Если вы любите свою работу – вы счастливый человек. Опрос на фестивале разговоров Lampa показал, что не испытывали никакого насилия на рабочем месте лишь менее трети опрошенных.  Как найти работу без боссинга, моббинга, и прочих видов насилия не только со стороны коллег, но и со стороны клиентов? Где искать помощи, если против тебя восстал и начальник, и другие сотрудники?

«Она вышла в окно…»

Вечер выходного дня, вы проводите время с друзьями, но вам постоянно названивает начальник. Берете трубку и слышите крики, которые доносятся даже до ваших друзей: «Ты дурак, иди к черту!»

Снова выходные, вы на свадьбе своего друга. Шеф снова звонит и сообщает вам по громкой связи: «Ты такой дурак! Ты уезжаешь каждые выходные, тебе все равно, ты думаешь только о сексе»; «У тебя проблемы с головой, идиот»; «Как мне сделать так, чтобы меня не окружали одни кретины!».

Это не цитата из книги «1000 и 1 оттенок работы». Это выдержка из решения Генерального суда Европейского Союза от 13 июля 2018 года. В таких условиях пришлось работать... помощнику депутата Европарламента. Суд присудил ему моральную компенсацию в размере 10 000 евро.

В 2021 году в одной из латвийских больниц сотрудница реабилитационного отделения просто выкинулась в окно.

– Сотрудники отделения неоднократно обращались к администрации больницы с заявлениями, что в отделении царит неблагоприятный климат, есть моббинг, боссинг, но никаких мер по урегулированию ситуации руководство не предпринимало, - рассказывает Лига Бариня, заместитель председателя Латвийского профсоюза работников здравоохранения и социального ухода. – И одна из сотрудников не нашла другого решения, как совершить то, что она совершила, то есть покончить с собой прямо на рабочем месте.

Недавно Латвийское общество врачей провело исследование с целью выяснить, сталкиваются ли медики с насилием на рабочих местах. 63% опрошенных признались, что испытывали эмоциональное насилие, причем с печальными последствиями вплоть до суицида. Больше всего страдают молодые люди, которые не выдерживают давления и выгорают на работе.

– Медики никогда не знают, какой пациент им достанется и чего от него ждать. Врачам было бы хорошо иметь диктофоны, чтобы располагать доказательствами эмоционального насилия со стороны больных, - предлагает Лига Бариня.

– Сотрудники железной дороги тоже испытывают эмоциональное и физическое насилие в основном со стороны клиентов, - рассказывает кондуктор-контролер Pasažieru vilciens, председатель Рижского профсоюзного комитета кондукторов-контролеров Латвийского профсоюза железных дорог и транспорта. – Например, казалось бы, банальный отказ пассажира покупать билет создает конфликтную ситуацию, и ты никогда не знаешь, чем она разрешится, что на уме у конкретного пассажира. Я уже молчу о ежедневных претензиях пассажиров - «Почему вы так медленно работаете?» и «Где вы так долго были?»

Какой такой моббинг-боссинг?

– Если мы говорим о физическом насилии, то, разумеется, это подразумевает любую агрессию против нашего тела, - поясняет Элина Усиня, юридический советник Департамента социальных, экономических и культурных прав бюро омбудсмена. – Эмоциональное насилие разрушает наше самоуважение, ставит под сомнение профессиональную компетенцию. Уничтожение, это стремление превратить вас в ноль перед другими коллегами или клиентами. Никто не знает, где пролегает граница, за которой начинается эмоциональное насилие. Но сам человек обязательно чувствует, что на него давят, им манипулируют, его унижают. У насилия разные формы, и оно, к сожалению, прогрессирует. Латвия считается государством, где на рабочих местах царит большое насилие.

Слова «моббинг» и «боссинг» обозначают постоянное психологическое насилие в трудовых отношениях, посягательства на уверенность человека в себе, самооценку и профессиональную компетентность.

Моббинг – это психологический террор, совершаемый сотрудниками, когда один или несколько коллег систематически враждебно нападают на другого коллегу. Боссинг же – это психологический террор против работника со стороны работодателя или руководства. Агрессор, занимающий вышестоящее положение, часто также подстрекает и вовлекает в это других коллег и подчиненных. Часто для удобств боссинг в рабочей среде также обозначают словом моббинг.

Важно помнить, что термин моббинг не может обозначать единичный, отдельный случай психологического насилия. Это набор повторяющихся или продолжающихся действий с общей целью. Сколько времени потребуется на установление факта моббинга, зависит от частоты и интенсивности этих действий. Чем они интенсивнее, тем меньше времени требуется.

Зачастую эмоциональные разногласия на работе неоправданно трактуются работником как моббинг, однако не каждое строгое требование работодателя можно оценить именно так. В любой рабочей среде даются определенные виды приказов и заданий, поэтому сотрудники в той или иной степени подвергаются психологическому воздействию. Необходимо помнить, что незаконным является лишь такое психологическое воздействие, которое направлено на постоянное унижение человека.

