо Средиземное море. Европа очень разнообразна. Например, можно выбрать отдых на севере Испании – в Галисии, или в Стране Басков – климат там подходит для сердечников, гипертоников и людей, страдающих диабетом. Хороши Биарриц и другие атлантические курорты Франции, побережье Атлантики в целом. Но все зависит от вашего здоровья, конечно. И если оно позволяет – то путешествуйте, конечно.
– Вы могли бы рассказать, какая погода ожидается этим летом на популярных южных курортах – в Турции, Греции, в Италии, в Черногории?
– Прогнозные карты показывают, что в июне ожидается превышение обычных средних температур на 1,5 градуса на юге Франции, а вот в Испании, Италии, Черногории и Турции наоборот – ожидается соответствующее понижение. В этих же районах ожидаются сильные осадки – но, разумеется, залповые, а не обложные.
А вот в июле немного потеплеет, и можно будет сказать, что в Испании и Франции температуры будут чуть выше нормы, а в Италии, Греции и западной Турции – на полградуса ниже.
И, наконец, август ожидается экстремально теплым от Лапландии до Африки, и от Каспийского моря до Атлантики, причем как раз в нашем регионе превышение средних температур над средними значениями будет достигать двух градусов, что выше, чем в Средиземноморье. При этом сильных осадков нигде в Европе не ожидается.
– Многие уже купили путевки в теплые страны. Не отменять же поездки. Что вы им посоветуете?
– Даже если вы хорошо переносите жару, не стоит бесконтрольно жариться на солнце, особенно в дневные часы. У нас солнечный индекс хорошо, если 5 единиц, а в южных странах – 9.
Не стоит в жару кушать фрукты без перерыва – так вы быстро наберете лишний вес, ведь в них много различных сахаров. И вино не стоит пить как воду. Испанский доктор, которого я повстречал в испанской больнице, шутил: «Испанцы пьют вино последние четыре тысячи лет, все, кто был подвержен алкоголизму, уже вымерли. А вы, северяне, исторически только 300 лет назад начали вино пить, вы еще не адаптировались. Многие из вас пить не умеют».
Если уж вы оказались на курорте в жару, то самые жаркие часы хорошо проводить в тени под деревьями на ветерке, не стоит заниматься физической активностью, переедать и не объедаться сладким – мороженое, вопреки распространенному мнению, не остужает, а согревает организм.
Мы постоянно генерируем тепло. И когда на улице температура значительно повышается, организм начинает перегревается. А перегревшийся организм – большая нагрузка на сердечно-сосудистую систему, на мозг (человек тупеет) – увеличивается количество несчастных случаев, растет смертность из-за перегрева.
Поэтому в сиесту на курорте лучше ведите себя как местные – полежите, поспите, искупнитесь. Доктора не советуют, например, заниматься сексом в это время, чтобы избежать нагрузки на сердце. По возможности, лучше не остужаться после солнечных ванн под кондиционером – это чревато не только простудой, но и обострением аутоиммунных заболеваний – рожи, псориаза. Но это лучше расскажет вам врач.
Механизм запущен
– Мы говорили о краткосрочных и среднесрочных прогнозах. А каковы долгосрочные?
– В ближайшие пять лет будет тяжело и плохо. А дальше даже трудно предположить, что будет.
– С чем это связано?
– Как я уже говорил, глобальное потепление сошлось с приходом Эль-Ниньо, и эти два явления усиливают друг друга. В последние три года наблюдалась Ла-Нинья (Ла-Нинья вызывает охлаждение поверхности океана в центральной и восточной частях экваториальной акватории Тихого океана, что приводит к изменениям ветра, давления и осадков), но ее цикл подходит к концу. Охлаждающий эффект Ла-Ниньи должен был затормозить рост глобальных температур, тем не менее жара нарастала.
– Может случиться так, что глобальное потепление остановится, и погода вернется к показателям середины ХХ века?
– Увы, никаких надежд на это нет. Механизм уже запущен. Я упоминал понятие идеального шторма, когда разные негативные факторы сходятся. В середине прошлого тысячелетия наблюдалось похолодание, затем стало теплеть. 300 лет назад, с началом промышленной революции, человечество «подкинуло дровишки», активно начав использовать нефть, уголь, торф.
В Антарктиде и Гренландии пробурили лед, в нем обнаружили пузырьки воздуха, такого, каким он был тысячи, десятки и почти миллион лет назад. И выяснилось, что в нашем воздухе по сравнению с той эпохой резко увеличилось содержание углекислого газа. Мало того, анализы показывают, что в атмосфере растет доля углерода, который образовался при сгорании ископаемого топлива.
– И что из этого следует?
– Даже если завтра мы перестанем ездить на машинах и пересядем на велосипеды, то инерция климатических изменений у нашей огромной планеты такова, что сотни лет процесс глобального потепления будет продолжаться. Есть версия, что климатические качели обязательно качнутся обратно – к новому ледниковому периоду. Но это случится через несколько тысяч лет.
Сейчас надо думать не только о том, как бороться с глобальным потеплением, но и как выживать в новых условиях.
