Давно известно, что часть жителей Латвии не доверяют пенсионной системе государства. Одним так далеко до пенсии, что проще всего сказать – «Я так долго не проживу», вторые уже получают пенсию, но такую ничтожную, что хочется плакать. Главное же, тенденция нищеты сохраняется и для будущих поколений пенсионеров, ведь треть работающих латвийцев платят социальные взносы с минимальной зарплаты, а то и меньше.
Комиссия Сейма по долгосрочному развитию заслушала представителей Министерства благосостояния с докладом об устойчивости латвийской пенсионной системы в контексте демографической ситуации. По мнению экспертов Минблага, уже сейчас можно просчитать многие риски, связанные с выплатой пенсий, на четверть века вперед.
Пенсия – часть системы социального страхования
В Латвии система социального страхования финансирует сама себя. Это значит, что она пополняется социальными взносами работающих людей и должна выполнять все обязательства (по большей части они касаются выплаты пенсий), которые на себя приняла, говорит государственный секретарь Министерства благосостояния Ингус Алликс.
Размер пенсии по возрасту каждого латвийца напрямую связан с его фактическим вкладом, другими словами, с тем, сколько социальных взносов человек сделал в течение трудовой жизни. Одновременно существует и принцип солидарности – работающие латвийцы, делая социальные взносы, обеспечивают пенсии для нынешних пенсионеров. Разумеется, они рассчитывают, что по выходу на пенсию и сами будут получать деньги из тех социальных взносов, которые впоследствии будут делать более молодые жители страны.
С 1998 года, когда ставка обязательных взносов государственного социального страхования (VSAOI) составляла 37,09%, она снизилась до нынешних 34,09%. «Установка была такая, чтобы финансировать социальную систему при помощи как можно меньших взносов работающих жителей», – поясняет Алликс.
Пенсионная система Латвии состоит из трех уровней, что в теории должно бы обеспечивать ей равномерное развитие в долгосрочной перспективе, адекватный уровень замещения доходов жителей и в целом снизить риски каждого отдельного уровня.
Минимальный стаж повысится до 20 лет
В Министерстве благосостояния говорят, что жители Латвии имеют весьма слабое представление об уровнях пенсионной системы, хотя ее реформа состоялась уже 30 лет назад, а второй уровень действует уже более 20 лет.
Каждому важно знать хотя бы следующую базовую информацию о своей будущей или нынешней пенсии:
- С 1 января 1996 года в стране действует 1-й пенсионный уровень, основанный на принципе солидарности поколений.
- С 1 июля 2001 года введен также 2-й пенсионный уровень (поначалу для части работников он был обязательным, для части – добровольным).
- С 1998 года в стране запущен также 3-й пенсионный уровень (взносы на этот уровень человек делает добровольно, сам определяет их размер и управляющего, также взносы за человека может делать его работодатель).
Так вот, 1-й пенсионный уровень является пенсионной схемой, основанной на индивидуальных страховых взносах. В этой системе пенсионного страхования обязательно участвуют все работающие жители Латвии с возраста 15 лет. Человек делает виртуальные пенсионные накопления в течение всей своей трудовой жизни. Это значит, что реально его социальные взносы, конечно, не копятся на каком-то отдельном счете в банке, однако они точно рассчитаны и записаны на его имя. Когда придет время выходить на пенсию, эти деньги жителю Латвии начнут выплачивать из социальных взносов тех людей, которые на тот момент будут работать.
Возраст выхода на пенсию в Латвии постепенно увеличивается и к 2025 году достигнет 65 лет (в 2023 году – 64 года и 6 месяцев). «По возрасту выхода на заслуженный отдых Латвия находится примерно посередине между странами Европы. У нас пенсионный возраст не самый маленький, но и не самый большой», – комментирует госсекретарь Минблага.
В Латвии у жителей имеется возможность досрочного выхода на пенсию. При наличии трудового стажа в размере не менее 30 лет в 2023 году можно запросить пенсию уже по достижении возраста 62 лет и 6 месяцев.
Для получения государственной пенсии по возрасту на данный момент латвийцу требуется отработать не менее 15 лет, однако с 2025 года требования к страховому стажу увеличатся до 20 лет. Если нужного стажа нет, то человек сможет получать лишь государственное пособие социального страхования, а это жизнь за гранью нищеты.
