Прекрасная страна с виноградниками и «пряничными» домиками по берегам Рейна, приветливые люди и неспешный ритм жизни. На другой чаше весов – бумажная волокита, безуспешный поиск жилья, многочисленные страховки и непонятные налоги, проблемы с трудоустройством для неграждан. «МК-Латвия» изучила плюсы и минусы переезда латвийцев на место жительства в Германию.
Немецкий начали учить в Риге
Игорь и Светлана работают в сфере IT, оба граждане Латвии, имеют высшее образование и отличное знание английского. Когда в возрасте около 40 лет решились на переезд в Германию, то начали самостоятельно изучать немецкий язык по приложениям в Интернете.
Сейчас бывшие латвийцы уже пятый год живут в немецком городе Мангейм. Дочери 10 лет, в этом году она поступила в 5-й класс гимназии.
– Немецкий язык ребенок сначала самостоятельно учил в приложении на телефоне, потом полгода ходил в частный детский садик Мангейма, где были как немецкие, так и русскоговорящие воспитатели, – рассказывает Светлана. – Язык дочка окончательно освоила за 1-й класс в немецкой школе. Сейчас говорит и пишет не хуже коренных немцев.
Кстати, Игорь в своей работе использует только английский язык, поэтому с немецким пока на «вы». У Светланы больше практики – это и общение с соседями, школой, учителями, родителями и детьми. Поэтому женщина уже достаточно свободно разговаривает по-немецки. Оба продолжают индивидуально заниматься с репетитором.
Вакансий много, но их надо фильтровать
– Когда мы решили, что хотим уехать, разместили на LinkedIn свои CV и стали получать предложения о работе, – вспоминает Светлана. – Но было очень много вакансий, рассчитанных на простачков. То есть рекрутеры искали людей, которые переедут в Германию и будут трудиться за копейки, потому что местные за такие деньги работать не хотят.
Предложения нужно было рассматривать очень тщательно, чтобы потом в Германии позволить аренду приличной квартиры в приличном районе. Например, начальная школа в Германии строго закреплена за тем районом, в котором ты живешь. Поэтому выбирая район, ты выбираешь и школу для ребенка.
Что с жильем?
В большом городе аренда квартиры стоит очень дорого, а в деревне, далеко от всего мира, дешевле.
– Если ты выбираешь район, где живут люди разных национальностей, то квартира обойдется в меньшую сумму, – говорит Игорь. – А в районе, где селятся в основном немцы, намного большую. И сдают квартиры в Германии не всем подряд, идет строгий предварительный отбор, интервью с владельцем.
Найти квартиру сложно: если это что-то дешевое, то будут претендовать по сто человек на одно жилье, если подороже – 15–20 человек.
Мы искали квартиру на сайте недвижимости, где было необходимо оставить информацию о себе: какая у нас семья, где мы работаем, сколько зарабатываем. Ставишь фотографию семьи и вообще всячески себя рекламируешь, какой ты замечательный, прикладываешь рабочий контракт, банковскую историю, в которой написано, что у тебя хорошая платежная характеристика, можешь отзывы о себе какие-то приложить. Эту информацию смотрит владелец жилья, которому ты пишешь, что хочешь снять его квартиру. Он тебя приглашает на определенное время, ты берешь с собой папочку со всей информацией о себе, и если тебе квартира понравится, ты оставляешь ему эту папочку. Владелец собирает папочки и решает, кому он все-таки сдаст. И на его решение ничего не может повлиять, даже доплатить ему нельзя, чтобы он выбрал именно тебя.
Если повезет, и тебе сдадут жилье в аренду, ты должен заплатить сразу за три месяца – это гарантийная сумма (так называемый «кауцион»), которая лежит на отдельном счету у квартировладельца. Если ты оставишь какие-то повреждения, то из этого вклада вычтут плату за ремонт после того, как ты съедешь из квартиры, а остальное тебе вернут. В нашем случае это 6000 евро. Кстати, съезжая из квартиры, ты должен сделать косметический ремонт, как минимум покрасить стены (заделать также все дырки, если ты что-то вешал и прибивал) и привести в порядок пол (обычно это паркет).
