Freepik.com
Freepik.com
Жизнь

Член правления SEB Life and Pension Baltic SE (подразделение банка, управляющее пенсионными фондами) Кристине Ломановска считает, что сегодня на «приборной панели» пенсионной системы горят несколько «красных лампочек». Какие опасности грозят пенсионной системе и с чем они связаны – об этом она рассказала «МК-Латвии».

Важен баланс

– Как поддерживается стабильность пенсионной системы?

– Для стабильной пенсионной системы необходимы три пенсионных уровня. Поскольку на состояние первого уровня пенсионной системы в основном влияют демографические факторы и рынок труда, а на накопления второго уровня влияют финансовые рынки капитала, эти уровни поддерживают друг друга, компенсируя риски на пути к общей цели – благополучию пенсионеров.

Как указано на сайте Министерства благосостояния, цель государственной накопительной пенсионной схемы второго уровня  состоит в том, чтобы, не увеличивая ставку взносов социального страхования для пенсий по старости, добиться увеличения пенсий за счет инвестирования части этих взносов на финансовом рынке капитала, где эти деньги будут приносить проценты. Однако тут нет ни слова о задаче сбалансировать демографические риски, речь лишь о том, чтобы заработать больше денег, чем съест инфляция, что является основой для индексации первого уровня пенсий.

При этом хочу напомнить, что условия для инвестирования во второй уровень пенсий в Латвии по-настоящему открыли только в 2018 году, когда разрешили инвестировать в акции как минимум 50% средств пенсионных планов. До этого момента задача инвестировать была похожа на то, как просить пловца со связанными руками и ногами принять участие в олимпийских соревнованиях по плаванию.

Мы находимся на краю ямы

– В чем вы видите опасность для пенсионной системы?

– Я хочу напомнить, что когда создавался второй пенсионный уровень, было понятно, что капитал на первом уровне объективно будет снижаться – из-за демографических и других макроэкономических факторов, а второй пенсионный уровень будет это компенсировать. Именно поэтому изначально планировалось, что социальные взносы будут делиться между уровнями поровну – 10% на первый уровень и 10% – на второй. Однако это так и не было реализовано. С 2009 по 2012 год лишь 2% от брутто-доходов направлялось на второй пенсионный уровень, в 2013 и 2014 годах – 4%, в 2014 году – 5%, с 2016 года – 6%. А теперь речь идет о возврате к 5%. Вместо того, чтобы укреплять второй уровень пенсий и увеличивать взносы на этом уровне до первоначально запланированных 10%, правящие решили перенести 1% со второго пенсионного уровня на первый, создавая дополнительную нагрузку на первый уровень пенсионной системы. Мы находимся на краю ямы, но планируем выкопать ее еще глубже, потому что игнорируем демографические прогнозы.

– Многие рассуждают так: мы получим пенсии из тех пенсионных накоплений первого уровня, которые индексируются. Значит туда и надо вкладывать больше денег. Ведь второй пенсионный уровень не индексируется.

– Но он зарабатывает на финансовых рынках. Индексация – тоже вопрос, который меня волнует. Государство обязуется индексировать пенсии и поддерживать стабильность пенсионной системы, но непонятно, как оно будет это делать. Мы же деньги на индексацию не с деревьев будем брать – они должны прийти за счет тех же  налогов. Вопрос – как мы будем зарабатывать в будущем? Кто будет платить налоги?

Давайте посмотрим на макроэкономические показатели.

– Что они показывают?

– Правительство и Минблаг, видимо, уверены, что с социальным бюджетом все будет в порядке. Основанием для этого служит ситуация, которая  была до сих пор: число пенсионеров на тысячу человек трудоспособного населения остается относительно стабильным и даже снижается в течение последних трех лет. К сожалению, при этом не учитываются демографические прогнозы: в 2040 году на одного пенсионера будут приходиться уже не 3,2 работающих, как сейчас, а только два. В 2040 году на рынок труда выйдут молодые люди, родившиеся в 2022 году, или чуть раньше. Однако, как вы понимаете, рождаемость в 2022 году задним числом повысить невозможно. На рынок труда выйдут столько людей, сколько родилось. Так как же нам в будущем восполнить одного недостающего работника на каждого пенсионера? Поднять налоги? Повысить пенсионный возраст? Правительство уклончиво заявляет, что в настоящее время эти вопросы не стоят на повестке дня.