Однако нужно помнить, что людям, которые имеют необходимый для назначения пенсии по возрасту трудовой стаж, государство гарантирует выплату минимальной пенсии. Такую пенсию (которая зависит от накопленного стажа) выплачивают всем латвийцам, собственная пенсия которых не дотягивает до установленного государством минимума.
А сколько отчисляют на 2-й уровень?
Как уже говорилось, каждый работающий уплачивает государству взносы социального страхования (VSAOI). Общие отчисления составляют 34,09% от зарплаты, при этом львиная доля взносов поступает именно на пенсионное страхование – 23,91%.
Как же распределяются ваши налоговые взносы? В Минблаге поясняют, что 14% от зарплаты любого работающего в нормальном налоговом режиме латвийца виртуально поступают на его 1-й пенсионный уровень, а еще 6% – на 2-й пенсионный уровень.
Куда пропадают еще 3,91%? Оказывается, эти деньги представляют собой солидарный взнос на то, чтобы государство могло финансировать выплаты нынешним пенсионерам, которые были начислены по «старой системе» в начале 1990-х годов. Например, таким образом работающие люди финансируют старые пенсии по выслуге лет, а также пособия для пенсионеров, переживших своих супругов, пенсии по потере кормильца и доплаты до минимальных пенсий.
Интересно!
На портале гражданских инициатив manabalss.lv началось голосование за то, чтобы сделать взносы во 2-й пенсионный уровень добровольными. По мнению авторов инициативы, это поможет латвийцам экономить на налогах сразу 6% от зарплаты.
Пенсионеров становится меньше
Возраст выхода на пенсию в Латвии постепенно поднимается уже с 1996 года. Например, для женщин к 2025 году он увеличится с 55 до 65 лет, а для мужчин – с 60 до 65 лет. Это основная причина, по которой в Латвии снижается число пенсионеров, ведь становится меньше пожилых людей, которые вообще доживают до возраста выхода на заслуженный отдых, сокращается и количество лет, которые среднестатистический латвиец проводит на пенсии по возрасту.
Сейчас в Латвии проживает 439 тысяч получателей пенсий, которые либо достигли полного пенсионного возраста, либо запросили пенсию досрочно. Для примера, в 1997 году в стране имелось 511 тысяч пенсионеров.
Как сделать 1-й пенсионный уровень стабильным?
Сегодня Министерство благосостояния считает, что на долгосрочность 1-го пенсионного уровня влияют демографические и экономические факторы. К первым относится падающая рождаемость, смертность, миграция, прогнозируемая продолжительность жизни и т. п. К экономическим факторам можно причислить число трудозанятых жителей Латвии, их среднюю зарплату и инфляцию.
Для того, чтобы виртуальные накопления работающих латвийцев не сгорали под действием инфляции, их ежегодно индексируют с учетом роста средней зарплаты по стране и инфляции.
Еще одна «подушка безопасности», это прогнозируемый срок жизни, который входит в формулу расчета пенсии. Напомним, что пенсия для любого жителя Латвии рассчитывается по такой формуле:
P = K/G, где:
P – годовая пенсия (для получения суммы ежемесячной пенсии ее надо разделить на 12),
K – пенсионный капитал, накопленный социально застрахованным человеком, который с 1996 года состоит из индивидуальных страховых взносов, а также ежегодной индексации пенсионного капитала,
G – средний период времени (в годах), в течение которого государство должно будет выплачивать человеку пенсию. Конечно, если человек проживет больше, чем планируют статистики, пенсию у него не заберут, период выплаты пенсии является лишь информационным показателем.
Выходит, что чем больше прогнозируемый срок жизни среднего латвийца на момент запроса пенсии, тем меньшую пенсию ему начислят. И наоборот: если продолжительность жизни в Латвии резко сократится или же сам пенсионер решит выйти на пенсию не в 65 лет, а в 68 или даже в 70, то показатель G в этой формуле уменьшится и ежемесячная пенсия станет больше. Для людей разных возрастов коэффициент G будет разным.
Также важно понимать, что на данный момент для жителей Латвии при выходе на пенсию учитывается еще и начальный капитал. Он применяется к стажу, накопленному до 1996 года. Так что годы, отработанные до реформы пенсионной системы, тоже учитываются при начислении выплат.
Сколько латвийцы живут на пенсии?