Мы станем архипелагом?
– Что вы имеете в виду?
– В перспективе нашему региону грозят наводнения, если верить наиболее тревожным предсказаниям, через 100 лет большая часть Риги и Юрмала могут быть затоплены. Дети сегодняшних детей этот процесс застанут. Нам нужно думать о том, что делать с Ригой, которая в исторической перспективе уже обречена. Я бы задумался над тем, что делать при различных сценариях развития событий, включая перенос нескольких культовых зданий Риги в другие места.
Пока процесс увеличения уровня воды идет медленно со скоростью 3 мм в год. При такой скорости за 20 лет вода поднимется на 60 мм, но процесс постепенно ускоряется. В середине ХХ века уровень воды поднимался на полтора миллиметра в год, сейчас на 3 мм, а через 10 лет может быть и 4 мм.
– И как в таких условиях выживать?
– Нужно учесть, что центральная часть Латвии – территория равнинная. Если уровень воды поднимется на полметра, для Юрмалы и для значительной части Риги это будет проблемой.
При имеющемся уровне инфраструктуры мы не сможем защититься и от сильных дождей – у нас нет нормальной ливневой канализации. Наша рассчитана на мелкий осенний дождик.
– Какой выход при затоплении вы видите для жителей нашего региона. Миграцию?
– Конечно. Изменится уровень моря, изменится география, изменится жизнь. Говорил же Наполеон Бонапарт: «География – это судьба». Но у нас условия гораздо лучше, чем, например, у голландцев. Даже если все ледники мира растают, то уровень моря поднимется на 70 м. Жители Цесиса, Сигулды, Тукумса могут оказаться живущими на берегу моря.
Но тем не менее – значительная часть Курземе, большая часть Видземе и практически вся Латгалия будут выше зоны затопления. По счастью, этот процесс медленный, но вообще-то уже сейчас нужно думать о том, как будут жить наши потомки. Без учета изменений климата нет смысла говорить об экологии или перспективах демографии.
Эволюция жестока
– Вернемся к глобальному потеплению. Есть ли вероятность, что при глобальном потеплении мы, северяне, привыкнем к высоким температурам?
– Через несколько тысяч лет точно привыкнем. К сожалению, для эволюции отдельный человек – просто переносчик генетической информации. Кто несет полезную информацию, тот благополучно размножится, заберет соседские ресурсы и будет чувствовать себя хорошо и привольно, пока опять что-то не изменится. Эволюция – жестокая вещь. Во время пандемии ковида были люди, которые близко общались с больными и не заразились. Выяснилось, что у них есть врожденный иммунитет против всех коронавирусов. С другой стороны – есть регионы, где поколениями живут люди, устойчивые к высокому уровню радиации. Если у нас на пляже уровень радиации 2–5 микроренген в час, в центре города – 15 микроренген в час, а на пляже Гуарапари в Бразилии – до 4000 микроренген в час – и это не самое большое значение. Есть районы на земле, например в Рамсаре (Иран), где уровень радиации соизмерим с тем, что был в Чернобыле после аварии, и там люди живут поколениями.
– Приспособились генетически?
– Да, те, у кого была склонность к образованию раковых заболеваний, умерли в детстве и не успели передать свои слабые гены. А те, кто выжили, расплодились.
– Какой уровень радиации в нашем регионе?
– У нас уровень радиации относительно низкий. Я имею в виду не солнечную радиацию, а горные породы, излучающие радиацию.
Если вы сядете отдыхать на гранитный валун посреди поля и включите радиометр, он будет попискивать активнее, чем если будете просто идти по полю. И в центре города, где много гранита в отделке зданий (например, в Кабинете министров), радиометр активнее пищит, чем на пляже. Но это норма.
– А в бетонных зданиях какой радиационный фон?
– Это зависит от того, какой камень использовали для наполнения. Если гранитную крошку – больше будет попискивать, если известковую (доломитовую) – меньше. Но разница не принципиальная.
Климат уходит в хаос
– Есть ли риск, что у нас в ближайшие годы в Латвии начнется сейсмическая активность?
– По этому поводу переживать не стоит. Мы живем на очень древней плите – когда-то она находилась у Южного полюса, затем приплыла к экватору и теперь продолжает перемещаться. Нам нужно переживать из-за того, что начнутся сильные ливни и ураганы. Для нас вода – проблема, ведь много городов у нас построены на песке. Даже в Библии сказано: «Дом, построенный на песке, развалится». Во время ливней воде некуда деваться, она размывает породы и фундамент. И от этого дома могут начать рушиться.
– Может быть, у нас будет как в тропиках – сезон дождей, которые сменит солнечная пора. Или все будет вразнобой?
– Как раз вразнобой – очень правильное слово. Сейчас происходит изменение климатической модели – климат уходит в хаос. В результате температура в декабре может стать выше, чем температура в июле. Начнутся скачки влажности, давления – это плохо.
Эта новая эпоха уже стучится – о ней нужно говорить уже сейчас.
Марина СИУНОВА