С моей точки зрения, министерства, особенно Минблаг, не думают о долгосрочной перспективе, о том, как будет развиваться демографическая ситуация, даже если предположить, что показатели смертности существенно не изменятся. Но мне непонятно, как государство выполнит свои обязательства по выплате государственных пенсий – как компенсирует нехватку работающих людей по отношению к пенсионерам?

Откуда взять работников?

– За счет чего в принципе эту нехватку работающих можно компенсировать?

– Видимо, правительство рассчитывает, что это произойдет за счет экономического роста, который позволит ежегодно вливать по миллиарду евро в пенсионную систему, чтобы сохранить ее стабильность. Но мне слабо верится, что у нас будет такой экономический рост и что мы сможем позволить себе вливать такие суммы.

– Может быть выход – активнее приглашать в Латвию иностранную рабочую силу?

– Да, есть и такой вариант. Я подсчитала, что для компенсации одного отсутствующего работника в 2040 году и для выполнения обязательства выплачивать государственные пенсии первого уровня нам потребуется ввезти в Латвию около 400 тысяч рабочих-мигрантов, которые будут платить налоги. Это очень большое число. И оно показывает глубину ямы, на краю которой мы стоим. Наивно думать, что если ввезти немного иностранных рабочих, яма залатается. Возможно, экономическая ситуация немного улучшится, но не сильно.

Мы совершаем ошибку

– Почему перенаправление 1% средств со второго пенсионного уровня на первый вы считаете ошибкой?

– Потому что странно рассчитывать на это, как на единственную спасительную соломинку.

Этот 1% не спасет ситуацию, или изменит ее незначительно, но факт остается фактом, мы идем в неправильном направлении.

Чем меньше денег пойдет на первый уровень пенсионной системы, тем меньше будет налоговая нагрузка на тех юношей и девушек, что в будущем выйдут на рынок труда.

– Почему она будет меньше?

– Поскольку рост заработной платы тесно связан с инфляцией, а также с индексацией первого уровня пенсий, сам факт того, что у будущих работников вырастет заработная плата и, соответственно, увеличатся взносы на социальное страхование, не компенсирует влияние индексации накопленного пенсионного капитала. Поэтому говорить, что это перераспределение окажет положительное влияние на пенсионную систему или не окажет никакого влияния – просто демагогия. Ведь есть и другие варианты решения проблемы.

– Какие например?

– Надо двигаться к другому распределению пенсионных средств: 10% от социальных взносов направлять на первый пенсионный уровень и 10% на второй, в этом случае мы создадим меньшее давление на пенсионную систему первого уровня и на обещание ее поддерживать. Была мысль, что к этой пропорции 10% на 10% мы будем двигаться постепенно. Но мы начали двигаться в обратном направлении – об этом я беспокоюсь.

– Кто обещал, что мы будем двигаться к распределению 10 % на 10 %?

– Министр благосостояния Улдис Аугулис заявил, что документ с подобным обещанием не может найти, что это измышление банков, но документ с подобным обязательством точно фигурировал в начале 2000 годов. Я сама помню, что в начале нулевых говорили о процентном соотношении 10% на 10%, хотя и понимали, что тогда ввести такое соотношение было невозможно. Такое чувство, что Кабинет министров обуяла всеобщая амнезия.

– Может быть ,банкам просто выгодно, чтобы на втором пенсионном уровне оставалось больше денег? Ведь банки занимаются администрированием пенсионных вкладов и просто не хотят терять эти деньги.