В последнее время было много дискуссий об устойчивости латвийской пенсионной системы в связи с ухудшением демографической ситуации, например, старением общества и сокращением рождаемости. Решением этой проблемы, по мнению некоторых экспертов, может стать новое повышение пенсионного возраста. Но действительно ли это решение применимо для Латвии?
Как уже было упомянуто, важным фактором при оценке стабильности пенсионной системы является прогнозируемая продолжительность жизни для тех 65-летних латвийцев, которые выходят на заслуженный отдых. Это статистический показатель, который позволяет понять, как долго государство должно будет платить пенсию среднему сениору.
Не нужно путать этот показатель с общей прогнозируемой продолжительностью жизни, который рассчитывается с рождения (например, в 2019 году для латвийских мужчин это были 70,6 лет, для женщин – 80,2 года). Ведь у людей, которые уже прожили до 65 лет, прогнозируемая продолжительность жизни больше, чем в среднем по населению страны. Большая часть демографических рисков в этом возрасте у человека уже позади.
«Сейчас дискутировать о пенсионном возрасте, скорее всего, невозможно, – указал госсекретарь Минблага. – В Латвии, так же как в других государствах Евросоюза, на продолжительность жизни очень сильно повлияла пандемия Covid-19. До вспышки коронавируса прогнозируемая продолжительность жизни 65-летних увеличивалась и составляла уже 17,22 года. За последние же годы этот показатель снизился: в 2020 году – до 16,66 лет, в 2021 году – до 15,51 года. Таким образом сейчас нельзя сказать, что продолжительность жизни растет, поэтому давайте поднимать пенсионный возраст, ведь на самом деле тенденции не позитивные. Когда же средняя продолжительность жизни после 65 лет начнет расти, такая дискуссия, скорее всего, станет легитимной, тогда и можно обсуждать, что дальше делать с пенсионным возрастом».
Показатели демографической нагрузки показывают, что в 2022 году на 1000 латвийцев трудоспособного возраста приходилось 360 сениоров в возрасте старше 65 лет. В соответствии с прогнозами Европейской комиссии к 2040 году в Латвии эта пропорция будет уже 1000:492. Также предполагается, что будет расти средний возраст жизни латвийских пенсионеров и к 2025 году они будут проводить на заслуженном отдыхе уже по 21,7 лет.
Государство также должно откладывать на пенсии
В Министерстве благосостояния отмечают, что для выплаты пенсий государству необходимо иметь финансовые накопления и резервный фонд.
В Швеции, где действует пенсионная система, очень похожая на латвийскую, имеются государственные накопления в размере шестилетней выплаты пенсии всем сениорам страны. В Латвии на данный момент с 2010 года на эти цели накоплено только 1,7 миллиарда евро, тогда как на выплату пенсий в годовом разрезе требуется не меньше 2,9 миллиарда евро. В 2022 году доходы специального бюджета страны лишь на 343 миллионов евро превысили расходы. Это позволило направить излишки в накопления, но в этом году не ожидается даже такого профицита.
Старший эксперт департамента социального страхования Министерства благосостояния Даце Трушинска говорит, что согласно данным Государственного агентства социального страхования средняя пенсия по возрасту в первом квартале 2023 года достигла уровня 528 евро. В течение года средняя пенсия повысилась на 100 евро, что является рекордом для Латвии. Повышение произошло благодаря большой индексации осенью 2022 года, но нет сомнений, что оно было тут же «съедено» инфляцией.
Нужно ли делиться со здравоохранением?
Много раз говорилось о том, что латвийскому здравоохранению критически не хватает государственного финансирования. Недавно прозвучала идея, что недостающие средства можно было бы взять из специального «пенсионного» бюджета.
Ингус Алликс говорит, что теоретически это возможно, если ликвидировать или перераспределить отдельные услуги социального страхования. Но просто так перечислять часть социальных взносов в пользу медицинского страхования невозможно, считает госсекретарь.
Например, в Эстонии жители действительно платят за страхование здравоохранения, направляя на эти цели 9% от своей зарплаты. Деньги поступают в отдельный фонд, из которого затем оплачивают в том числе и больничные пособия. А вот страхование на случай инвалидности и выплату пенсий инвалидам Эстония финансирует из основного государственного бюджета, а не из социального бюджета, как Латвия.