 

+++++++++++++++++

Как проявляется моббинг

  • постоянная необоснованная критика (придирки);
  • обесценивание профессионализма и деятельности сотрудника;
  • бойкот;
  • сокрытие необходимой деловой информации или обман при обсуждении рабочих вопросов;
  • клевета и ложные доносы;
  • издевки и оскорбительные шутки (троллинг);
  • угрозы;
  • кража и порча личных вещей;
  • физическое воздействие, в том числе сексуальное домогательство.

+++++++++++++++++++++++++

 

– Откуда берется эта агрессия?

– Насилие не зарождается на работе. Это поведение проистекает из воспитания человека, из его детства и семьи, - говорит Э. Усиня. – Оно может проявиться уже в детском садике, когда один малыш осознанно обижает другого. В любой момент каждый может стать и жертвой, и обидчиком. Насилие обострилось во времена пандемии, когда правительство принимало непопулярные решения, а люди были в растерянности, непонимании и злились.  

Экономия за счет работника?

На данный момент законодательством Латвии предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить здоровую среду для своих сотрудников, но не указано, что конкретно он должен для этого делать.

– Скоро в нашей стране будет введена Международная конвенция о защите от насилия на рабочем месте, - говорит Наталья Прейса, эксперт по европейским правовым и политическим документам и международный секретарь Латвийского союза свободных профсоюзов. – И тогда уже работодатель должен будет думать о том, как защитить своих сотрудников, будь то медсестра в приемном отделении или контролер в общественном транспорте. Пока же в Латвии экономят за счет работника. Мы инвестируем в технологии, но не инвестируем в самое главное – в безопасность работника.  В Италии, например, работники, которые страдают (или им кажется, что они страдают) от моббинга или боссинга, могут получить консультацию в профсоюзе – это отражено у них в трудовом договоре.

Как же работодатель обеспечивают эмоциональную поддержку на рабочих местах?

– К сожалению, моментальной помощи пострадавший работник не получает. Например, если на тебя налетел клиент, это не значит, что завтра тебе дадут выходной, - делится Коверс (?????, надо просить у Лены, кто это такой).

Но при более серьезных или трагических происшествиях сотрудникам доступна реабилитация.

– Сотрудники органов внутренних дел нередко сталкиваются с ситуациями, способными травмировать эмоционально, особенно, если это связано с несчастными случаями или детьми, - говорит Арманд Аугустанс, председатель профсоюза работников Министерства внутренних дел Латвии. – Для них доступен психолог. В будущем планируется привлекать к помощи и священнослужителя.

Как себя защитить

Последствия издевательств и насилия на работе могут быть очень серьезными: снижение самооценки, депрессия, нарушения сна и другие заболевания, связанные со стрессом. Проблема может усугубиться социальной изоляцией, семейными неурядицами, потерей работы, а также связанными с этим финансовыми потрясениями. Притесняемый человек может стать агрессивным и, в свою очередь, принять на себя роль притеснителя.

– Для сотрудника первый шаг решения конфликтов, это переговоры, а не посты в социальных сетях типа «Мой шеф сволочь, а коллеги свиньи!», - поясняет Каспар Раценайс юрист Латвийского союза свободных профсоюзов, эксперт в области трудового права. – Работник, страдающий от моббинга, может подать жалобу правлению предприятия или в иное структурное подразделение фирмы, которое уполномочено заниматься такими вопросами. Работодатель обязан рассмотреть жалобу и предоставить работнику ответ незамедлительно, но не позднее чем в течение семи дней со дня получения жалобы. Работник и представитель работника имеют право участвовать в рассмотрении жалобы, давать объяснения и высказывать свое мнение.

Представители работодателя и работника могут договориться о создании комиссии по трудовым спорам для разрешения индивидуальных правовых споров.

Также работник имеет право обратиться в суд, если индивидуальный правовой спор в ходе переговоров между работником и работодателем не получил разрешения, либо, если человека просто не устраивает решение комиссии по трудовым спорам.

– У работника есть юридический путь для защиты, - продолжает К. Раценайс. – Законодательством предусмотрено множество мер, в том числе и право работника затребовать возмещение морального ущерба. В целом тенденция довольно положительная. Скажем, если раньше люди не знали, что такое моббинг, то сейчас они осведомлены довольно хорошо. Но иногда работники хотят приписать работодателю или коллегам эмоциональное насилие, которого на самом деле не было. Этого можно избежать, если изначально договориться и прописать четкие инструкции. Сильное плечо – профсоюз. Работник будет знать, что за него есть кому заступиться.

Перед тем, как устраиваться на работу, крайне важно изучить репутацию работодателя и коллектива. Современные технологии позволяют сделать это в интернете, говорит юрист. Но нужно учитывать, что в интернете можно найти плохие отзывы даже на самого хорошего руководителя. Ведь обиженный работник в порыве гнева способен просто оклеветать бывшего работодателя. В таких случаях он сам неосознанно становится агрессором.

«А вдруг само рассосется?»

До сих пор многие сотрудники, несмотря на осведомленность, не торопятся прибегать к правовым инструментам для решения проблем с насилием на рабочих местах. Почему?