– Доходы от администрирования пенсий второго уровня составляют 2 процента от всех доходов банка, это очень маленькая часть дохода. И если их не будет, это не значит, что банки перестанут существовать. Банки и распорядители фондов подняли тревогу из-за самого принципа распределения пенсионных денег. Мы забываем, что второй пенсионный уровень был создан, чтобы помочь пенсионной системе не полностью зависеть от демографической ситуации и иметь возможность зарабатывать на финансовых рынках. Риски первого пенсионного уровня связаны с демографической и экономической ситуацией, с состоянием развития народного хозяйства, с выплатой налогов, а второй уровень зависит от финансовых рисков. Задача второго пенсионного уровня – не только заработать, но и поддерживать общее замещение пенсий на значимом уровне, чтобы пенсионная система была стабильной.

Я недополучила четверть накоплений

– Есть мнение, что второй пенсионный уровень не работает эффективно и в долгосрочной перспективе приносит немного прибыли. Это действительно так?

– Это неправда! На данный момент у нас лучший второй пенсионный уровень, который когда-либо был. С 2020 года накопления второго уровня пенсий передаются по наследству, с 2021 года до 100% средств можно инвестировать в акции, с 2022 года молодым людям предлагаются соответствующие их возрасту активные планы вместо консервативных, где они по определению не могли заработать. И наконец, комиссионные в Латвии самые низкие в странах Балтии.

Если мы говорим о втором пенсионном уровне, хочу привести и личный пример. Я рассчитала, что если бы с 2001 года, когда я вышла на рынок труда и присоединилась ко второму пенсионному уровню, он работал по тем же принципам, как сейчас, то у меня сейчас накопления на втором пенсионном уровне были бы на 25 процентов больше. Однако были в силе ограничения, которые не позволяли в годы моей молодости инвестировать деньги второго пенсионного уровня в активные планы, в акции.

Поэтому мы не можем сравнивать отдачу от моего второго пенсионного уровня с отдачей у тех молодых людей, которые только вступают на рынок труда.

Еще один момент, улучшивший положение на втором пенсионном уровне: с 1 июля 2024 года управляющие пенсионных фондов наконец-то видят своих клиентов и могут предлагать им сменить менее выгодный пенсионный план на более выгодный в зависимости от возраста.

– Это уже принесло результаты?

– Да, уже в июле и в августе многие клиенты поменяли пенсионные планы, причем не перебегая от одного управляющего к другому, а меняя планы в рамках одного управляющего. В перспективе это принесет прибыль, но, конечно, накопления не будут расти очень быстро. И надо помнить, что, приближаясь к пенсионному возрасту, стоит снижать риски, инвестируя в более консервативные планы.

Какими еще инструментами кроме приглашения большого числа гастарбайтеров можно компенсировать в будущем недостаток денег на первом пенсионном уровне, если в стране не будет решена проблема с демографией и не будет впечатляющего экономического роста?

– Либо придется повышать налоги, либо поднимать пенсионный возраст. Например, в Эстонии привязали выход на пенсию к предполагаемой продолжительности жизни. И чем дольше люди живут, тем в более позднем возрасте они могут выйти на пенсию.

– Что вы думаете о повышении необлагаемого минимума для пенсионеров? И о налоговой реформе?

– Думаю, рынок труда и пенсионеры приспособятся к этому. Ничего плохого о налоговой реформе в целом сказать не могу.

Но я хочу напомнить об уплате налогов: до сих пор третья часть работающих в Латвии платит налоги с минимальных зарплат. И тут могут быть разные причины, есть те, у кого действительно зарплаты низкие и те, кто платит налоги не со всей зарплаты. Но если вы рассчитываете получать хорошую пенсию, надо понимать, что и вклад в пенсионную систему в виде налогов должен быть больше. 