Мы нашли квартиру довольно быстро только потому, что плюс к кауциону мы согласились еще «выкупить» кухонную мебель и оборудование на 10 тысяч евро. Сейчас это стало очень модно. Мало того, что цены на аренду выросли на 10–15%, так еще у тебя два варианта: или тебе сдают квартиру с голыми стенами и нужно полностью ее оборудовать за свой счет, или ты снимаешь квартиру с кухней, но выкупаешь ее у хозяина или предыдущего арендатора.
Наша квартира в новом доме, четыре комнаты, парковочное место и склад в подвале, аренда стоит 2,5 тысячи евро в месяц. За электричество платим примерно 300 евро в месяц. Электричество – это и свет, и плита, и подогрев воды, и отопление. Интернет – 38 евро в месяц.
Хождение по инстанциям
– Сначала приезжим надо зарегистрироваться, – рассказывает Светлана про первые дни в Германии. – Для этого идешь в городскую службу (Rathaus), прихватив заполненную владельцем квартиры анкету, в которой он разрешает зарегистрироваться по его адресу. Потом надо в течение трех дней зарегистрировать свой автомобиль (если есть). Покупаешь КАСКО и ОСТА, что стоит около 1000 евро на год. Потом проходишь техосмотр за 110 евро в любом лицензированном автосервисе (таких очень много), платишь налог в размере 36 евро. И тогда с техосмотром и страховкой идешь регистрировать машину. Тебе выдают немецкие номера (40 евро) – и ты можешь ездить. Техосмотр в Германии действителен два года.
Также приезжему необходимо зарегистрировать в местном самоуправлении собаку или кошку (если есть).
Потом подаете заявление на детское пособие (у нас один ребенок, полагается 204 евро в месяц).
– Семейного врача мы выбирали по отзывам в Интернете, – говорит Игорь. – Все врачи пишут у себя на сайтах, на каких языках они разговаривают, и ты можешь найти в Интернете список русскоговорящих врачей в этом регионе. Наша врач русская. Так как жена самозанятое лицо, то ей приходится самой платить медицинскую страховку – 680 евро в месяц. А мне 50% страхования оплачивает работодатель. Моя страховка распространяется также и на нашу дочь. Если бы жена не работала, то она покрывала бы и ее расходы на здоровье, и расходы наших родителей.
Работодатель платит за переезд
Супруги перевозили в Германию все свои личные вещи и кое-что из мебели. Грузовик с грузчиками из Риги в Мангейм обошелся им в 2 тыс. евро.
– Работодатель мужа покрыл расходы на переезд и обустройство (покупка новой мебели) в размере 6 тысяч евро, – вспоминает Светлана. – Тут, если ты переезжаешь из города дальше, чем на час езды, твой работодатель может тебе оплатить эти 6 тысяч, потому что он все равно потом их себе вернет из налогов. Я еще открывала в Мангейме фирму, регистрировалась как самозанятое лицо – это стоило около 700 евро.
За вступление в частный детский сад родителям раз в год надо платить 700 евро. Ежемесячный платеж (вместе с едой) составляет 900 евро. Но у нас самый дорогой садик. Обычно тут по 300– 400 евро в месяц частные садики стоят, столько же мы и в Риге платили.
В муниципальные садики в Германии большие очереди, записывать ребенка надо чуть ли не с рождения. Одновременно тут существует очень большой список услуг, за которые потом возвращают налоги, в том числе и за садик. У нас есть консультант, который помогает нам оформить этот налоговый возврат. За годовой баланс мне надо будет заплатить ему 1800 евро, но сама оплата этого баланса тоже вернется с налогов.
Собственно на переезд и на обустройство в Германии семьи из трех человек понадобится примерно 10–15 тыс. евро.
Накопили 6 тысяч – и отправились в путь
А вот рижане Ирина и Александр задумались о переезде в Германию в 55 лет. Она гражданка Латвии, учительница английского языка, он – негражданин Латвии (родился в Риге), столяр-краснодеревщик. На момент переезда оба находились в статусе безработных, оба без знания немецкого языка.
– Не могу сказать, что мы не готовились к переезду, – рассказывает Ирина. – Наоборот, я полгода собирала всю доступную информацию, накопили 6 тысяч евро, так как понимали, что нас ждут расходы. Для переезда выбрали город Эппельхайм и, еще находясь в Латвии, стали искать жилье и работу.
