В рижском районе Саркандаугава появился новый пешеходный мост над железной дорогой, который тут же вызвал острую критику. Многие рижане посчитали, что специальные рельсы, предусмотренные на этом мосту для инвалидов-колясочников и родителей с детскими колясками, использовать практически невозможно.

Велосипедисты справятся, инвалиды – нет

Больше всего удивления у рижан вызвал наклон, под которым по лестнице проложены железные рельсы для инвалидных и детских колясок.

«Инвалиду одному без помощи никогда не подняться по такой лестнице, – пишет Дмитрий Максимов, – спуститься, конечно, можно, но после такого спуска человек сразу отправится на тот свет».

«Кто спроектировал этот шедевр? – спрашивает Рита Бривуле. – Даже здоровому человеку по такой лестнице трудно будет вскарабкаться, не говоря уже об инвалидах...»

«Эта «горка» вообще не подходит для латвийского климата, – считает Диана Памбакере, – как на нее взобраться в условиях обледенения зимой?»

Впрочем, у нового пешеходного моста есть и защитники. Роберт Карклиньш считает, что строителей упрекают напрасно: «Нет моста – плохо, теперь есть мост – снова плохо... Лучше бы люди беспокоились о недостатке мусорных урн в городе или об общественных туалетах, которые в 45% случаев закрыты или стоят грязными».

«Достаточно, чтобы лифты для подъема на мост постоянно находились в рабочем состоянии, – пишет Лолита Пфафроде, – а велосипедисты, как правило, молодые и сильные, они могут подняться и по таким рельсам!»

«Нормативы соблюдены!»

Представитель Latvijas dzelzceļš Агнесе Лиците утверждает, что пешеходный мост по ул. Эзера в Риге построен в соответствии с требованиями и принят в эксплуатацию, невзирая на крутые рельсы для колясок и велосипедов:

– Возможно, это не самое оптимальное решение, но замечу, что все действующие нормативы нами учтены. При этом мы консультировались с общественными организациями, которые представляют интересы людей с особыми нуждами, а также другими экспертами по доступности среды, и учли их рекомендации. В частности, мы оборудовали мост специальными лифтами – вертикальными подъемниками, которые могут использовать как инвалиды-колясочники, так и другие люди – мамы с колясками, велосипедисты и все, для кого подъем по лестнице представляет сложность.   

Специальные рельсы для подъема и спуска больше предназначены для велосипедистов, чтобы им не приходилось поднимать велосипед по лестнице, пояснила Агнесе Лиците.

«Это может привести к трагедии!»

А вот Арманд Буманис, член правления общественной организации Pilsēta cilvēkiem («Город для людей»), которая занимается вопросами городской среды, считает мост на ул. Эзера опасным:

– При спуске по этим специальным рельсам детская коляска или инвалидное кресло могут разогнаться. В таком случае инвалид или молодая мама просто их не удержат и не справятся с управлением. Это может привести к трагедии. А все из-за слишком крутого уклона.

– Но представители Латвийской железной дороги уверяют, что рельсы предназначены для велосипедистов.

– Мы считаем, что уклон этих рельсов непомерно крутой даже для велосипедистов. Если кто-то упустит на этих рельсах велосипед, может случиться беда.

– Для матерей с колясками и инвалидов есть возможность подниматься на мост на лифтах.

– По своему опыту могу сказать, что лифты, рядом с которыми постоянно не находится персонал и не ведет постоянное наблюдение, довольно быстро выходят из строя. Люди без определенного места жительства довольно часто начинают использовать такие лифты не по назначению, в качестве туалета или захламлять мусором, а хулиганы выводят из строя. В результате дорогостоящую технику чаще приходится чинить, чем использовать. В них просто некомфортно будет заходить. Исходя из практики, этот лифт долго не проработает. Такие лифты можно ставить на станциях или других местах, где постоянно есть сотрудники. Поэтому если инвалид попадет на такой переезд, то совершенно нет гарантий, что он попадет в этот лифт и сможет подняться и перейти на другую сторону железнодорожного полотна.

– Какой же выход из ситуации вы видите?

– Мы уже проконсультировались с другими активистами, и я могу сказать, что отличным выходом стал бы пандус. Понимаю, что места для его установки там и правда недостаточно, но при желании все-таки можно было найти решение, передвинув оба лифта в одну или другую сторону. Пандус стал бы спасением. А пока люди предпочтут не подниматься на мост с такими несусветными сложностями, а просто переходить через переезд даже при опущенном шлагбауме, как делают это сейчас. Выходит, что с появлением нового моста проблема не решена, он лишь немного улучшил ситуацию.

– А исправить такие ошибки еще можно?

– Конечно, можно. Но это дорого, придется снова вкладывать деньги.

«В недоступные места мы не ездим!»

Валерий Раков, председатель Общества людей с мышечными проблемами Motus Vita рассказывает, что информация среди людей с особыми нуждами распространяется очень быстро. В большинстве случаев люди на инвалидных колясках просто не едут туда, где их ждут проблемы с передвижением:

– Человек в коляске обычно не решает куда-то поехать спонтанно. Он продумывает и рассчитывает свою поездку задолго до того, как решается ее совершить. Поэтому такие тонкости, как недоступный лифт или слишком высокий угол подъема, чаще всего заставят его сменить планы и не посещать труднодоступное место, сэкономив свои нервы и время. Я еще понимаю, когда нет возможности сделать качественные подъемники в историческом центре Старой Риги, где почти каждое здание – предмет архитектуры, но удивляет, когда нужды колясочников не учитываются при строительстве или реконструкции более современных зданий. Вот это уже непростительное упущение.

Кстати, и в Старой Риге есть много зданий, которые обустроили свои лестницы и лифты с учетом нужд инвалидов с проблемами передвижения, и очень радует, что мы, люди с мышечными проблемами, такие здания все-таки можем посетить. Например, мы свои мероприятия для людей с особыми нуждами из нашего общества часто проводим в Доме семейного общества на ул. Клостера, там при реконструкции в 2014 году с нашим обществом проконсультировались и при оборудовании туалета, и при перестройке лестницы. Поэтому все там сделано удобно, и одно удовольствие такие места посещать и чувствовать заботу.

Когда меня привлекают при реконструкции разных зданий в качестве эксперта, я первым делом беру в руки европейские нормативы и многое сразу же становится на места. К чему изобретать велосипед, когда в нормативах уже все предусмотрено.

– Как вы относитесь к использованию специальных лифтов вместо пандусов для подъема людей с инвалидностью на мосты и переправы?

– Из своей практики я заметил, что инвалиды используют такие лифты редко, в то время как установка и последующее содержание таких конструкций стоит дорого и, как правило, не окупается. Железнодорожную переправу в Саркандаугаве я еще не использовал, поэтому личным опытом на этот счет пока поделиться не могу. Но как только кто-то из членов нашей организации хотя бы раз съездит, мы будем владеть полной информацией и либо запишем этот мост в черный список недоступных объектов, либо в белый – приемлемых и обустроенных мест для комфортного посещения.

 Виктория СОКОЛОВА


TPL_BACKTOTOP
«МК-Латвия» предупреждает

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая находиться на этом сайте, вы соглашаетесь использовать их. Подробнее об условиях использования файлов cookie можно прочесть здесь.