Мнение министра

Министр благосостояния Улдис Аугулис, выступая на Дне сениоров в Сейме, заявил: «Я был против перенесения 2% социальных взносов со второго пенсионного на первый уровень. Могу заверить, что 1%, который мы переносим со второго на первый пенсионный уровень, не повлияет на будущих пенсионеров. Более того, он даст хороший прирост доходов, если зарплаты в стране будут регулярно повышаться. А что будет с финансовыми рынками в будущем, никто не может прогнозировать. Надо с умом вкладывать деньги со второго пенсионного уровня в экономику Латвии».

День сениоров в Сейме: чего хотят пенсионеры?

Недавно в Сейме прошел День сениоров. Айя Барча, глава Латвийской федерации пенсионеров, участвовавшая в этом мероприятии, рассказала «МК-Латвии» о нуждах и требованиях сениоров, которые были озвучены политикам.

– Какие вопросы рассматривались на Дне сениоров в Сейме? Какие предложения озвучили сениоры?

– Этот день организовала Комиссия Сейма по социальным делам, в мероприятии приняли участие министр благосостояния Улдис Аугулис, министр здравоохранения Хосам Абу Мери, министр VARAM Инга Берзиня и министр финансов Арвил Ашераденс. Мы выслушали их выступления, они отвечали на вопросы пенсионеров. Мы работали в трех группах, обсуждали круг тем – о социальных вопросах и пенсиях, о здравоохранении и о цифровых навыках. По итогам дня составили меморандум и вручили его спикеру Сейма. Этот документ рассмотрят в президиуме Сейма и отдадут в разработку на комиссии Сейма.

– Каковы были главные предложения сениоров?

– В сфере цифровых навыков: в центрах обслуживания жителей самоуправлений нужны подготовленные работники, которые смогут проконсультировать сениоров и помочь им заполнить документы в электронном виде. Нужно организовать и обучение сениоров цифровым навыкам, но для этого потребуется дополнительное финансирование. Мы просим также сохранить в учреждениях бумажный формат документов, чтобы не затруднять сениоров. В социальной сфере – обсуждалось введение базовой пенсии: сейчас базовой пенсией можно считать доплаты за трудовой стаж до 1996 года, а в будущем это могут быть персонифицированные доплаты за стаж, начиная с 1996 года.  Обсуждался и вопрос об индексации пенсий. Федерация пенсионеров предлагает рассмотреть возможность индексировать пенсии дважды в год – в апреле и октябре – и ежегодно при индексации учитывать рабочий стаж. Также мы предлагаем людям со стажем 45 лет и более индексировать пенсии в стопроцентном размере.

Если сейчас при индексации пенсий учитывается половина средней зарплаты страховых платежей, то мы просим, чтобы учитывались 100 процентов зарплаты страховых платежей, за счет этого прирост доходов будет более ощутимым (о том, что такой вариант индексации планируется с 2025 года, на Дне сениоров сообщил министр финансов Ашераденс. – Прим. авт.). В сфере здравоохранения – говорили о лекарствах и компенсируемых медикаментах, о возможности купить лекарства не только в городах, но и на селе. Говорили и о возможности для сениоров быстрее попасть на медицинские обследования.

– Вы недавно сказали, что повышение необлагаемого минимума пенсий выгодно 60 тысячам работающих пенсионеров. Вы могли бы пояснить – почему? Ведь зарплата пенсионеров облагается налогом с первого евро.

– Многие пенсионеры работают не столько ради удовольствия, сколько ради того, чтобы выжить или помочь детям и внукам. Предполагается, что со следующего года  необлагаемый минимум пенсий больше не будет дифференцированным. Сейчас для пенсионеров он дифференцирован. Например, у инвалида третьей группы необлагаемый минимум 500+120 евро, у инвалидов 1-й и 2-й групп – 500+154 евро.

Как известно, с 2025 года необлагаемый минимум пенсий повысят до 1000 евро в месяц. Это значит, что и инвалиды не потеряют часть дохода. 

Что в этом хорошего для работающих пенсионеров? Если у пенсионера пенсия будет ниже необлагаемого минимума, например 500 евро, он сможет обратиться в СГД и вернуть переплату налога.

Марина СИУНОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.