Детей у нас нет, поэтому первоначально мы рассчитывали, что зарплаты Александра хватит на двоих, а я буду заниматься репетиторством, так как в том районе, куда мы собирались, много русских. У меня даже появились желающие брать уроки (познакомились в социальных сетях). Но несмотря на нашу кажущуюся осведомленность, действительность пошла вразрез с нашими ожиданиями. Во-первых, это разрешение на работу в Германии.
Граждане Латвии в Германии трудоустраиваются без проблем, но у неграждан права на работу нет. Они могут находиться в Германии до 180 дней в году, но не работать.
С самого начала мы пошли по ложному пути, доверившись публикации в одной из ежедневных газет, в которой негражданин Латвии рассказывал, как два года назад он переехал вместе со своей женой, гражданкой Латвии, в Берлин и как замечательно они там устроились. Там ни слова не говорилось о том, что у мужчины-негражданина не было права на работу в Германии.
Кроме того, и на сайте Министерства иностранных дел Латвии также черным по белому написано, что негражданину Латвии НЕ НУЖНО ОТДЕЛЬНОГО разрешения на работу в Германии, если он отправляется в Германию вместе с супругом, имеющим статус гражданина Латвии.
Это вопрос, который до сих пор многих вводит в заблуждение, тем более что и немецкие чиновники на местах тоже не совсем в курсе этих нюансов и вполне могут не придать значения отличиям в паспортах.
Ситуация такова, что муж спокойно мог устроиться на работу и работать, пока им наконец не заинтересовалась бы иммиграционная служба, так как и работодатели тоже не понимают особой разницы. Позже, из разговора с немецким юристом, мы узнали, что некоторым латвийцам удалось так проработать и даже открыть свой бизнес в течение и года, и даже восьми лет, но потом их ждали штрафы и депортация без права приезжать в Германию в течение пяти лет.
А если пойти законным путем?
– Если же идти законным путем, то сначала в Германию должен приехать супруг, который имеет гражданство Латвии, – говорит Ирина. – После того, как он проработал в стране не менее трех месяцев, следует подавать документы в иммиграционную службу на воссоединение семьи. Среди всего прочего, в анкете придется указать наличие в Германии жилья с регистрацией и зарплаты за три месяца, достаточной, чтобы содержать на нее двух человек (а если есть дети, то еще плюс и детей).
Причем супруг-негражданин тоже должен показать свои доходы, то есть наш статус двух безработных никак не подходил под эти критерии.
После подачи документов придется ждать еще три-четыре месяца, пока они будут рассмотрены (в Германии все происходит очень медленно), после чего супруг-негражданин, скорее всего, получит временный вид на жительство на год с правом на работу. Через год можно просить постоянный вид на жительство. И да, конечно, отдельного разрешения на работу супругу не нужно. В этом казуистика официальной информации. Зато нужно разрешение на воссоединение семьи (срок брака – не менее пяти лет).
Услуги адвоката, который поможет выйти из ситуации, как, например, в нашем случае, обойдутся примерно в 3 тыс. евро, и ждать решения все равно придется не менее трех месяцев.
Но мы уже приехали в Германию, поэтому расскажу, как это было.
Замкнутый круг
– У мужа уже перед приездом в Германию было несколько предложений о работе, которые он нашел через рекрутинговые агентства. Таких агентств очень много, и они охотятся за теми, кто не знает немецкого языка и не может сам искать работу у прямых работодателей, – продолжает Ирина. – Да, они берут на себя все оформление документов и даже готовы ехать с вами на интервью к работодателю. Но зарплату предлагают минимальную (12 евро в час до вычета налогов).
Может показаться, что это много по сравнению с Латвией, но надо учитывать, что большую часть зарплаты «съест» жилье. Ну или ты едешь один и живешь в квартире из нескольких комнат, в каждой из которой спит по два-четыре человека (тогда примерно 300 евро в месяц за место, некоторые фирмы предлагают бесплатное жилье). Понятно, что для семьи такой вариант не подходит.
Очень много работников требуется на склады, работа там тяжелая и низкооплачиваемая. Также без знания языка можно заниматься уборкой, уходом за пожилыми людьми, работать в прачечных или горничными в гостиницах. Все это тяжелый, низкооплачиваемый труд, но на эти вакансии действительно можно устроиться без проблем и без знания языка.