- Потому что есть страх, что станет еще хуже, - говорит Э. Усиня. – Работники считают, что лучше перетерпеть, вдруг само рассосется. Так вот, говорю сразу, что не рассосется. Насилие имеет свойство нарастать.

- Да, я довольно часто слышу, что работники пытаются перетерпеть моббинг, потому что боятся ухудшить ситуацию, - подтверждает К. Раценайс. – Но, чтобы ухудшения не случилось, можно использовать такой инструмент, как профсоюз, который будет действовать от твоего имени. Поверьте, в тот момент, когда у самого человека руки трясутся от стресса, профсоюз его реально способен спасти.

- Как может поступить работодатель, видя эмоциональную нестабильность в коллективе?

- Ответственность работодателя заключается в том, чтобы обеспечить здоровую атмосферу в коллективе. Он обязан информировать агрессора о неприемлемости его поведения, разъяснить ситуацию и, возможно, прервать с этим человеком трудовые отношения, - продолжает К. Раценайс. – Так будет лучше для всего коллектива. Кроме того, для работодателя важно понимать ситуацию адекватно. Сотрудник-агрессор может и не осознавать, что он нервирует всех вокруг. Для того, чтобы не допустить ситуаций с моббингом, существуют коллективные договоры и индивидуальные договоренности – правила, под которыми сотрудник подписывается при устройстве на работу и которые обязан выполнять.

Где доказательства?

Часто насилие трудно доказать, признает Элина Усиня. Но даже в том случае, если доказательств нет, важно обратиться в Бюро по правам человека, и тогда уже работодателю придется доказывать, что его действия были законны и справедливы.

- Что подойдет в качестве доказательств моббинга?

- Любые сигналы, - отвечает К. Раценайс. – Например, копии переписки или показания свидетелей.

- Если человек незаметно записал унизительный для него разговор на диктофон, можно использовать такую запись в суде?

- Психологический террор на рабочем месте – это та область, где работнику может быть очень сложно, а иногда и невозможно получить иные доказательства, подтверждающие травлю со стороны работодателя, кроме тайно сделанных аудио- или видеозаписей, особенно, если моббинг проявляется в словах или жестах. Поэтому в определенных случаях тайная запись разговора работника с работодателем может быть допустима.

К счастью или к сожалению, много зависит от судьи, к которому попало ваше дело. Я наблюдал, как схожие дела в руках одного судьи были признаны моббингом, а в руках другого – нет.

«Да чтоб ты сдох!», или когда пора увольняться

Если человек на рабочем месте чувствует ненависть к боссу или коллегам (а такое бывает, и это не секрет, признает Каспар Раценайс), то это сигнал, что, во-первых, работнику пора к врачу, во-вторых – увольняться из этого коллектива.

Если ситуация на рабочем месте стала настолько невыносимой, что продолжать трудовые отношения уже невозможно, то работник имеет право расторгнуть трудовой договор.

Часть пятая статьи 100-й Закона о труде предусматривает, что работник имеет право немедленно расторгнуть трудовой договор, если для этого имеется важная причина.

Увольнение работника основано на его субъективной оценке ситуации и обстоятельств на данный момент, что приводит к выводу о невозможности продолжения трудовых правоотношений с работодателем из соображений морали и справедливости.

Если работник напишет начальнику такое уведомление, тот не может отказать ему в немедленном увольнении. Например, если вы подали такое заявление сегодня, то трудовые отношения прекращаются с сегодняшнего дня.

Уведомление нужно составить в двух экземплярах – один подать работодателю, а второй – для подписи работодателя о том, что он документ получил. Это будет доказательством того, что вы не самовольно перестали приходить на работу.

Правда, ни в трудовом законодательстве, ни в Гражданском законе конкретно не указано, какие действия работодателя считаются важными причинами для увольнения согласно вышеуказанному пункту статьи. Но судебная практика показывает, что уважительными признаются следующие причины:

  • работодатель притеснял работника;
  • работодатель приказал работнику нарушить авторские права или поручил совершить действия, оскорбляющие честь и достоинство третьего лица. Например, работодатель заставляет своего работника воспроизводить в цифровом виде имеющиеся в продаже книги и размещать их в Интернете для всеобщего пользования, или работодатель заставляет своего работника (журналиста) писать необоснованные и клеветнические статьи о человеке;
  • работодатель в течение длительного времени не выплачивает работнику заработную плату, в результате чего у работника нет средств к существованию, чтобы добраться до работы, а работодатель не реагирует на требование работника о прекращении трудового договора;
  • работник испытал психологический террор и поэтому не желает продолжать работу;
  • присутствие на рабочем месте стало невыносимым из-за моббинга.

Обратите внимание, что независимо от причины увольнения работодатель обязан выплатить все причитающиеся суммы и компенсацию за весь неиспользованный ежегодный отпуск в день увольнения, напоминает Каспар Раценайс:

–  Так что, работодатели, позаботьтесь о том, чтобы ваш работник хорошо выспался и был сыт, в таком случае он едва ли захочет уволиться досрочно.

Елена ПЕВЦОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.