«Если принять решение, что мы часть нынешних социальных взносов жителей страны направляем именно на страхование здравоохранения, нужно искать другой источник финансирования для пенсий по инвалидности, страхования материнства или родительских пособий, которые на данный момент у нас финансируются из специального социального бюджета», – говорит Алликс.
Другими словами, просто так забрать наши пенсионные накопления на финансирование больниц не получится. Надо или увеличивать ставку социальных взносов, по сути вводя новый «медицинский» налог, или снимать с социального бюджета большую часть нынешних расходов.
Почему жители платят взносы по минимуму?
Ингус Алликс очень обеспокоен тем, что примерно треть из работающих латвийцев делает взносы социального страхования с зарплаты, соответствующей минималке, а то и не дотягивающей до нее. При реформе латвийской пенсионной системы главной задачей было добиться, чтобы при выходе на пенсию жители получали адекватное замещение своей прежней зарплаты. Но если человек вносит социальный налог с минимальной зарплаты, то как-то нелогично надеяться на большую пенсию, считает госсекретарь Минблага.
В этом отношении властям в течение последних 25 лет так и не удалось ничего изменить. До кризиса 2008 года цифры выглядели немного более обнадеживающими, похоже, люди тогда поняли, что их социальные взносы влияют не только на будущие пенсии, но и на краткосрочные пособия – родительские, по безработице и т. п. Но после 2009 года улучшений больше нет.
Если количество работающих жителей Латвии уменьшится, то в будущем может сократиться и уровень замещения пенсии. Раз в три года Европейская комиссия дает каждой стране ЕС задание по составлению долгосрочных прогнозов, говорит Сандра Стабиня, директор департамента социального страхования Министерства благосостояния. До сих пор Латвия получала только положительные оценки от Европы.
Однако проблема заключается в адекватности пенсий, в уровне их замещения в долгосрочной перспективе. На данный момент пенсия замещает среднему жителю Латвии только 40,2% от его бывшей зарплаты.
В теоретических расчетах Европейской комиссии сказано, что к 2050 году житель Латвии, имеющий 40 лет трудового стажа, при выходе на пенсию будет получать только 30% от своей привычной зарплаты.
Есть предложения!
Ситуация выглядит не очень хорошо, но Минблаг уверяет, что у него имеются предложения по усовершенствованию 1-го пенсионного уровня. В принципе, ничего нового министерство не предлагает.
- Необходимо восстановить доплаты к пенсиям по возрасту и инвалидности за стаж до 1996 года для тех жителей Латвии, которые вышли на заслуженный отдых после 1 января 2012 года, когда начисление этих доплат было прекращено.
По мнению представителей Минблага (которое совпадает с мнением организаций, представляющих интересы пенсионеров), возвращение доплат, это вопрос социальной справедливости.
- Также необходимо взвесить возможность введения базовых пенсий.
- Следует усовершенствовать механизм индексации пенсий.
- Нужны условия для создания финансового резервного фонда государственного социального страхования. Кстати, этот пункт уже значится в плане действий правительства.
Три уровня: плюсы и минусы
У латвийцев до сих пор возникают вопросы, почему латвийская пенсионная система состоит из трех уровней. В Минблаге поясняют, что это необходимо для стабильности и снижения рисков. Дело в том, что на 1-й пенсионный уровень сильно влияет экономическая и демографическая ситуация в стране, в то время как 2-й и 3-й уровни подвержены рискам биржевых колебаний, ведь хранящиеся в них пенсионные накопления латвийцев обращены в акции и облигации.
В дискуссии по вопросу 2-го пенсионного уровня депутаты Сейма справедливо указали, что у латвийцев слишком много вопросов к этой системе. Вопросы эти касаются как выбора пенсионных планов (каждый работающий человек имеет право выбрать и поменять пенсионный фонд, в который поступают его социальные взносы 2-го пенсионного уровня), так и вопросов наследования этих накоплений. Государственным учреждениям нужно вести информационную работу с населением.
При этом, как сообщалось, в начале 2023 года из-за колебаний рынка капиталов накопления латвийцев в пенсионных фондах 2-го уровня резко сократились. Скорее всего, это явление временное, но от этого не менее тревожное.
В Сейме сообщили, что осенью вернутся к предложениям по улучшению работы 2-го пенсионного уровня и пенсионной системы страны в целом.
По материалам lvportals.lv