Если ты ищешь работу на законных основаниях, то следует знать, что тебя не возьмут, если нет регистрации места жительства. Чтобы получить регистрацию, нужно арендовать квартиру. Но никто не сдаст тебе квартиру, если ты нигде не работаешь. Получается замкнутый круг. О нем все знают, но разводят руками.
Я вышла из положения, сняв квартиру на сайте, который предлагает аренду на небольшой срок для туристов. Если поискать, там можно найти жилье на пару месяцев с правом регистрации (Anmeldung). Из тридцати писем, которые я написала владельцам квартир, я получила 29 отказов и одно согласие. Правда, такое жилье обошлось нам значительно дороже всех остальных предложений. За два месяца в квартирке 24 кв. м мы заплатили 3 тыс. евро.
Пишите письма
– Когда мы приехали в Германию, хозяин заполнил заранее подготовленную нами и распечатанную с сайта мэрии Эппельхайма анкету для регистрации, и на следующий день мы отправились в Rauthaus, – рассказывает Ирина. – Все прошло довольно быстро и без проблем, и мы отправились «домой» ждать письма с налоговым номером. Для устройства на работу нужны регистрация, счет в Сбербанке (Sparkasse), налоговый номер (он дается один раз и на всю жизнь, и даже если ты уезжаешь из Германии, он остается за тобой навсегда, как наш персональный код).
Еще по приезде обязательно заключить договор о страховании здоровья, говорят, самый дешевый начинается от 200 евро в месяц, в среднем – 600 евро в месяц, и еще не факт, что часть выплат потом возьмет на себя работодатель. Не имея медицинской страховки, по самому пустяку со здоровьем можно попасть на расходы в несколько тысяч евро.
Машину я не стала регистрировать на немецкие номера до поры до времени, и за два месяца никаких проблем с латвийскими номерами у меня не было.
Также в банке пришлось купить обязательное страхование рисков арендованного жилья (96 евро ежегодно, договор заключается на три года). Без этой страховки жилье вам никто не сдаст. Мы купили минимальный полис, фактически он предусматривал только риск потери ключа от квартиры.
Два налога в Германии нас удивили больше всего. Это церковный налог в 10% от зарплаты, от которого можно уберечься, если указать себя атеистом (говорят также – если указать себя православным, но не проверяла). А вот от так называемого налога на радио отвертеться не удастся, даже если ты радио в жизни не слушал и телевизора у тебя тоже нет.
Примерно через месяц нашей жизни в Германии нам с мужем пришли письма с вопросом, в каком виде мы бы хотели платить за свободу слова в Германии: в виде автоматических отчислений с нашего счета в Сбербанке ежемесячно (18 евро в месяц) или в виде самостоятельных платежей раз в квартал. Вот и весь выбор: отказаться нельзя, не платить нельзя – последуют штрафы и коллекторы.
Скорее всего, есть и какие-то другие обязательные выплаты, просто мы не успели до них дожить, но все время со страхом ждали, что придется еще за что-нибудь платить.
Дождавшись всех писем, муж отправился на интервью к прямому работодателю, который был согласен его взять на работу по специальности и платить стартовые 16 евро в час. Но именно тогда мы узнали, что для законного трудоустройства мужу необходимо подать заявление в миграционную службу на воссоединение семьи и в течение трех месяцев ждать разрешения.
У нас выбор был: прожив два месяца в Германии (за квартиру-то уплачено) и сполна насладившись этой жизнью, мы на пароме вернулись домой.
А так в Германии нам очень понравилось. Немцы улыбчивые и наивные как дети, никуда не спешат, с различными инстанциями можно через почту переписываться месяцами. И всем хорошо, и у почты работа есть, и у чиновников. Но больше всего поразила мое воображение сотрудница мэрии, которая написала мне письмо по почте ОТ РУКИ! Красивым таким почерком, мол, извините, фрау Ирина, я вам не того цвета пропуск на машину выдала. Вот вам тут в конверте новый пропуск, нужного цвета, а старый вы мне пришлите, вот вам тут и конверт для этого я вложила тоже.
Может, мы еще вернемся, красиво там у них в Германии и тепло. Тем более, что налоговый номер у нас уже есть.
Татьяна МАЖАН